стр. 137
Ламед вов
В аспектах кдушо мы видим, что когда по какой либо причине делается уменьшение в каком-то месте или в каком-то аспекте, то, по милости Вс-вышнего, делается добавление в других аспектах, для того чтобы восполнить - в какой то степени, - недостаток, который сделался в этом аспекте.
И как мы находим начиная от первого греха, который был совершен после Матан Тойро[1], грех эгель[2], - как приводится в Геморо, "если бы не согрешили Исроэл, не было дано им, но только пять книг Торы и книга Йегошуа только", и подобно этому приводится в Мидраше, что "сказал ему Вс-вышний (Мойше) - не огорчайся по поводу первых скрижалей, что не было в них, но только десять заповедей только, а во вторых скрижалях Я даю тебе, что будут в них галохойс, Мидраш, и агодойс, это то, что сказано в Писании, "вайегед лехо таалумойс хохмо ки кифлаим летушио[3]", т.е., что добавились несколько и несколько аспектов в Торе, для того, чтобы восполнить уменьшение и недостаток, который сделался посредством греха эгеля.
И подобно этому в отношении разрушения бейс микдош[4] [который пришел посредством греха эгель, как сказано, "увейойм покди вепокадти", и также "вайивку hоом балайло hагу[5]", что из этого пришел плач 9 ава, что это есть идея хурбон[6]], что посредством этого были прекращены несколько и несколько вещей, начиная от аспекта корбонойс[7], что от него зависят все аспекты подъема миров и притяжения Б-жественности в миры, и как сказано, "розо дэкурбоно ойло ад розо дээйн соф[8]", - и для того, чтобы восполнить этот недостаток, распространился аспект молитвы, которую "вместо корбонойс установили их", больше, чем когда существовал Храм, что несмотря на то, что это есть аспект просьбы о прощении - слихо умхило - за грехи - авойнойс и пшоим - но пока что, во время молитвы, соединяется и связывается от с тем, о котором сказано "да' лифней ми ато оймед[9]" - мелех малхей гамлохим гакодош борух гу[10]!
И подобно тому, как это говорится об иньоним клолиим[11], также это в иньоним протиим[12], что когда есть кишолон[13] (а дурхфал) в определенном аспекте, тогда дают Свыше силы на аспект тшувы, что это есть силы более возвышенные, чем силы которые дают на работу изучения Торы и исполнения заповедей обычным образом, подобно различию между человеком, который находится на равнине, чтобы он смог подняться на "гору Вс-вышнего", что это легче, чем помощь тому, кто упал в "бейро амиксо[14]", что нужно вытащить его из глубокой ямы, и поднять его на вершину "hар Гавайе[15]".
[1] Дарование Торы
[2] (золотой) телец
[3] "И возвестил тебе тайны премудрости, ибо мудрость разнообразна" (Ийов 11, 6)
[4] Храм
[5] "И плакал народ в ту ночь" (Шлах 14, 1)
[6] разрушение (Храма)
[7] жертвоприношения
[8] "Тайна жертвоприношения поднимается до тайны Эйн Соф"
[9] "Знай, перед кем ты стоишь"
[10] Царь над царями царей – Святой, благословен Он"
[11] общие (общественные) вопросы
[12] частные вопросы
[13] провал
[14] глубокая яма
[15] "гора Вс-вышнего"