12. Вообще все Рабейим[1], несией[2] Исроэл, до Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур[3], одно целое, и каждый из них делал все вещи. Что это также понятно из выражения «мемалей мокойм авойсов[4]», что он занимает его место во всех деталях.
Тем не менее каждый Ребе имел свой собственный иньен, в котором он «гекохт», что через этот иньен он выполнял также остальные иньеним.
Как это объясняется в Игерес гаКойдеш[5], в маамар РаЗаЛ[6] «Овух б'май згир тфэй»[7], что хотя он соблюдал все мицвойс, тем не менее у него была специальная мицва, которая называется «ворота его души», и через эти ворота поднимаются все его Тора и мицвойс.
И это соответствует тому, что Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур[8] объясняет в сихойс, различия между Рабейим[9] в аспекте сфиройс[10], что Баал-Шем Тов и Магид это Кесер, Алтер Ребе[11] - Хохма, Мителер Ребе[12] - Бина и т.д. И известно про сфиройс, что каждая сфира составлена из всех сфиройс, но это только как все сфиройс проходят через именно эту сфиру. И также с Рабейим, что через иньен[13], который каждый Ребе в своем поколении «гекохт[14]» (в соответствии со своей сфирой), он включает также остальные иньеним.
13. Иньен, в котором гекохт Ребе Баал Гагилуло[15], это - все должно быть бепойал мамош и с максимальным распространением.
Ребе никогда не пугался положения другого человека, будь то исключительно б-гобоязненный еврей, или средний, или даже такой, что глупость животной души скрывает истину, настолько, что он совершенно не знает, что он должен делать тшуву. В каком бы положении тот ни находился, Ребе занимался с ним, часто делал ему благо в материальном смысле, что само собой это было благо также и в духовном смысле.
Поскольку когда тот знает, что сделали ему добро в гашмиюс, это подобно тому как говорится в Талмуде, что «Эйн одом мейиз понов бифнэй баал хойвой»[16], и само собой это действует на него также и в рухниюс[17].
Кроме того, что Алтер Ребе пришет в Танья[18], что «И если нет, не потерял награду за мицву агавас рэйим»[19], кроме этого, действует это, что тот делает тшуву, стать таким как нужно.
14. Это движение души, которое было у Ребе, мы учим из первого руководителя и пастыря Израиля - Мойше Рабейну.
Сказано «Вот слова, которые говорил Мойше»– слова упрека. Когда это было – после того, как он разбил Сихона и т.д. После того, как делают другому благо в гашмиюс[20], говорят ему упрек. И упрек принимается, и делает, что он должен сделать.
И это указание к Испаштусо д'Мойше б'хол доро[21] – Мойше в каждом поколении - первым делом давать добро, благословение и успех, и тогда упрекать. И в таком порядке, даже когда упрек по поводу золотого тельца - противоположности веры.
16. Пнимиюс гоиньен[22] в этом:
Когда еврею делают добро, то нет никакого сомнения, что делают мицву. Но когда делают еврею не хорошую вещь, и говорят, что это по Торе, то во-первых, может быть, что имеют ошибку в суде. Далее, может быть, что делают из-за личного отношения, и к тому же может быть, что бьют другого не потому что Шулхан орух велит, а потому что нравится бить.
Так мы находим, что судья должен быть только иш хэсэд[23], он должен уметь выучить зхус[24] на другого. И даже когда он приговаривает к малкойс[25], а иногда и к еще худшей вещи, даже тогда он сам не может исполнить приговор, хоть это по Шулхан Оруху, потому что он не может вынести горе другого, и практически делается это через шлиах бейс дин.
Только цадик гомур[26], как пророк Шмуэль, что он не имел своего собственного существования, и все его существование было выполнить волю Вс-вышнего, он сам убил Агага.
17. Хасидим хотят идти по дорогам Ребе, нужно знать, что хотя нужно беречься того, кто стоит ниже, чтобы не упасть самому, не дай Б-г, но нельзя его отталкивать, но только его поднимать, и делать добро, даже в гашмиюс, и через это приходит позднее также добро в рухниюс.
И тогда, как сказали РАЗАЛ, на посук «освещает глаза обоих Вс-вышний», что помогают свыше также ему, чтобы он шел по прямой дороге, и ему дают широкой рукой все, что ему нужно, ему и всем его бней баис[27]. Ему дают из Хесед шелмаало[28], который бли гвул[29], и дают ему также кли[30], как объясняет хасидус, «Вегу йхалкелехо[31]» – дать также кли, в который должна притянуться гашпо'о[32].
(Из Ликутей сихойс т.1 гл.»Бо»)
[1] мн. число от "Ребе"
[2] руководители
[3] Предыдущий Ребе (Ребе РаЙаЦ)
[4] «занимает (букв. «заполняет») место своих отцов»
[5] 4-я часть книги Тания[6] наши мудрецы, благословенна их память
[7] "Твой отец какую мицву выполнял особенно тщательно"[8] Мой тесть и учитель (рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон)
[9] Множественное число от «Ребе»
[10] Учение хасидизма и кабалы объясняет, что есть десять уровней, или десять способов, которыми Вс-вышний проявляет себя и управляет этим миром. Самый верхний уровень – это «кесер» - корона», далее «хохма» - мудрость, «бина» - понимание, «даас» - знание и т.д.
[11] Первый Любавичский Ребе
[12] Второй Ребе
[13] это слово не имеет точного перевода, и обозначает «аспект», «вопрос» и т.д. по контексту
[14] «Кох» на идиш – «кипение», «горение»
[15] вообще «гилуло» по-арамейски означает «хупа», т.е. свадьба. Тем не менее этим же словом обозначается день смерти правденика. Ибо «жизнь праведника это не материальная жизнь, а духовная жизнь – вера вс Вс-вышнего, страх перед Вс-вышним, любовь к Вс-вышнему» Подробнее см. Танья Игерес гакойдеш 27
[16] "Человек не наглеет перед тем, кому он должен"[17] духовность
[18] гл. 32
[19] Любовь к ближнему[20] материальность
[21] «распространение света Мойше в каждом поколении»
[22] внутренний смысл
[23] добрый человек[24] оправдать
[25] палки
[26] совершенный праведник
[27] сыновья дома
[28] высшее качество «хесед», добро
[29] без границ
[30] сосуд
[31] «и Он будет кормить тебя»
[32] благо