Далет
И идея этого, ибо служение цадиким - когда человек таким образом, что "hоЭлойким осо эс hоодом йошор[1]", что каждый из Израиля, в каком бы положении он не находился, желает он по своей природе исполнить волю своего Хозяина (как известный псак-дин[2]) в изучении Торы и исполнении заповедей и в служении молитвы, и поэтому посредством служения праведников не происходит истинного обновления, поскольку такое служение - в их врожденной природе. И подобно тому, как служение праведников - это не есть истинный хидуш[3] в человеке, поскольку его служение происходит в соответствии с его врожденной природой, подобно этому это также в отношении аспектов Свыше, поскольку намерение Творения (изначально) это для того, чтобы леhейтив ливруов[4] (посредством их служения в Торе и заповедях) со стороны тева тойв леhейтив[5]. И также это еще выше, в аспекте корня душ, как они укоренены в ацмусой исборах[6], в соответствии с учением Магида, в идее "беми нимлох бенишмойсейhен шел цадиким[7]", что следует сказать, что этот аспект в ацмусой исборах (выше, чем тева а-тойв леhейтив), поскольку уже изначально поднялся перед Ним исборах таануг[8], которым Он будет наслаждаться в служении праведников, то посредством служения праведников (в практическом действии) это не есть истинный hисхадшус[9].
Ибо все это в отношении служения праведников, и как диюк слов РаЗаЛ, с кем советовался – с душами праведников. Однако, истинное намерение (которое выше также чем аспект беми нимлох), это как сказано "ашер боро Элойким лаасойс[10]", "лаасойс – лесакейн[11]", что человек посредством своей работы сделает хидуш в творении, что будет (не только эйле тойлдойс hашомаим веhоорец беhибором[12], толдойс молей[13], ойлом ал милуой нивро[14], но также) эйле тойлдойс Перец[15], толдойс молей, выше чем эйле толдойс hашомаим веhоорец, Перец- это Мошиах, как сказано, оло hапойрец лифнейhем[16], что тогда мир будет выше, чем он был в начале творения ойлом ал милуой нивро (но – шомаим хадошим веэрец хадошо[17]). И также это в отношении душ Израиля, что души в будущем мире будут выше также чем (душа) Адама, как он был перед грехом, и как объясняется в Ликутей Тойро[18] в конце его, в вопросе новых душ, которые будут в будущем, что они выше, чем все души, которые были заключены в Адаме. Ибо это обновление достигается посредством служения тшуво именно, что это то, что Мошиах (именно) придет, чтобы леасово цадикайо бисйувто[19]. И посредством этого исполняется истинное намерение {сотворения мира}, которое выше, чем идея беми нимлох бенишмойсейген шел цадиким.
Гей
И подобно этому это также в тшуво по простому смыслу, что когда человек согрешил и повредил и перешел путь (что это противоположно природе человека и "природе" Свыше), и после этого исправляет это посредством тшуво, и в особенности, когда тшува она таким образом, что грехи становятся ему как заслуги, то посредством этого достигается новый аспект, который выше чем природа человека и природа Свыше (природа доброго делать добро), и также выше, чем корень душ, как они в аспекте беми нимлох. И идея объяснения в этом, ибо служение тшуво происходит путем дилуг[20], то, что человек изменяется и переворачивается (не по порядку и постепенности) и становится новым существованием[21]. Что это есть то, что тшува она выше, чем время, что поэтому также, когда она притягивается в аспект времени, она "бешаато хадо увериг'о хадо[22]", поскольку служение тшувы оно не постепенно. И это есть также то, что про баалей тшуво сказано "веhойо терем йикреу ваани ээне[23]", что эта идея (ответ перед просьбой) это противоположность природы гишталшелус[24], ибо посредством дилуг (тшувы), которая не в сейдер гишталшелус в человеке, посредством этого становится также Свыше не по порядку гишталшелус, и подобно тому, что сказано "мимаамаким кросихо Гавайе[25]", из глубин (во множественном числе) это глубина глубины (оймек лооймек), что посредством служения тшуво из глубины пнимиюс нкудас а-лейв[26], посредством этого он зовет и притягивает аспект оймек и пнимиюс Эйн Соф борух Гу[27] [и вплоть до того, что аспект тшувы достигает ацмусой Исборах, как известно в идее "спросили у Вс-вышнего… сказал – пусть сделает тшуво и простится ему"]. И посредством этого притяжения, здойнойс[28] становятся ему как зхийойс[29]. Ибо также как посредством тшуво делается новый аспект в человеке, что он становится мциюс хадошо, как объяснялось выше, подобно этому делается также новый аспект в мире, что здойнойс переворачиваются в зхиойс, и эти зхиойс (которые переворачивают из здойнос), поскольку они делаются посредством дилуг тшувы, они выше, чем заслуги праведников.
Вов
И это есть то, что про последние скрижали (что в служении человека это идея служения тшувы, как объяснялось выше) сказано "кифлаим летушио[30]", что намерение в "кифлаим" - это не только удвоение в количестве, но и большее умножение, и вплоть до эйн орох[31] [как понятно также из того, что в последних скрижалях добавилось множество аспектов - галахот, Мидраш и агадот], ибо кроме того, что в баалей тшуво есть два вида заслуг (вдвойне количественно) – заслуги Торы и заповедей (как у праведников), и заслуги, которые создались от переворачивания здойнос, - заслуги, которые создались из переворачивания здойнос, они более возвышенны, и вплоть до эйн орох, от заслуг праведников, и более того, что также Тора и заповеди которые после тшувы, они более возвышенны, бехейло йатир[32]. И это есть также из объяснений в том, что будущее избавление будет посредством предшествования служения тшувы именно, ибо также постижение Торы в будущем будет кифлаим летушио. И не только вдвойне в числе, постижение во всем том, что учили сейчас в раскрытой Торе, и в пнимиюс Тойро (веталмудой бейодой[33]), и постижение в Торе Мошиаха, но также и большее умножение и вплоть до эйн орох, ибо с приходом Мошиаха будет йишакейни миншикойс пиhу[34], что раскроется сойд таамеhо умистар цфунойсеhо[35] (таалумойс хохмо[36]). И более того, что посредством этого также постижение раскрытой Торы будет более возвышенным образом. И подобно этому посредством служения Торы и заповедей во время изгнания, что общность служения во время изгнания (также служение Торы и заповедей) это служение тшувы, и посредством тшувы - кифлаим летушио.
Заин
И это будет понятно в соответствии с тем, что известно, что различие между Вавилонским Талмудом и Иерусалимским Талмудом это подобно различию между первыми скрижалями и последними скрижалями. Ибо Иерусалимский Талмуд это путем ойр йошор[37] (подобно служению праведников, первые скрижали), а талмуд бавли[38] он с пилпул[39], с множеством кушьос[40] и hааломойс[41], "бамахшаким hойшивани[42] – это талмуд бавли", и тем не менее, hалаха[43] идет как бавли именно, ибо посредством труда в выяснении кушьос и т.д., достигают истинного намерения, аспекта hээлем ацми[44] в Торе, аспекта таалумойс хохмо (подобно достоинству заслуг баалей тшуво, которые происходят из здойнос, перед заслугами праведников). И это есть то, что про последние скрижали именно сказано "вайагед лехо таалумойс хохмо, ки кифлаим летушио[45]", таалумойс хохмо это (вплоть до) пнимиюс хохмо ссимоо[46], и ее корне - это пнимиюс и ацмус Эйн Соф, и это раскрывается посредством пилпул и т.д. вавилонского талмуда именно. И раскрытие этого будет в основном в будущем, как приводится в Зогар на посук "аин лой роасо… йаасе ламехаке лой[47]", "май ламехаке лой… инун дэдахакин бемилей дехухмесо ведайкин лэй умехакан лэй леминда бриро дэмило…[48]", что посредством умножения углубления и труда во множестве кушьос и т.д., будет (в будущем) раскрытие аспекта эйден[49], про который сказано "аин лой роасо, аспект hеэлем ацми. И посредством этого достигается возвышение и совершенство также в Торе, что она связывается с ацмус (подобно тому, как "Довид соединял Тору, которая Свыше, с Вс-вышним"), ибо Тора сама по себе (как она была дана во время Дарования Торы, в первых скрижалях) это аспект хохмо, ибо ойрайсо мехохмо нафкос, и хотя во время Дарования Торы была дана также Тора, которая раскроется в будущем (ибо Дарование Торы было только один раз), но во время Дарования Торы это было дано в аспекте сокрытия, таалумойс хохмо, и для того, чтобы привлечь это в раскрытии (способом Тора Ор), эта сила была дана в последних скрижалях именно. И это есть то, что посредством занятия Торой во время изгнания именно (талмуд бавли) будет раскрытие будущего, что тогда будет исполнено намерение жилища в нижних, ибо в идее жилища в нижних два аспекта – диро лой лаацмусой, и диро батахтойним, и оба эти аспекта достигаются посредством занятия и труда в вавилонском талмуде именно.
[1] "Сотворил Б-г человека честным (прямым)" (Когелет 7, 29)
[2] Постановление закона
[3] Новость, обновление
[4] Сделать благо своим творениям
[5] Природа доброго - делать добро
[6] Сущность Его, благословен Он
[7] "С кем советовался – с душами праведников" (Берейшит Рабо 8, 7)
[8] Наслаждение
[9] Обновление
[10] "Который сотворил Б-г, (что надлежало) делать." (Берейшис 2, 3)
[11] ""Лаасойс (делать) - здесь означает "лесакейн" (исправлять)" (Берейшит Рабо 11, 6)
[12] "Вот порождения небесные и земные при сотворении их" (Берейшис 2, 4)
[13] ""Толдойс" (порождения) написано полным написанием (т.е., с обоими буквами "вов")" (Берейшит Рабо 12, 6)
[14] "Мир в своей полноте был сотворен" (Берейшит Рабо 14, 7)
[16] "Поднялся пред ними проламывающий (стены)" (Миха 2, 13)
[17] "Небеса новые и земля новая" (Йешайа 66, 22)
[19] Приводится в Ликутей Тора Масэй 92, 2. Ликутей Тора Шир гаШирим 50, 2 и в неск. местах. И см. Зогар ч. 3, стр. 153, 2
[20] Перепрыгивание
[21] И как говорит Рамбам в Законах Тшувы гл. 4 hалаха 4 – "Я другой, и не тот человек, который совершил те дела"
И хотя на первый взгляд, это только "раскрытие сокрытия", то, что раскрылось его истинное желание, которое было также раньше (в соответствии с вышеупомянутым псак-дином Рамбама), что "также во время греха она (душа) была верна Ему, Благословен Он" (Тания в конце гл. 24), тем не менее, поскольку "геэлем", который был раньше, это полное сокрытие "в аспекте изгнания действительно" (Тания там), и в особенности, что это сокрытие создалось посредством поведения противоположно намерению его сотворения (ибо Вс-вышний создал человека прямым, как говорилось выше) – следует сказать, что со стороны рамок порядка мироздания [и еще выше, включая также аспект беми нимлох, ибо намерение там – это души праведников], это такое "сокрытие", которое (само по себе) не приходит в раскрытии, и его раскрытие – это аспект хидуш (который со стороны силы ацмус).
[22] В один момент и в одну секунду
[23] "И будет: прежде, чем воззовут они, Я отвечу," (Йешайа 65, 24)
[24] Система мироздания (система опускания и сокращения жизненности со ступени на ступень вплоть до этого нижнего материального мира)
[25] "Из глубин я воззвал к Тебе, Г-споди." (Тегилим 130, 1)
[26] Глубина "точки" сердца
[27] Бесконечный, благословен Он
[28] Злонамеренные грехи
[29] Заслуги
[30] "Вдвойне к мудрости" (Ийов 11, 6)
[31] "Несравнимо"
[32] С большей силой
[33] "Счастлив тот, кто пришел сюда, и учение его в руках его" (Псахим 50, 1, Ктубот 77, 2)
[34] "О, пусть он целует меня поцелуями уст своих" (Шир гаШирим 1, 2)
[35] Тайна смыслов ее и сокрытие тайн ее
[36] Сокрытая мудрость
[37] "Прямой свет"
[38] Вавилонский Талмуд
[39] Дискуссия
[40] Трудные вопросы
[41] Сокрытия и утаения
[43] Закон
[44] Сущностное сокрытие
[45] "И возвестит тебе тайны премудрости, ибо мудрость разнообразна!" (Ийов 11, 6)
[46] Сокрытая мудрость
[47] "Глаз не видел Б-га, кроме Тебя, сделавшего (такое) для ожидающего Его." (Йешайа 64, 3)
[48] "Что значит "ламехаке лой" - это те, кто толкают себя в словах мудрости, и уточняют их точный смысл, и ждут Его, чтобы знать ясность этого слова" (Зогар ч. 1, стр. 130, 2)
[49] Наслаждение