Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пурим 5720 г.

בס»ד

Балайло hаhу ноддо шнас hа-мелех[1], и приводит рабейну несийейну[2] Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур[3], из Минhагей Магарил, что в балайло hаhу нужно возвысить голос, когда читают мегилу, поскольку это есть самое сильное чудо. И спрашивает на это, ведь на первый взгляд, самое сильное чудо — это просьбы Эстер и все, что она сделала для того, чтобы отменить приговор, и что значит, что самое сильное чудо зависит от того, что царь не мог заснуть. И приводит для объяснения этого, что приводится в Йалкут, балайло hаhу нод’до шнас hамелех, это Царь мира. И то, что Царь мира не мог заснуть, это самое сильное чудо. Но на первый взгляд, это не только не объяснение, но наоборот, что добавляется еще трудный вопрос, как возможен аспект сна Свыше, и ведь лой йонум велой йишан шоймер Исроэл[4]. И это будет понятно, если сначала объяснить то, что сказано «кемаим поним ле-фоним[5]«, и как известно объяснение Баал Шем Това на посук Гавайе цилхо[6], что также как тень делает все, что человек делает, также кивйохол, Гавайе цилхо, что в соответствии со способом поведения человека внизу ведут себя с ним Свыше. И как приводится в Зогар гл. Тецаве, «смотри, нижний мир стоит напротив… и высший мир не дает ему, но подобно тому, как он стоит, если он стоит в сиянии лица внизу, тогда также светят ему Свыше, и т.е., что когда человек внизу он в неhиру дэанпин[7], в веселье и радости, тогда притягивается также свыше веселье и радость и сияние лица (и не так, если это наоборот, хас вешолом). И подобно этому объясняет в маамаре, что поскольку был аспект сна у сынов Израиля, это привело к тому, что вместо того, что лой йонум велой йишан шоймер Исроэл, нужно было искать способы и аспекты, чтобы привести к уро ломо тишан Гавайе[8].

Бейс

И объясняет в маамаре, что общая идея сна внизу в общности мира, это идея изгнания, и как сказано «Ани йешейно[9]«, и приводится в Зогар, Ани йешейно беголусо[10], т.е., что идея голус — это подобие сна. И вот, во время сна есть тело человека полностью, также как в то время, когда он бодрствует, но его силы, и в особенности, внутренние силы, не действуют, или действуют слабо или не подобающим способом. И более подробно, известно, что аспект сна начинается с закрытия глаз, и т.е., что во всех остальных органах не заметно изменение во время сна, относительно бодрствования, как это заметно в глазах, что во время сна они закрыты. И ведь зрение – это самый важный аспект, который есть в человеке, как зрение в буквальном смысле, видеть мясными глазами, и также зрение разума, как сказано «мудрый – глаза его на голове его, а глупый идет во тьме[11]«. Но когда он находится в положении и состоянии, что он не видит и он не знает, что происходит вокруг него, то это называется сон. И подобно этому как это притягивается в силу слуха (которая ниже, чем зрение), что основная идея слуха это различение, как сказано, ойзен милин тивхон[12], но когда он находится в положении и состоянии, что нет у него различения чтобы различить между хорошей вестью и дурной вестью, то это положение и состояние, которое относится ко сну. И так это также во всех силах в душе. И более того, что также во время сна возможно действие сил, но только они действуют беспорядочно. И как это в общности идеи снов, что есть в них аспект зрения, «видящий сон в Аспамия», и подобно этому есть во снах аспект слуха и все остальные силы, но, поскольку он находится в положении и состоянии сна, то возможно быть соединение двух противоположностей, и он может соединить их таким образом, что это противоположность истине совершенно. И из этого понятно также идея сна, как это в служении человека, ибо сказано, «сеу моройм эйнейхем урэу ми боро эйлэ[13]«, «Шма Исроэл Гавайе Элойкейну Гавайе эход[14]«, что это есть идея зрения и слуха в разуме, хохмо и бино, и вплоть до того, что притягивается, чтобы быть зрение и слух материальными глазами и материальными ушами. Но когда отсутствует у него этот аспект, и вместо того, что должны быть зрение и слух, о которых говорилось выше, отсутствует аспект рээй или шма, то он может упасть ниже и ниже и т.д. И поэтому также идея голус называется именем сна, ибо во время когда стоял Храм, было видение Б-жественности, как сказали Разал, также как пришел чтобы видеть, пришел, чтобы быть увиденным, и десять чудес были сделаны нашим отцам в Храме, что видели их материальными глазами, но с тех пор, как разрушен Храм, — «ойсойсейну лой роину[15]«, т.е., что есть чудеса, но ойсойсейну лой роину, что тот, с кем происходит чудо, не осознает, что это чудо.

И вот, поскольку Гавайе цилхо, и кемаим hапоним лефоним, кейн лейв hоодом леодом (эльон шеал а-кисей) к одом (тахтойн), то это приводит также Свыше аспект сна, кивйохол, т.е., что вместо того, что «эйней Гавайе эл цадиким веознов эл шавосом[16]«, «эйней Гавайе мешойтетойс бехол hоорец[17]«, и подобно этому остальные аспекты, которыми называется hашгохо[18] Вс-вышнего, но со стороны отсутствия авойдо[19] внизу становится положение и состояние, что Вс-вышний поднимается выше и выше, и становится аспект тишан Гавайе, что тогда возможно быть аспекту гашгохо способом двух противоположностей, т.е., что будет эманация блага Свыше, но не будет привлечена в благое место, но хас вешолом, в место противоположное благу, и вплоть до того, что возможно быть противоположность истине совершенно, что вместо того, что управление должно быть таким образом, что ато вхартону микол гоамим вероймамтону[20], вместо этого hагейр ашер бекирбехо йаале…[21] (как все детали, которые перечислены в той главе).

И объясняет в маамаре, что аспект уро ломо сишан Гавайе[22], достигается посредством служения человека с мсирус нефеш[23] именно. И т.е., что поскольку силы души (от силы зрения вплоть до самой нижней силы) они у него в положении и состоянии сна, что он не может управлять ими, чтобы они действовали как нужно, и вплоть до того, что они могут обманывать его, подобно тому, что объясняется в Тании, что эти дурные стороны… смеются над ним… и показывают ему… и огорчают его во сне. И поэтому он должен пробудить и привлечь из аспекта, который выше, чем раскрытые силы, что это посредством аспекта служения в мсирус нефеш. И этот аспект воздействует также Свыше, что вместо того, что Вс-вышний поднимается выше и выше, тишан Гавайе, становится нод’до шнас малкой шел ойлом, уро (ломо сишан) Гавайе, и начинается порядок лой йонум велой йишан шоймер Исроэл. И это есть Ани йешейно велиби эйр, что несмотря на то, что «я сплю в изгнании», тем не менее, «сердце мое не спит», т.е., что у каждого и каждого из Израиля есть точка еврейства, которая всегда остается в ее силе и полноте, что это есть общая идея аспекта мсирус нефеш, и поэтому также Свыше либи эйр, что Царь мира, что Он – сердце Израиля, как сказано, цур левови вехелки Элойким леойлом[24], — и либи эйр, лой йонум велой йишан шоймер Исроэл.

Гимел

И вот, после Ани йешейно велиби эйр, продолжает Писание: койл дойди дойфек[25], писхи ли ахойси райоси йойноси тамоси[26]. И идея в этом, ибо дойди — это от языка аhаво[27], и это есть аспект аhаво рабо[28], которая есть от эцем дилмаало[29], ацмус умагус Эйн Соф борух Гу[30], к эцем а-нешомо[31] внизу, что несмотря на то, что согрешил и повредил и перешел путь, и вплоть до того, что отсутствуют у него все уровни и аспекты, что не только это, что он не в аспекте тамоси[32], и не только, что он не в аспекте йойноси[33], и не только, что он не в аспекте райоси[34], но что он даже не в аспекте ахойси[35] (как будет объясняться далее идея этих уровней), но дойди дойфек (и кричит и говорит) писхи ли[36], что это со стороны аhаво ацмис[37], как сказано «оhавти эсхем омар Гавайе[38]«, что несмотря на то, что «брат Эйсов Яакову», что, на первый взгляд, они равны в этот момент или в этом положении и состоянии, тем не менее, «воойhав эс Яакойв веэйс Эйсов сонейси[39]«. И продолжает в Писании (что когда) койл дойди дойфек (тогда просит) писхи ли. И идея в этом, «откройте мне как острие иглы, и я открою вам как вход в Храм». И известно, что есть в этом две версии, есть версия кехароро шел махат[40], т.е., отверстие иглы, в которое вдевают нить, однако, версия, приводимая в мааморим, это кехудо шел махат[41]. И идея в этом, что ушко иглы имеет какую то площадь, ибо, поскольку нить должна пройти сквозь него, и, как бы ни была нить коротка и тонка, есть у него некоторая площадь. Но острие иглы это таким образом, что игла идет и утончается, вплоть до того, что становится точкой, что нет после нее, но только ничто. И поэтому острие иглы указывает на идею мсирус нефеш, что нет у нее площади и расширения совершенно, ни объяснения (биур веhесбер) в разуме, который в мозгу, и ни объяснения в мидойс[42], которые в сердце, и ни объяснения в каком бы то ни было аспекте, но точка только, без длины и ширины и глубины совершенно, что это есть аспект полной самоотдачи (эр гит зих инганцн авек), без гиспаштус совершенно, но это есть точка, в которой он лежит полностью (эр лигт инганцн) всей своей сущностью и всем своим гиспаштус. И эта точка делает дырку в мхицо шел барзел[43], которая разделяет между Исроэл и их Небесным отцом, что это есть аспект писхи ли, что посредством этого Я раскрою вам как ворота Храма. И после этого объясняет Писание детали аспектов, посредством которых приходят к вратам Храма (после того, как сначала есть открой мне как острие иглы, что это есть аспект точки самопожертвования), ахойси райоси йойноси тамоси.

Далет

И идея в этом, как объясняется в маамаре Алтер Ребе в бихл ганохос הר»פ (и там это отличается от напечатанного в Ликутей Тойро), что ахойси указывает на служение со стороны пробуждения природной любви, как брат и сестра, что их любовь и связь друг с другом (ахойс от языка איחוי) это не аспект, который нуждается в объяснении, понимании и постижении и доказательствах, но это природный аспект в них. И также это в начале служения (когда все еще нет у него ничего, но только аспект мсирус нефеш, который поставил и переставил его из конца в конец) что начинает свое служение от мато мато бейойсер[44], т.е., что начинает пробуждаться у него природная любовь, что это есть сокрытая любовь, которая наследие нам от наших отцов, от Аврогом овину, эход hойо Аврогом[45].

И еще идея в этом, что приводится в Мидраше, ахойси – это Авраам, который объединил всех идущих мира перед Вс-вышним, т.е., что он соединил мир с Вс-вышним, как сказано, вайикро шом бешейм Гавайе Эй-л ойлом[46], и т.е., что соединение мира с Б-жественностью не было таким образом, что мир – это существование само по себе, а Вс-вышний – он Б-г мира, но способом Эй-л ойлом, что все существование мира – это Б-жественность, которая в нем. И как известно объяснение в этом (как объясняется в шаар а-йихуд вегоэмуно кратко, и в маамарим хасидизма после этого подробно), что если бы не койах а-пойэл бенифъол[47], т.е., если бы поднялось от небес и земли слово Вс-вышнего, творящее их и дающее им жизнь, как сказано, «бидвар Гавайе шомаим наасу уверуах пив кол цвоом[48]«, то существование небес и земли было уничтожено, и стали бы аин воэфес[49] как они были перед творением. И из этого понятно, что в каждый момент должно быть обновление творения мира (как сказано, амехадейш бетувой бехол йойм томид маасей берейшис[50], и объясняется в этом, что то, что говорится здесь бехол йойм, это означает каждый и каждый момент) как в начале творения. И более глубоко, аспект hисhавус[51] это не только словом Вс-вышнего и дыханием Его уст, но, как сказано «кол ашер хофейц Гавайе осо», т.е., что истинность существования творения это из аспекта хейфец и роцон элйон (как объясняется в Тора Ор и в друшей Пурим на Мегилас Эстер). И идея в этом, как мы видим в силах человека, что роцон[52] отличается от всех сил, что все силы человека – их идея, что они существование сил вне души, и поэтому также их действие, что они производят действие вне человека. И как когда человек занимается изучением какой-то идеи, и приходит ему в голову какая то новая мысль, то также после того, как прекращает заниматься этой идеей, остается существование той идеи, которую он постиг в тот момент, когда он занимался этим постижением. И подобно этому в чувствах сердца, любовь или противоположность любви, что когда он сделал благо другому со стороны качества любви, то даже когда прекращается пробуждение любви, это благо остается в своем существовании. Но роцон, поскольку это не есть существование вне души, и это только движение и наклонность души, поэтому он не способен произвести действие, которое вне роцон, но все время, пока есть роцон на это дело, есть его существование, и когда устраняется роцон, устраняется его существование, также как когда поднимается нефеш из роцон, не существует общность идеи роцон. И в соответствии с этим понятно, что поскольку кол ашер хофейц Гавайе осо, что творение внизу оно из аспекта хейфец и роцон элйон, то это способом отсутствия существования в большей степени, чем творение, которое могло быть из аспекта хохмо Вс-вышнего. И вот, этот аспект есть в природе вещей творения мира, вплоть до того, что можно объяснить это также животной душе, т.е., что несмотря на то, что это животная душа, что «дух животного опускается вниз», но, когда объясняют ей, что все существование нижнего мира, это то, что «Словом Вс-вышнего были создались небеса», и если бы поднялось от них даже на один момент, то это осталось бы полным ничто, и само собой, что даже когда это существует, это не есть существование, и более того, поскольку истинность сотворения это из роцон, и это подобно воле человека, которая никогда не находится вне души, то посредством этого воздействуют на животную душу, что пожелает, чтобы было אחוי וחיבור мира с Б-гом мира, и вплоть до того, что мир будет единым существованием с Б-жественностью, Эй-л ойлом, что есть только существование Б-жественности, но это как Б-жественность находится внизу.

Гей

И вот, после ступени служения ахойси приходят к более высокому служению, которое называется райоси. И идея в этом, как приводится в Мидраш, райоси – парнососи, что Исроэл «мефарнесим» кивйохол, Вс-вышнего. И т.е., как пример идеи парносо, что это есть идея еды, как это у человека, что это соединяет душу с телом, ибо душа сама по себе – это совершенная духовность, а тело – его идея это материя, и как может быть соединение между ними, но это достигается посредством еды и питья, что это называется в общем именем парносо. И подобно этому будет понятно Свыше, ибо сказали Разал, как душа наполняет тело, так Вс-вышний наполняет мир, и т.е., что Вс-вышний сам по себе он несравнимо выше чем весь порядок гишталшелус гоойломойс, и как приводится в Тора Ор, не это основная Б-жественность, то, что миры творятся он Него. И для того, чтобы было, что Вс-вышний наполняет мир, т.е., что будет привлечена в мир Б-жественность, которая выше, чем гишталшелус, это достигается посредством Исроэл. И идея в этом, ибо сказали Разал, берейшис – бишвил Исроэл, шеникреу рейшис, и то, что Исроэл – рейшис, это ради Торы, которая называется рейшис. И поэтому, посредством того, что Исроэл, которые называются райоси – парнесоси, ведут себя в соответствии с указаниями Торы, которая называется лехем, как сказано, Леху лахаму белахми, тогда достигается аспект парносо Свыше (лахми), что душа мира соединится и оденется и наполнит мир, подобно душе, которая наполняет тело.

И объяснение достоинства служения райоси над служением ахойси, ибо, служение ахойси, это со стороны природной любви, и также ее воздействие в соединении мира с Б-жественностью, это таким образом, как это связано с природой мира, и это только, что показывают, что существование мира – это Б-жественность, но он может быть все еще погружен в мир (эр кен нох инганцн лигн ин велт), и это не таким образом, что он выходит из ограничений мира (эс райст им нит оп фун велт). Однако, для того, чтобы добиться аспекта парнососи, чтобы было соединение Вс-вышнего, который выше чем мир, таким образом, чтобы был гислабшус, чтобы наполнять мир, что для этого нужно привлечь из более высокой ступени, чем то, что Вс-вышний наполняет мир, тогда должна быть такая работа, которая выводит его из общности идеи природы, и общности идеи мира. И в общем, это есть различие между служением, которое со стороны ограниченных силы души, что это то, что сказано «веоhавто эс Гавайе Элойкехо бехол левовхо увехол нафшехо», и служением бехол меойдехо, которое выше чем ограничения его сил и его сосудов, что все время, что он ограничен своими сосудами, то даже когда он наполняет свои сосуды содержанием Святости, он все еще не вышел из измерения и ограничения, и следовательно, он все еще не вышел из рамок мира и порядка мироздания, и поэтому он не может привлечь в мир Б-жественность, которая выше, чем мир, чтобы Вс-вышний наполнял мир, но только посредством служения выхода из границ и ограничений именно. И это есть также, что идея райоси – парнесоси достигается посредством Торы, что Тора – это мудрость и воля Вс-вышнего, и на две тысячи лет предшествовала миру, что она выше всего порядка мироздания, и поэтому посредством нее реализуется идея райоси – парнесоси, что это есть идея притяжения Б-жественности в порядок мироздания, чтобы Вс-вышний наполнял мир.

Вов

Однако оба эти способа служения – ахойси и райоси, связаны все еще с порядком мироздания, или с самим порядком мироздания (ахойси), или как притягивают из аспекта, который выше чем порядок мироздания, чтобы Вс-вышний наполнял мир (райоси). И после этого приходят к более высокому служению, которое называется йойноси, что это как пример голубей, которые смотрят друг на друга таким образом, что притягивается сущность наслаждения в этом взгляде, что общность идеи взгляда, это самое сильное углубление, которое может быть в человеке, что посредством этого достигается самое сильное гисамтус, со стороны того, что видят материальными глазами, или со стороны видения глазами разума, самым высоким образом, вплоть до видения и взгляда и истинности аспекта хохмо. И это есть аспект леистаколо бейекоро дэмалко. И это есть служение со стороны аспекта йойноси, что это есть аспект гистаклус снизу вверх, бо лиройс, и посредством этого достигается также гистаклус Свыше вниз, эйней Гавайе эл цадиким. И эта идея не имеет отношения к порядку мироздания совершенно, ибо это только сущность идеи взгляда, что есть в нем вся сила наслаждения, соединение и связь и единение.

И посредством этого достигает такой ступени, которая называется именем тамоси[53], от языка цельности. И т.е., что служение Израиля оно таким образом, что становятся шутоф[54] с Вс-вышним, что есть необходимость, кивйохол, в делах нижних, ибо лемаасей йодехо тихсойф[55]. И т.е., что посредством общности служения таким образом, что идея мсирус нефеш проникает (немт дурх) идею ахойси, что это есть служение, которое со стороны сил души, которые в измерении и ограничении, и проникает также в идею райоси, что это есть служение Торы, или служение, которое со стороны сил, которые выше, чем измерение и ограничение сил, одевающихся в тело, и вплоть до того, что достигает также аспекта йойноси, что это есть идея самого сильного взгляда, тогда он в аспекте тамоси, что приводит совершенство и цель Высшей Воли – чтобы было Ему, благословен Он, жилище в нижних. И эта идея (совершенство тамоси) связано с началом служения — писху ли кехойдо шел махат, что хотя он находится в самом низу, перед ступенью служения ахойси, но он соединяется самым высоким подъемом аспекта тамоси, как известно, что самый высокий уровень связывается с самым низким уровнем. И это есть, что цель Высшей Воли – это есть аспект действия, маасэ годол[56], в этом материальном мире, который называется ойлом гоасио, что именно в нем, посредством служения искафьо ситро охоро и исгапхо ситро ахоро, делается Ему, благословен Он, жилище в нижних.

Заин

И это есть также то, что сказано в продолжении Писания, שראשי נמלא טל קווצותי רסיסי לילה[57]. И идея в этом, как объясняется в ביכל הנחות הר»פ ז»ל в идее тал умотор[58], что дождь создается посредством того, что пар поднимается с земли[59], что это есть аспект, который зависит от служения нижних, что поэтому сказано «им бехукойсай тейлеху…[60]» тогда – «веносати гишмейхем беитом[61]«, т.е, что это зависит от работы человека внизу. Но роса – [62]טל לא מיעצר, и т.е., что несмотря на способ поведения внизу, приходит притяжение Свыше со стороны сущностной любви. И это есть то, что завершает в Писании, שראשי נמלא טל, что притяжение самого большого возвышения аспекта тамоси в самый нижний уровень, оно со стороны аспекта росы. И еще идея в этом, что после его работы во всех аспектах ахойси, райоси, йойноси и тамоси, тогда дают ему не только то, что он достиг и добился посредством своего служения в исарусо дилсато[63], но дают ему также аспект росы, что это есть аспект, что дела нижних само по себе не может достичь там, и это только что после того, как есть совершенство со стороны его работы, дают ему Свыше также аспект שראשי נמלא טל. И это есть также, что посредством писху ли кехойдо шел махат, достигается ани эфтах лохем кеписхой шел улом[64], и объясняется в этом, что в входе в Храм не было дверей, посредством которых можно закрыть вход, и были открыты постоянно, что это указывает на притяжение из самого возвышенного места, что притягивается само по себе (что исарусо дилсато не достигает там), но для того, чтобы достичь писхой шел улом, нужно пройти все ворота перед этим, и после совершенства работы ахойси райоси йойноси и тамоси, тогда он может принять Свыше все аспекты, которые находятся в улом, без всяких препятствий совершенно, поскольку нет там двери, которая закрывает вход.

Хес

И вот, все это – слова Вс-вышнего, обращенные к Кнесес Исроэл. Но на это отвечает Кнесес Исроэл, что со стороны того, что Ани йешейно беголусо, — «пошатти эс кутонти эйхехо элбешено[65]«. И идея в этом, как приводится в Мидраш, что кутонти[66] – это одежды кеhуно[67] и одежды малхус[68], и это есть аспект одежды заповедей, как сказали Разал, что посредством исполнения заповеди делается один лвуш[69]. Однако, со стороны аспекта изгнания, как изгнания в буквальном смысле, и в особенности, более глубокое изгнание со стороны Эй-л зор ашер бекирбехо[70], что это есть аспект изгнания {внутри} животной души и тела, он находится в положении и состоянии сна, т.е., что нет у него аспекта видения, поднимите ввысь глаза ваши и увидите, кто сотворил эти, и нет у него аспекта шмио, шма Исроэл, и подобно этому отсутствуют у него все силы, которые должны быть в раскрытии и действовать свое действие, и вплоть до того, что «пошатти эс кутонти», т.е., что остается даже без одежд когенства и одежд царства, что это есть одежды заповедей. И продолжает требовать: «как я одену ее», ибо поскольку он уже отвык от этого, он не знает, как он может вернуться на дорогу Торы и заповедей.

И продолжает Писание: «рохацти эс раглой, эйхехо атанфем[71]» И идея в этом, ибо сказано: «Роиси эс Гавайе йойшев ал кисой, вехол цво гашомаим оймейд олов миминой умисмойлой[72]«, т.е., что есть Свыше те, кто стоят справа, и те, кто стоят слева. И поэтому, когда приходит известие, по поводу положения и состояния внизу, таким образом, что пошатти эс кутонти эйхехо элбешено, тогда приходит мера суда и утверждает: рохацти эс раглой эйхехо атанфем. Ибо сказано «вегоорец гадойм раглой», и на самой земле это указывает на самое святое место в мире, бейс Микдош, о нем сказано «веосу ли микдош вешоханти бесойхом[73]«. Однако, во время изгнания, когда Ани йейешно беголусо, и Вс-вышний поднимается выше и выше, утверждает мера суда: рохацти эс раглой, нечего делать на земле, которая «подножие ног моих», и поэтому – «как я испачкаю их», как может вернуться снова присутствие Шхины в бейс Микдош, ведь даже когда луна находилась в полноте своей, в дни Шлоймо, сказано, «гашомаим ушмей гашомаим лой йехалкелухо аф ки габаис газэ[74]«, и тем более и тем более, когда Ани йешейно, и пошатти эс кутонти, и поэтому – эйхехо атанфем.

Тес

Но на это сказано «дойди шолах йодой мин гахойр[75]«, и т.е., что дойди – Тот, о Котором сказано «дойди дойфек», что это есть аспект великой любви и сущностной любви «оhавти эсхем омар Гавайе[76]«, и поэтому несмотря на то, что есть майминим умасмилим[77], но со стороны великой любви, посылает (друг мой) руку свою из «хойр[78]«, т.е., что он не ждет, пока будет писхи ли[79], но он сам делает хойр, что это как сказали Разал, что хосар лой хасиро митахас кисей а-ковойд[80], что это возвышенный уровень, на котором нет власти совершенно у майминим умасмилим, и подобно тому, как сказано, умитахас зроойс ойлом[81], что именно в аспекте тахас[82], митахас кисей аковойд[83], есть аспект, который выше, чем весь порядок мироздания, и идея хойр – это проделать отверстие в железной стене, которая между Исроэл и Вс-вышним, что посредством этого будет притянуто пробуждение, которое приходит Свыше. И еще, что Вс-вышний не ограничивается хасиро, шехойсер митахас кисей аковойд, но также шойлеах йодой мин а-хойр[84], что это есть идея помощи Свыше, которая притягивается также тому, кто находится в положении и состоянии пошатти эс кутонти, и вплоть до того, что он не знает, как (каков путь, что будет возможно) элбешено, и тем не менее, дойди шолах йодой мин а-хойр. И это приводит (как завершает Писание) «умейай hому олов[85]«. Ибо, приводится в Геморо Хулин, что внутренности начинаются от сердца, и после этого продолжаются вниз. И т.е., что помощь в виде исарусо дилейло, которая притягивается даже тому, кто кричит и исповедуется, что «пошатти эс кутонти», это воздействует на него, что «меай hому олов», т.е., что или он понимает, или он не понимает, происходит у него пробуждение сердца, (начало «внутренностей»), и вплоть до того, что это притягивается в нижние внутренние органы, что это органы пищеварения, что их идея – это разделить и очистить между частью, которая пригодна для человека, и между отходами, которые нужно выбросить из тела, и т.е., что также они начинают исполнять свои обязанности, со стороны аспекта дойди шолах йодой мин а-хойр, который происходит Свыше.

И это есть общность идеи Ани йешейно велиби эйр, что несмотря на то, что «я сплю в изгнании», тем не менее, бал йидах мимену нидох, ибо, либи эйр, и т.е., поскольку Вс-вышний – он не спит, про него сказано цур левови вехелки Элойким леойлом, во всех местах и во все времена, что он не слушает меру суда, но простирает свою руку сквозь дыру, и вплоть до того, что пронизывает все существование еврея, чтобы быть мейай гому олов, что он не находит себе места (эр гефинт зих кейн орт нит), и вплоть до того, что переворачивается совершенно, из края в край, не только в отношении движения мсирус нефеш, но также таким образом, что это притягивается в частных ступенях ахойси райоси йойноси тамоси.

Йуд

И это есть балайло гагу ноддо шнас а-мелех, что это есть самая сила чуда, ибо несмотря на то, что сыны Израиля были тогда в положении и состоянии сна, нет не менее, ушел сон царя мира, и т.е., поскольку сыны Израиля внизу стояли в движении мсирус нефеш в течении всего года [что поэтому они называются в мегиле именем йегудим, как сказали Разал, каждый, кто отрицает идолопоклонство (что это как тот, кто признает всю Тору), называется йегуди], и посредством этого произошло самое сильное чудо, что ушел сон Царя мира, и это привело также, что ушел сон царя (Ахашвероша) внизу, и поэтому приказал принести сейфер газихройнойс диврей гайомим, и т.е., что это было привлечено также в йомим, в аспект времени (и места) внизу, и т.е., что также как служение оно таким образом, что идея мсирус нефеш притягивается также в десять сил души, и вплоть до махшово дибур и маасэ, подобно этому идея лой йонум велой йишан она таким образом, что это приводит также к притяжение вниз в боней хайей умзойней рвихей ниже десяти ладоней. И это есть общая идея того, что сила чуда это то, что ушел сон Царя мира, что это привело также к тому, что ушел сон царя буквально, и это привело к тому, что у евреев был свет и радость и веселье и почет, как по объяснению Разал, так и по простому смыслу практически, ибо «Писание не выходит за рамки своего простого смысла». И эти дни вспоминаются и делаются, в каждом поколении, и как известно объяснение Аризаля, что посредством того, что вспоминаются, с духовным пробуждением, тогда происходят еще раз все притяжения и эманации, как это было в первый раз. И т.е., что посредством этого пробуждения, и в особенности, в эти дни, добиваются всех этих вещей как в иносказательном смысле, так и в буквальном смысле, чтобы было у евреев – всюду, где бы они ни находились, в течение всего года – свет и веселье и радость и почет.

[1] «В ту ночь ушел сон царя» (Эстер 6, 1)

[2] Ребе, Глава нашего поколения

[3] Рабби Йосеф Ицхак, Шестой Любавичский Ребе

[4] «Не спит и не дремлет Страж Израиля» (Тегилим 121, 4)

[5] «Как вода – лицо к лицу» (Мишлей 27, 19)

[6] «Вс-вышний – тень твоя» (Тегилим 121, 5)

[7] букв. «сияние лица»

[8] «проснись, почему ты спишь, Вс-вышний» (Тегилим 44, 24)

[9] «Я сплю» (Шир гаШирим 5, 2)

[10] в изгнании

[12] «ухо, различающее слова» (Ийов 34, 3)

[13] «поднимите ввысь глаза ваши, и узрите, кто сотворил эти» (Йешайа 40, 26)

[14] «Слушай, Израиль, Б-г Всемогущий, Б-г один» (Воэсханан 6, 4)

[15] «Знамения наши мы не видим» (Тегилим 74, 9)

[16] «Глаза Вс-вышнего к праведным, и уши Его к их стонам» (Тегилим 34, 16)

[17] «Глаза Вс-вышнего блуждают по всей земле» (Захария 4, 10)

[18] Провидение

[19] служение

[20] «Ты избрал нас из всех народов и возвысил нас»

[21] «Пришелец, который в среде твоей возвысится…» (Ки совой 28, 43)

[22] «Пробудись, почему Ты спишь, Вс-вышний»

[23] самопожертвование

[24] «оплот моего сердца и удел мой Вс-вышний вовеки»

[25] нигун «Койл дойди» можно послушать 1, 2

[26] «Голос друга моего стучит, открой мне, сестра моя, подруга моя, голубка моя, цельная моя»

[27] любовь

[28] великая любовь

[29] Сущность Свыше

[30] Сущность и Суть Бесконечного, благословен Он

[31] сущность души

[32] цельная моя

[33] голубка моя

[34] подруга моя

[35] сестра моя

[36] друг мой стучит – открой мне

[37] сущностная любовь

[38] «Полюбил Я вас, сказал Вс-вышний»

[39] «И Я полюбил Яакова, а Эйсова Я возненавидел»

[40] ушко иглы

[41] острие иглы

[42] чувства

[43] железная стена

[44] самый низкий уровень

[45] «один был Авраам»

[46] «И воззвал там именем Вс-вышнего, Б-га мира»

[47] сила Творца в творении

[48] «Словом Вс-вышнего были сотворены небеса, и дыханием уст Его все их воинства»

[49] полное ничто

[50] «Обновляющий в благе Его каждый день постоянно творение мира»

[51] творение

[52] воля

[53] «цельная моя»

[54] букв. «компаньон»

[55] «творений рук твоих желаешь ты» (Ийов 14, 15)

[56] «велико действие»

[57] «ибо голова моя росою полна, кудри мои – каплями (росы) ночной.» (Шир гаШирим 5, 2)

[58] «дождь и роса» (из молитвы)

[60] » Если в законах Моих ходить будете» (Бехукойсай 26, 3)

[61] «Я дам ваши дожди в свое время» (Бехукойсай 26, 4)

[62] «роса не прекращается»

[63] «пробуждение снизу»

[64] «Я открою им как вход в Храмовый зал»

[65] «Я скинула одеяние свое, как же одену я его?!» (Шир гаШирим 5, 3)

[66] «рубашка моя»

[67] когенские одежды

[68] царские одежды

[69] одежда

[70] «Чужой бог, который внутри тебя»

[71] «умыла я ноги свои, как же я испачкаю их» (там же)

[72] «видел я Г-спода, сидевшего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, справа и слева от Него.» (Млахим Алеф 22, 19)

[73] «И сделают Мне храм и Я буду присутствовать в них» (Трумо 25, 8)

[74] «небо и небеса небес не могут вместить Тебя, тем менее этот дом» (Млахим Алеф 8, 27)

[75] «Возлюбленный мой простер руку свою сквозь отверстие (в двери)» (Шир гаШирим 5, 4)

[76] «Я возлюбил вас, сказал Вс-вышний» (Малахи 1, 2)

[77] букв. «стоящие справа и стоящие слева» (т.е., оправдывающие и обвиняющие)

[78] отверстие

[79] «открой мне»

[80] букв. «сделал подкоп под Престолом Славы»

[81] «а под (ним) могучие мира» (Везойс габрохо 33, 27)

[82] внизу, под

[83] под Престолом Славы

[84] простирает свою руку сквозь отверстие

[85] «и нутро мое взволновалось о нем.» (Шир гаШирим 5, 4)