От моего тестя (Предыдущего Ребе), который заново основал Любавические ешивы в Америке, мы слышали много историй про Алтер Ребе. Из многих историй я хочу выбрать одну, которая, как я думаю, характеризует и дает общее представление на систему Любавич Хабад.
Это было в то время, когда Мителер Ребе, который позднее стал мемалей мкоймой (занял место) своего отца, Алтер Ребе, жил вместе со своим отцом. Мителер Ребе уже тогда имел детей, и один из них был совсем маленький. Алтер Ребе жил на втором этаже, а Мителер Ребе — на первом. Однажды, Мителер Ребе сидел и учился, а ребенок, во сне, выпал из люльки (как случается с детьми) и начал плакать. Мителер Ребе был настолько погружен в учение Торы, что он ничего не слышал и продолжал учиться. Алтер Ребе, хоть он жил на втором этаже, и он тоже был погружен в изучение Торы, тем не менее он услышал плач ребенка, прервал изучение Торы, спустился на нижний этаж, положил ребенка в люльку и успокаивал его, пока он заснул.
После этого Алтер Ребе объяснил своему сыну, Мителер Ребе, что не слышать плач ребенка — насколько бы ты ни был погружен в изучение Торы — это не путь служения Вс-вышнему.
Ребе, мой тесть, «перевел» это так, что как бы ни был человек погружен в учебу или молитву, или вообще, добрые дела, нужно в тоже время слышать, когда ребенок плачет, и нужно прервать учебу или молитву, и сделать так, чтобы ребенок перестал плакать. Он из этого выучил, что как бы ни был человек высок, и как бы ни были важны дела, которыми он занят, — но если есть еврейский ребенок, которому что-то нужно и у него нет, нужно это почувствовать, и нужно отложить свои дела в сторону, и найти способ сделать так, чтобы ребенок перестал плакать.
И мы учим из этой истории, что чем бы ни были евреи заняты, — безусловно, они заняты хорошими и важными делами, парносо или различными нужными вещами, — но когда ставится вопрос о еврейских детях, которые плачут и жаждут еврейского воспитания, то эта проблема и работа имеет приоритет, и предшествует всем другим делам, которыми занимаются.
Нужно приложить максимум усилий, чтобы дать возможность для ешив и хадорим (начальных школ), которые воспитывают еврейских детей в настоящем еврейском духе, чтобы они смогли принять максимальное число учеников, которое можно принять. Что обидно, что сейчас много детей остается на улице, из-за того, что ешивы не имеют средств, чтобы открыть новые группы, или взять еще Рошей ешивойс (руководители ешив).
К сожалению, есть такие дома, где дети совершенно не чувствуют, что им что-то не хватает, и поэтому они не плачут. По отношению к таким детям обязанность и ответственность много больше. Ибо само то, что они не знают, что они должны плакать, доказывает, что они нуждаются в еврейском воспитании в еще большей степени.
Это также одно из заданий, которые ешив должны поставить перед собой: принимать учеников из всех слоев общества, безо всяких различий, происходят ли они из круга, где, по крайней мере, знают, что им что-то не хватает, или из такого круга, которые вообще не знают, что нужно плакать, и дать каждому из них полноценное еврейское воспитание, и это сделает их жизнь более счастливой и в материальном, и в духовном смысле.
Из вышеупомянутой истории можно также выучить мораль и относительно общего положения в мире.
Мы сейчас только вошли в новый год. «Новый ребенок», мир в новом году, к сожалению, находится в положении «маленького ребенка, выпавшего из люльки», он сошел с правильного пути и не знает, как себя вести, как в отношениях между народами, так — и между различными кругами общества; как использовать те возможности, которые имеет человечество, чтобы строить и делать лучше, а не наоборот — разрушать и делать хуже. И в этом мы учим «мораль» из вышеупомянутой истории, чтобы предупредить две возможные ошибки:
Иногда человек думает, что он может заниматься своими делами, и какое ему дело до того, что делается в мире вообще, что делается вокруг него, и особенно — в другой стране. Сейчас можно ясно видеть, что даже события, происходящие «на другом краю света», касаются каждого, и часто -даже в его личной жизни.
Второе заблуждение: «кто я и что я», что я один могу сделать и т.д. На самом деле, однако, каждый может что-то сделать, и, как объясняется в Талмуде и Рамбаме, и в более поздних книгах, что когда каждый делает светлее свой «участок», освещая его настоящим светом, светом Торы и ее заповедей, тогда Вс-вышний гарантирует, что через это не только его собственная жизнь станет лучше и легче, но через это он также внесет свой вклад в общую жизнь во всем мире, и мир подойдет ближе к справедливости, добру и святости, и силы, толкающие мир к противоположности мира, добра и строительства, станут слабее.
И эта деятельность включает в себя в первую очередь, как говорилось ранее, укреплять настоящее еврейское воспитание, еврейских детей повсеместно, ибо через это распространяется свет Торы и Мицвот, — нейр мицво ветойро ойр — и у нас есть тогда обещание Вс-вышнего, что это принесет счастье всем, кто этим занимается, что это укрепит позиции сил добра во всем мире, и в конце концов они победят, и мы удостоимся, вместе со всем еврейским народом, что придет Машиах Цидкейну, и выведет евреев и весь мир из изгнания, и принесет истинное и полное Освобождение.
(Ликутей сихот, т.3)