(стр. 995 и далее)
Эмор
1
Уже неоднократно говорилось, что счет Омера – это подготовка к дарованию Торы. Поэтому немедленно по окончанию счета Омера приходит праздник Шавуот – дарование Торы.
Принадлежность счета Омера к дарованию Торы выражается в том, что они оба, счет Омера и дарование Торы, связанны с каждым человеком в отдельности: Гмара говорит о счете Омера, что каждый должен считать самостоятельно. Этим отличается счет Омера от счета Шмиты (подсчет каждого седьмого года, субботнего года) и от счета Ювеля (юбилейный год – каждый пятидесятый), которые осуществляются судом – это один подсчет на всех сыновей Израиля, но счет Омера каждый считает отдельно, самостоятельно. Также и дарование Торы – оно не для общества в целом, а когда Вс-вышний говорит каждому отдельному человеку – «Я – Б-г твой» (обращение в единственном числе), Вс-вышний дает Тору каждому человеку отдельно, он приказывает каждому индивидууму, чтоб он учил и выполнял 613 заповедей, и дает каждому отдельно (Б-г твой) силы для этого.
2
В свете сказанного, объясняет Альтер ребе в «Ликутей Тора» слова посука: «считайте пятьдесят дней», несмотря на то, что отсчитывают только сорок девять дней, тем, что отсчитывают сорок девять дней – через что притягивают сорок девять ворот понимания – притягивается пятидесятый день, пятидесятые врата – идея дарования Торы.
Сорок девять ворот понимания притягиваются работой счета Омера – каждым подсчетом притягиваются одни врата (поэтому язык счета Омера таков: один день, два дня, три дня и т.д. – счет, включающий в себя предыдущие дни, а не порядковый номер, отдельно подчеркивающий каждый дополнительный день: день второй, день третий и т.д. Ведь каждый последующий день вместе с отсчетом добавляется притяжение еще одних врат: в первый день – одни врата, во второй – двое, на третий – трое и так далее. Но пятидесятые врата невозможно притянуть работой, так как это аспект не достижимый для работы сотворенных, в любом случае, после того как притягивают сорок девять ворот отсчетом сорока девяти дней, посредством этого даются сверху на пятидесятый день пятидесятые врата, путем инициативы сверху. В этом и заключается смысл слов – «отсчитайте пятьдесят дней», ведь и пятидесятые врата, дающиеся сверху, приходят только после подсчета «семи цельных суббот».
3
Несмотря на то что пятидесятые врата, притягиваемые на пятидесятый день, связанны с дарованием Торы, пишет Альтер ребе в «Шульхан Орух», что то, что мы говорим в Шавуот – «время дарования нашей Торы», причина этому в том, что исходя из постоянства месяцев при нынешнем подсчете всегда выпадает Шавуот на шестое Сивана, когда и произошло дарование Торы. Но раньше,когда суд освящал месяц на основании показаний свидетелей, мог выпасть праздник Шавуот – пятидесятый день Омера – и на пятое Сивана (когда на основании доказательств свидетелей оба месяца, и Сиван и Ияр, были полными, тридцатидневными) или на седьмое Сивана (когда оба месяца были не полными, включая по двадцать девять дней. И тогда, ведь праздник Шавуот установлен на пятидесятый день Омера (как сказано в нашей недельной главе, Шавуот зависит не от дня дарования Торы, а от пятидесятого дня Омера), так как не выпадает на шестое Сивана, не говорится – «время дарования нашей Торы».
Из этого видно, что в даровании Торы есть две идеи: одна идея дарования Торы связанна с пятидесятым днем Омера, в который притягиваются пятидесятые врата, и вторая идея дарования Торы связанна с шестым днем месяца Сиван, и именно по этой причине мы говорим – « время дарования нашей Торы».
Различие между этими двумя идеям в служении Вс-вышнему в следующем: аспект дарования Торы связанный с пятидесятым днем Омера приходит после работы человека, но этой работы не достаточно для достижения пятидесятых врат, а притяжение их происходит по инициативе сверху. Но притягиваются они только после окончания работы человека, после того как он закончил работу сорока девяти дней счета, становится человек сосудом для «влияния» дарования Торы. Но идея дарования Торы связанная с шестым Сивана, вообще не связанна с человеком и его работой. Это дар, имеющий связь только с Торой, и со стороны Торы – ее временем является шестой день месяца Сиван.
4
Два аспекта дарования Торы – связанные с пятидесятым днем Омера и с шестым Сивана – могут выпасть в разное время. Не только тогда, когда освящали месяцы на основании свидетельств, с чем было связанно то, что пятидесятый день Омера мог выпасть на пятое или седьмое Сивана, но даже и сейчас, когда месяц Сиван всегда полный, а месяц Ияр всегда не полный, возможна такая ситуация для индивидуума, в которой два эти аспекта разойдутся между собой по времени:
Известно, что Земля круглая, как шар, и солнце (по чьему движению устанавливаются дни) крутится вокруг нее. Должна быть определенная линия (линия перемены дат), где разделяются дни, и место, где с одной стороны от него календарь отстанет на один день от другой. И более этого, когда человек переходит линию перемены дат, у него исчезает один день (после первого дня недели он попадет в третий и т.д.) – это в случае если он идет с востока на запад;или добавится один день (из первого дня недели он опять попадет в первый) – если движение происходит с запада на восток, против движения солнца.
Когда кто-то переходит линию перемены дат в дни «счета Омера», то исходя из того, что выполнение заповеди у каждого индивидуально, он должен вести свой отсчет, считая свои личные дни, независимо от отсчета других, живущих по ту сторону линии перемены дат, куда он пришел. Например: песах пришелся на субботу, и кто-то поехал с востока на запад на второй день Омера, одновременно - это и второй день недели, и пересек линию перемены дат (а на второй стороне уже третий день недели), когда наступит ночь ему надо будет считать день Омера по своему личному счету, после второго дня – то есть день третий, несмотря на то, что все жители того места, куда он приехал, будут отсчитывать тогда уже четвертый день. Также – если перешел линию перемены дат в обратном направлении, с запада на восток, необходимо отсчитать третий день Омера, хотя местные жители будут находится во втором дне счета Омера.
Ведь, как сказано выше, заповедь «счет Омера» не является общественной заповедью, а повелевает каждому индивидууму считать самостоятельно, считать свои дни, сколько дней прошло у него с его начала отсчета Омера.
Субботы и йом – тов (дни праздников) путешественник должен соблюдать по календарю жителей того места, куда он пришел; а не устанавливает их в соответствии со своим личным ходом дней, и даже когда перешел линию перемены дат, его седьмой день (суббота) будет соблюдаться по местному времени, так как установление субботы не передано лично каждому. Точно также, йом тов (праздник), зависящий от месяцев, которые устанавливаются судом, одним на всех евреев, а в наше время – путем вычислений. В отличие от этого, «счет Омера» должен быть «для каждого и каждого (в отдельности)», потому что заповедь счета Омера адресована лично каждому, и понятно тогда, что счет одного не зависит от счета другого человека, так как заповедь – считать дни, прошедшие у него.
5
Как сказано в посуке (цитата из святых книг), праздник Шавуот связан не с определенным днем месяца, а со счетом Омера: пятидесятый день счета Омера – это праздник Шавуот, в связи с этим в те времена, когда месяца освящали, основываясь на том, что видели свидетели, выпадал праздник Шавуот на пятое, шестое или седьмое Сивана.
Связь между праздником и счетом Омера не означает, что Шавуот является результатом этого подсчета – сорока девяти дней, которые считают в действительности или должны считать. Так как видим мы, что даже для тех, для кого заповедь «счет Омера» стала обязанностью в дни ее исполнения (достигшие в это время 13-ти лет – возраст бар-мицвы, и принявшие иудаизм), то есть не было полного подсчета, праздник Шавуот, по Торе, выпадет на пятидесятый день после второго дня песаха. И еще есть мнение, по которому идет закон, что в наши времена заповедь «счет Омера» является заповедью мудрецов, а праздник Шавуот – заповедь Торы: если же Шавуот – производная подсчета сорока девяти дней Омера, то каким образом эта идея реализуется у тех, кто не вел этот счет?
Нет возможности сказать, что счет Омера всего еврейского народа воплощает для этих людей идею Шавуота в действительность, так как те идут за обществом (общим) – ведь, как сказано выше, «счет Омера» - заповедь не общественная, а личная. Если так, то становится понятно, что праздник Шавуот не является результатом счета, а – Тора устанавливает время праздника на пятидесятый день Омера, то есть дни счета только указывают время Шавуота: день, следующий за ними, - это йом тов. Идея счета Омера (указание и прояснение) имеет отношение к каждому: когда у него наступает день, который, в случае если бы он был обязан вести счет Омера, выпал бы следующим за сорок девятым, то ясно, что это – Шавуот.
Поэтому, когда его сорок девять дней счета заканчиваются раньше или позже чем у остальных, дни счета Омера, прошедшие у него, проясняют, что он должен выполнить заповедь праздника Шавуот на следующий день, по их окончанию. Нельзя будет сказать, что счет Омера – его личный счет, но в отношении Шавуота он пойдет за обществом – т.к. единственный постоянный признак наступления Шавуота – это пятидесятый день после начала счета Омера, аспект не имеющий никакой связи с обществом, а относящийся только к отдельным индивидуумам.
Тора не привязала время Шавуота к определенному дню месяца, а установила его в зависимости от сорока девяти дней счета Омера. Но выражение «время дарования нашей Торы», связанно с шестым Сивана – как это упоминалось выше от имени Альтер ребе – ведь, несмотря на то, что празднуют Шавуот пятого или седьмого Сивана нельзя говорить тогда – «время дарования нашей Торы», и даже если пересек линию перемены дат после начала месяца Сивана, и по его личному календарю Шавуот выпадает на шестое Сивана, в любом случае не может он сказать – «время дарования нашей Торы», так как установление месяцев не является прерогативой отдельного человек, как говорилось выше.
6
Тот, кто пересекает линию перемены дат с запада на восток, и пятидесятый день счета выпадает у него на пятое Сивана – по всем мнениям должен праздновать Шавуот, но не говоря при этом – «время дарования нашей Торы», а шестое Сивана у него будет вторым йом тов «живущих в изгнании», если он родом из-за пределов земли Израиля.
Таким же образом и в том случае, если линия перемены дат пересечена в обратном направлении, с востока на запад, седьмое Сивана будет у него праздником Шавуот, а восьмое – второй йом тов «живущих в изгнании».
7
Объяснение этому, вытекающее из работы человека:
Счет Омера – это исправление качеств, поэтому считают 49 дней, «семь цельных суббот», т.к. каждое качество, в свою очередь состоит из семи, то таким образом их исправляют и делают цельными. Когда человек заканчивает свою работу по исправлению качеств, тогда дают ему сверху тот аспект Торы, который приходит после 49-и дней счета. И не имеет к нему никакого отношения, произошедшее с другими: если закончил исправлять свои качества, немедленно дают ему (50-ые врата) Тору – несмотря на то, что другие еще не готовы к этому; Если же все еще не исправил свои качества, то ему необходимо подождать до окончания работы – хотя другие уже получили Тору.
Но все это имеет отношение только к тому аспекту дарования Торы, который приходит после работы человека, другой же аспект, не связанный с работой человека, этот аспект намного выше первого, и его не касается работа человека по исправлению своих качеств – у него есть одинаковое время для всех – шестое Сивана.
(Перевод: Ешива "Томхей Тмимим", Москва, 5762)