Тазрия
א
Время выполнения заповеди обрезания приходится на восьмой день после рождения, как сказано в недельной главе «на восьмой день будет обрезана крайняя плоть его». А, когда обрезание происходит после восьмого дня, несмотря на что вообще заповедь выполняется, и произносят на нее благословения и т.д., но, на первый взгляд, не хватает детали в заповеди, достоинства заповеди, выполненной вовремя – обрезать крайнюю плоть на восьмой день. В совершении обрезания на восьмой день есть особенное достоинство – то, что обрезание (а есть мнение, что также и инструменты для обрезания ) отталкивает даже шабат, как учится из посука } цитата { «на восьмой день обрежет крайнюю плоть его» - «и даже в день шабатний», а если обрезание происходит не вовремя, то в шабат его делать запрещено.
В соответствие с этим найдено, на первый взгляд, что если обрезают ребенка после восьми дней, даже когда по причине болезни невозможно было сделать это раньше, то не выполняется заповедь обрезания вовремя; и также по отношению к заповеди обрезания вообще, что выполняется через обрезание после назначенного срока, это имеет отношение только к той идее, что он будет обрезан с этого момента, но не относится к предшествующим дням, в течение которых ребенок обладал крайней плотью. И теперь исправить невозможно. Несмотря на то что не было в данном случае нарушений в выполнении заповеди, поскольку нельзя совершать обрезание при угрозе жизни, которая отталкивает всю Тору, но не хватает в осуществлении заповеди.
Рамбам пишет «причина тому [задержке], что можно обрезать только совершенно здорового ребенка в том: «опасность для жизни отталкивает все, и ведь есть возможность обрезать через некоторое время, и никогда невозможно вернуть одну душу(потерянную) из Исраэля(еврейскую)». Из построения языка Рамбама, «и есть возможность обрезать позже и т.д.», понятно, что он намерен дать второе объяснение : первое – поскольку угроза для жизни отталкивает все, то есть даже если нет никакого совета как выполнить заповедь позже, то она отталкивается из-за угрозы для жизни ; второе – так как есть возможность обрезать позже, то заповедь не отменяется вообще, ведь можно обрезать позднее. Из этого понятно, что заповедь обрезания, выполненная по прошествии некоторого времени, действенна также по отношению к дням, предшествовавшим ему, до такой степени, что становится подобна «обрезанию вовремя» (ведь если мы скажем, что не вовремя помогает только с момента совершения и далее, в таком случае не является удовлетворительным объяснение, что «есть возможность обрезать по прошествии времени», так как даже если обрежут позднее, то все еще будет не хватать заповеди обрезания относительно дней, которые предшествовали ему, и вообще будет не доставать выполнения заповеди вовремя)
И следует понять, как может вещь, сделанная позднее, повлиять на предшествующее этому время, прежде чем она была сделана ? Несмотря на то что определенные действия воздействуют на прошлое, но это только в таких случаях, когда они не производят новой вещи, а только если нужно уточнить и установить предшествующие действия или предшествующую ситуацию, которые изначально были установлены таким образом,что они зависят и при-
вязаны к определенным условиям,которые будут выполнены по истечении времени. Поскольку, последующие действия пришли только для того, чтобы объяснить и установить предыдущие,то, понятно, что они способны воздействовать также и на прошлое. Не таково действие, необходимое для формирования новой вещи, так как не могут результаты действия быть действенны относительно предыдущего времени, прежде чем сделано само действие. Производное не может предварить причину –каким образом,тогда, может совершение обрезания повлиять на прошлое?
Также следует понять дополнение в словах Рамбама, когда он пишет –«и есть возможность обрезать по прошествии времени», он добавляет следующие слова –«никогда невозможно вернуть одну душу(потерянную) из Исраэля(еврейскую)», в этих нескольких словах есть, на первый взгляд, более выраженная связь с опасностью для жизни чем во втором объяснении, ведь если посредством совершения обрезания позже справится все, даже не выполнение заповеди вовремя, то тогда нет уже никакой необходимости в «и никогда невозможно и т.д.»
ב
В «Ликутей Тора» сказано, что посредством совершения обрезания притягивается такой свет, что невозможно притянуть его работой человека, так как работа сотворенных не достигает столь высокого уровня, а свет нисходит самостоятельно, путем «инициативы сверху». Но до тех пор пока существует крайняя плоть и оболочка, этот свет не может быть притянут, и через удаление крайней плоти нисходит на него свет.
Как относительно притягивания света сверху, также – и по отношению ко входу святой души, что происходит посредством обрезания; это аспект души, который выше объяснений и знания, такой уровень не может быть достигнут через действие и работу, но посредством обрезания он открывается.
И поэтому воздействует обрезание на прошлое – подобно всем действиям, которые воздействие и на не требуют произведения новой вещи, а только раскрывают уже существующее.
(И пример этому тшува [возвращение к Б-гу] из любви помогает и постфактум, поскольку она не производит ничего нового, так как и во время совершения греха этот аспект души был «верен Благославенному», но пребывал в сокрытии, и тшува раскрывает его, поэтому ее действие распространяется на прошлое).
Если же позднее не обрезают его вообще, то святая душа остается в сокрытии, а цель творения и спуска ее вниз в том, чтобы евреи своей работой привели ее к раскрытию. Но когда делают обрезание и раскрывают этот аспект, тогда это оказывает влияние на прошлое.
ג
На основании этого также понято то, что Рамбам добавляет к двум объяснениям – «и никогда невозможно вернуть одну душу из Исраэля»: есть в этом дополнении, кроме добавления к простому смыслу, также и объяснение на сказанное перед этим,-«и есть возможность обрезать по прошествии времени», что обрезание действует и с обратной силой.
Связь между евреями и Святым - Благословен – Он выше любых счетов, и она всегда целостна, в каком бы состоянии ни находились евреи. И как сказано : «Так или иначе сыновья мои – они и поменять их (не дай Б-г) на другой народ невозможно». И это намек : «и никогда невозможно вернуть душу одну из Исраэля» - никогда невозможно аннулировать ту связь и заключение союза, которыми Б-г связан с евреями.
И это имеет отношение не только к сообществу евреев, но также и к каждому отдельному еврею : Святой – Благословен – Он связал себя с каждым из евреев таким видом связи, что невозможно от нее избавиться, не дай Б-г. Святой – Благословен – Он любит каждого еврея отдельной любовью. Как сказал Баал Шем Тов, что каждый еврей дорог Святому – Благословен – Он как единственный сын, родившийся у родителей в пору их старости, и более этого.
Цель творения, что Б-г создал мир «для Исраэля (евреев), которые названы начатком», не только для сообщества Исраэля, но и для каждого еврея в отдельности, и от каждого еврея, в частности, зависит цель творения, и поэтому обязан каждый человек сказать «для меня создан мир», и в соответствии с этим также «каждый спасший одну душу из Исраэля, как будто спас целый мир», так как если есть недостаток в еврее (не дай Б-г), то есть он и во всем сотворенном.
И после того, что « никогда невозможно вернуть одну душу из Исраэля(расторгнуть связь между евреями и Б-гом)» связь между евреем и Святым – Благословен – Он всегда целостна во всей своей полноте, и нужно лишь раскрыть ее, поэтому « есть возможность обрезать по прошествии времени» - и это действует и с обратной силой, поскольку обрезание, как сказано, - раскрытие вещи уже существовавшей ранее.
ד
Говорилось уже однажды, что в заповеди обрезания содержится намек на общую идею служения Б-гу, и указание из сказанного выше относится к работе человека.
С одной стороны нужно человеку знать, что он обязан действовать. Он не может «лежать и спать»(сидеть сложив руки) исходя из утверждения, что скрытым образом он всегда связан со Всевышним, и что в конце концов «не потеряется от него рассеянный», и его поведения не оказывает никакого влияния –потому что эту связь необходимо раскрыть, и это должно произойти именно через работы. И поэтому необходима работа в обрезании и прии- [разрезание пленки, удерживающей крайнюю плоть], для того чтобы ослабить вожделения; дополнительно к этому необходимо отсасывание крови, квинтенсенции материальности, также и из удаленных мест и органов тела.
Со второй стороны нужно, однако, знать, что когда осуществляют «и обрежьте эрлу (оболочку, крайнюю плоть) ваших сердец, то этим удостаиваются намного большего, чем то, что дано достичь самостоятельными усилиями – через служение «и обрежьте эрлу ваших сердец» удостаиваются раскрытия сверху – «И обрежет Б-г твой сердце твое», которое раскроется в истинном и полном избавлении, в ближайшем будущем.
(Перевод: Московская ешива "Томхей Тмимим")