Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Тойрас Менахем

Также как до сих пор было ясно для каждого и каждого из нас, что Ребе поведет нас навстречу нашему праведному Мошиаху – это должно быть ясно также сейчас.
И то, что случилось и т.д., — это только видимость для наших материальных глаз, и это только испытание (одно из испытаний родовых мук Мошиаха, которые должны быть перед приходом праведного Избавителя), что вся его суть – это что оно скрывает и утаивает истину,
Ахаройн шел Песах 5710
Намерение служения сверху вниз – это для того, чтобы посредством этого было поднятие нижнего, и поэтому, в служении сверху вниз скрыто намерение подъема снизу вверх
Получение hашпоойс от главы поколения связано также с возвратом долга, подобно тому, как берущий взаймы обязуется возвратить долг кредитору. И обязанность возврата долга – это не таким образом, что он возвращает долг и все, но, когда он возвращает долг, ему дают в долг еще, и подобно этому в нимшол, что дают ему еще силы, и он обязуется вернуть их и т.д
Песах Шейни 5710
Песах Шейни 5710 — частичный отредактированный перевод
Выйти в поле, чтобы родились боним зхорим хасидим
По поводу погони Лавана за Яковом, приводится в книгах, что истинная причина этого поскольку по завершении работы Якова в Хороне остались у Ловона искры святости, которые все еще не были очищены и подняты Яковом, и поэтому Ловон гнался за Яковом, чтобы передать ему последние искры святости. Которые остались у него, чтобы был завершено очищение и подъем искр святости.
И подобие этого в наши дни – пятки Мошиаха, по словам Квойд кдушас Мойри веХами Адмур, что «вот он стоит за нашей стеной» — что после работы очищения искр святости во всех изгнания, вплоть до этого последнего изгнания, сейчас должно быть очищение самых последних искр святости (подобно очищению последних искр во время выхода из Хорона), и тогда исполнится обещание «дух нечистоты Я уберу с земли», с приходом нашего праведного Мошиаха в скором времени в наши дни.
Выход в поле – не только выход из царского дворца в столицу, или просто в город, но – выход в поле именно – со стороны величия опускания нижнего полушария.
(и намерение в этом) ради боним зхорим – что они захватят весь мир, как сказано «иш даркой лихбойш», «хасидим» – что они не требуют, чтобы им дали «триста десять миров» в награду… но они идут с мсирус нефеш, как сказано «сойрфон хосид, койврон цадик»… послкольу он не думает о себе, и делает все ради блага другого
«Пусть не различает между лучшим и худшим, и не заменяет его, и если заменит его, и будет: он и замена его будут святы».
Иногда могут сделать расчет, что лучше заниматься другой работой, поскольку она лучше, чем та, которую требуют от него заниматься ей, и поэтому – говорит он – он хочет заменить худшее на лучшее.
Бегар-Бехукойсай 5710 (отредактированный перевод)
«Вейосфу ановим багашем симхо»
1. В маамаре праздника швуос, начинающемся словами «Вейосфу ановим багашем симхо», объясняет мой тесть и учитель, что существует связь между аново (скромность) и симхо (радость), что они не только не противоположны но, наоборот, помогают друг другу.
Сейчас необходимо исполнять шлихус Ребе как раньше. И подобно этому – в отношении учебы в йешиве Ребе. И центральная идея – что нет никакого различия между тем, как это было раньше и тем, как это сейчас. Изучение Торы должно быть с битуль.
Гискашрус Ребе с хасидим – таким образом, что со стороны Ребе притягиваются все аспекты. Ребе хочет дать, ибо «природа доброго творить добро», и «больше чем теленок хочет сосать, корова хочет кормить», но необходимо, чтобы этому предшествовала собственная работа, и тогда Ребе помогает, и вплоть до помощи, которая несоизмерима с собственной работой.
Начало – это только отсутствие битуль, и от этого он приходит к йешус и т.д., так, что в конце концов он может прийти к положению и состоянию, что становится ему противоположностью эликсира жизни.
Все те, кто едут в шлихус, должны знать, что вместе с ними едет Ребе
Сейчас нет больше времени откладывать изучение хасидизма до окончания подготовки. Нужно учить хасидус Ребе, и Ребе уже вытащит его из любой грязи.
Сейчас нет больше времени откладывать изучение хасидизма до окончания подготовки. Нужно учить хасидус Ребе, снова и снова учить, «дальше учить и опять учить», «держаться за Ребе’с клямке», и «маор шеба» – сущность Ребе, которую он вложил в свое учение – «возвращает его к добру», «Ребе уже вытащит его из любой грязи». И более того – даже если он находится в положении и состоянии, что у него все еще есть сомнения в отношении Ребе (действительно ли он баал-а-баит над всем, и он все может, и само собой, он не может спрятаться от него), тем не менее, он должен учить хасидус Ребе – «Тойро циво лону Мойше», несмотря на то, что «Тора» – имеет гиматрию «611», т.е., что все еще не хватает «онойхи» и «лой йиhье лехо» (как говорилось выше, п. 11), и подобие этого в отношение Ребе, как понятно из слов Разал (с точки зрения открытой Торы), «тот кто спорит со своим учителем, подобен тому, кто спорит с Шхиной» – ибо, посредством изучения его Торы, «он будет держаться за Ребе’с клямке и будет вместе с ним в одной повозке».
Чтобы Тора служила «убежищем», чтобы спасти «убивающего душу по ошибке» – есть условие – «везойс а-Тойро, ашер сом Мойше», что должно быть «Тойрас Мойше» именно
Нужно вести себя в соответствии с указаниями Мойше во всех вопросах
5711
Вайейцей
Цадик гойзер веаКодойш Борух Гу мекайем», и, более того, «аКодойш борух гу гойзер вецадик меватейль», и вплоть до того, что праведники могут изменять природу мироздания
Когда будет симхо, что тогда будет само собой мир, что все те, кто мекушорим к Ребе будут в ахдус, — тогда – как говорится в продолжение посука – также «горим угвоойс » — не только, что не будут мешать, но будут помогать, «вехол ацей а-содэ» — деревья, не приносящие плодов – будут плодоносить, но все это с условием, что будет мир, что все, имеющие отношение к Ребе, будут в ахдус. И тогда поможет Вс-вышний исполнить задачу, которую Ребе возложил на всех нас, что это есть самое совершенное благо, какое только возможно.
ВТОРОЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА ШВУЭС 5711
Дарование Торы соединило творение с Творцом.
Нивро и бойрэ далеки диаметрально противоположны, и само собой, невозможно никаким способом, чтобы сотворенный поднялся до Творца.
Тем не менее, во время Дарования Торы свершился самый большой хидуш – соединение творения с Творцом, что с помощью Торы могут сотворенные подняться к Творцу.
БЕСЕДА СУББОТЫ ГЛАВЫ ЭКЕВ 5711
Вс-вышний говорит Израилю: Я даю вам 29, 30 дней, что в течение этих дней, если вы оторвете себя от привычек и поведения не-хорошего, как вы вели себя до сих пор – «и убежит туда», убежите в порядок и поведение месяца элул, чтобы поселиться там – тогда вы сможете исправить все, что было не так, как надо до сих пор, и, само собой, будет спасение от кровного мстителя – от всех обвинений.
5712
«Ато» — указывает на сущность и Суть Вс-вышнего
«Ато» — указывает на сущность и Суть Вс-вышнего, что только про него могут сказать «ато», обращаясь к стоящему напротив, поскольку он находится всюду, (куда ни поглядишь, везде Он), ибо хотя он непознаваем и непостижим, тем не менее, так как Он в сущности своей, непознаваемый и не постижимый, Он находится всюду, поэтому можно сказать про него «Ато», язык «нойхах».
«И встретили его ангелы Вс-вышнего…»
«И встретили его ангелы Вс-вышнего…» — Работу надо делать самому, но, есть такие вещи, в которых нужна помощь «ангелов Вс-вышнего».
Йуд тес кислев 5712
Хомец и маца в служении человека. Хомец — йешус, гааво, hиснасус. Как следствие — оправдание своего поведения, поиски причин для своего поведение, «ал кол пшоим техасе аhаво». Маца — битуль, лейв нишбор, тшуво.
Буква hей подобна букве хес: обе они состоят из трех линий и открыты снизу. Различие между ними – в том, что буква hей совершенно закрыта с трех сторон, а в букве hей есть «вход» сверху. «Вход» снизу (в обоих буквах) означает: «лапесах хатос ройвейц «. Закрытость со всех сторон – в букве хес – означает, что нет места для того, чтобы выйти из «лапесах хатос ройвейц». Отверстие сверху – в букве hей – означает, что человек, действительно, находится в состоянии «лапесах хатос ройвейц», но тем не менее, есть у него выход сверху – что посредством него он может выйти из своего состояния с делать тшуво. И несмотря на то, что отверстие сверху – в букве hей – это очень маленькое отверстие – но сказали РаЗаЛ «писху ли кехудо шел махат «, и посредством этого «ваани эфтах лохем кеписхой шел улом «, ибо, посредством одного hирhур тшуво – человек может измениться – в один момент – из рошо гомур в цадик гомур.
СУББОТА ГЛАВЫ ШМИНИ 5712
Невозможно знать кто выше, вполне возможно, что другой выше его.
Относительно другого – всегда следует судить его в хорошую сторону, что не так относительно себя самого, — он не может полагаться на то, что ему кажется, что его положение как должно быть, поскольку «все грехи покрывает любовь», любовь к самому себе, и как сказали ХАЗАЛ «не верь в себя…»
Чувство горечи в хешбон нефеш должно быть со стороны того, что его мысли, речи и дела – как в хорошем так и в противоположном – затрагивают Сущность и Суть Его, благословен Он.
Ибо, когда причина горечи – то, что как следствие его не-хороших мыслей, речей и действий не хватает у него в боней, хайей умезойней – тогда эта горечь занимает место лишь настолько, насколько его собственное существование занимает место. И даже если причина мрирус – со стороны того, что вследствие своих не-хороших мыслей, слов и действий он не исправил свою долю в мире – также тогда эта горечь занимает место лишь настолько, насколько общая идея этого мира занимает место. И поэтому, причина горечи должна быть – со стороны того, что дела человека затрагивают (кивйохол) Сущность и Суть Его, благословен Он – и тогда эта горечь – с большой силой и она истинна.
5713
Даются силы, чтобы заниматься обоими аспектами (работа над собой и работа с другим) одновременно – хотя это два противоположных движения,
Стала слеза моя хлебом мне днем и ночью, когда говорят мне весь день: где же Б-г твой?
И это требуют от него – «весь день – где Б-г твой»?! Это чувство – «Я Вс-вышний Б-г твой» – где оно у тебя в течение всего дня?!
И после всего этого – у него есть еще претензии, почему же он не чувствует вкус молитвы, почему его изучение Торы таким образом, что он не постигает истинной истинный смысл hалахи — закона, почему у него есть множество вопросов, на которые нет ответа, и если у него есть ученики – почему у него не получается воздействовать на них.
На это сказано – «глупость человека искривит путь его, и на Вс-вышнего гневается сердце его»: «глупость человека» – что он ведет себя таким образом, что говорят ему «весь день – где Б-г твой?» – «искривит путь его», и после этого есть у него претензии – «на Вс-вышнего гневается сердце его».
Аспект махшово зоро — не имеется в виду, что эта мысль сама по себе не желательна, но, что это мысль она «зоро» в отношении того дела, которым занимаются сейчас, ибо она не имеет отношения к нему
И общий смысл – что когда нет хозяина – то ведет себя как животное…
… И подобно этому в нашем вопросе – когда еврей сам устанавливает себе порядок в жизни, без того, чтобы у него был хозяин («баал а-баит»). И как выражался мой тесть и учитель, Ребе в таких случаях: «бесхозная скотина» («а навотне бhеймо»), и когда я спросил у него, что означает «навотне бhеймо», он ответил, что это животное, у которой нет хозяина, и само собой, она пасется где хочет, спит когда она хочет, доится там где ей хочется, а не там где надо, и брыкается не там где нужно, хотя не исключено, что иногда она делает это намеренно, «как слепой в форточку», но в большинстве случаев она это делает ненамеренно. И общий смысл – что когда нет хозяина – то ведет себя как животное…
Когда умерли Аарон и Мирьям, прекратились также облака славы и колодец, и они вернулись в заслугу Мойше
И подобно этому в нашем вопросе – когда еврей сам себе устанавливает порядок в жизни, без того, что над ним будет «баал а-баит». И как мой тесть и учитель, Ребе, выражался в подобных случаях, «навотная скотина». И когда я спросил у него, что означает «навотная скотина», он ответил, что это корова, у которого нет хозяина, и само собой, она пасется, где она хочет, и спит когда она хочет, дает молоко, там где ей хочется, а не там, где нужно, и брыкается не там, где нужно, хотя иногда бывает, что она иногда намеревается «как слепой в форточку», но в большинстве случаев она не намеревается. И в общем – когда нет хозяина, то его поведение подобно животному…
Лехатхило арибер
Мы знаем все вопросы, и все аргументы, на которых основываются эти вопросы, и то, что написано в такой-то книге, или в другой книге – но поведение должно быть таким образом, что «лехатхило арибер»!
Сразу в начале работы требуют прежде всего искафьо и каболас ол, «брехн зих ун нит тон вос эс вилт зих», и наоборот, «тон вос эс вилт зих нит»
Ради раскрытия Мошиаха есть необходимость в аспекте мсирус нефеш именно
Гиштатхус на могилах праведников
Мойше рабейну сам по себе мог бы добиться, чтобы войти в Эрец, но что же будет с поколением пустыни?!… Спросят у него: ты сам вошел в Эрец Исроэл, и что ты сделал с … «Шеш мейойс элеф рагли гоом ашер онойхи бекирбой», которые остались в пустыне?!… Это причина, почему Мойше рабейну остался в пустыне!
Иногда кажется, что праведники и руководители поколения требуют такие вещи, что нет у них места в природе
Те, кто послушали их голос, и пошли и исполнили то, что было им приказано, увидели, что не только, что не было никакого препятствия со стороны природы, но наоборот, сама природа помогала в этом.
Достоинство служения эвед кнаани — пшитус. Именно через служение эвед кнаани притягивается ацмус и исполняется намерение Творения — «жилище в нижних»
И, поскольку аспект диро батахтойним — это раскрытие ацмус, как Он в Его сущности, что это эход пошут бетахлис а-пшитус, также служение Торы и заповедей должно быть способом пшитус, т.е., без всяких пнийойс, ни материальных пнийос, и ни духовных пнийос — ибо, когда служение происходит из-за какой-либо пнийо, это не есть простое служение, поскольку оно составлено из двух вещей: само служение, и намерение, ради которого происходит служение, но служение должно быть чистым — только и исключительно с целью служить Вс-вышнему, без всяких намерений и пнийос, но в пшитус, и посредством этого притягивают ацмус умаhус, эход пошут, в раскрытии
Ну и что же с того? – Ведь это же всего лишь «видимость»? – Но он сам находится внутри этой «видимости», и для него это – реальность!
И несмотря на это – это совершенно не уменьшает плач, который он должен плакать, и не быть довольным своим положением, ибо все вышесказанное не уменьшает его низости, ибо: все вышесказанное – это счет, как это со стороны души, которая всегда «хранит верность Ему», и поэтому со стороны души это только видимость, и именно посредством этого исполняется намерение; но к нему самому – это не имеет отношения, ибо что с того, что это «видимость», когда он сам находится внутри этой «видимости»! Для него это — действительность – «кушать – кушается, спать – спится», а «молиться – не молится»!
И в нашем вопросе – что до сих пор, до того, как он пришел в этот город – он, действительно, не должен был быть там, и т.е., что ни само место не нуждалось в нем, и ни он сам, со стороны его дел, не должен был работать в этом месте; но сейчас, когда Вс-вышний создал обстоятельства, приведшие его в этот город – это указание на то, что сейчас это место нуждается в его работе, и также он, для того, чтобы исполнить свою миссию в этом мире – должен действовать в этом городе.
С одной стороны, должно быть «???? ???? ????? ?????? ????? ??????», т.е., что человек должен очень хорошо осознавать, в каком положении и состоянии он находится, что «согрешил и повредил» и т.д. – и от этого ему следует быть в большой горечи.
Но с другой стороны – он не должен падать в собственных глазах, впадать в отчаяние, и прекращать работать, но – ему следует укрепиться в своем служении, и не беспокоиться совершенно от своего состояния
Тазриа 5714
Служение Ицхака — без ограничений совершенно, даже ограничений разума со стороны Святости
Он должен знать, что до сих пор его служение было по пути Авраама, путем сверху вниз, что также в самой этой работе есть три разделения: Тора, молитва и добрые дела – что это общность всех заповедей, но в общем это служение сверху вниз,
и после этого начинается его настоящая работа — выйти в мир, в котором есть аспекты ршус (разрешенное) и также запрещенные вещи, и в этом должна быть работа: в отношении запрещенных вещей — устранить их, и в отношении разрешенных вещей — поднять их к Святости, и в этом именно начинается его работа в исполнении основной цели, ради которой он был сотворен, и эта цель, ради которой была дана Аврааму заповедь обрезания,
Важнее всего и предшествует всему – это практическое действие. Ради практического действия – каждый должен найти «юность» в себе.
Также во время старости, есть часть в человеке, куда он не позволил, чтобы вошли сомнения и аспекты пустословия; и поскольку он соединен со Вс-вышним, то также как Вс-вышний бесконечен, так же у него есть много сил, так, что если только он захочет, он сможет добавить еще больше в вопросах Торы и заповедей.
Когда Мителер Ребе предложили несколько шидухим, он предпочел шидух, который может быть реализован практически как можно скорее, поскольку у него не было достаточно терпения, чтобы ждать маамарим, которые он услышит в честь свадьбы!…
От женихов в наше время, невозможно требовать, что вся идея свадьбы будет интересовать их только для того, чтобы увеличить свет хасидизма в мире… Однако, по крайней мере, от них требуется, чтобы они не забывали о ясном законе – который приводится не только в учении хасидизма, но также в открытой Торе, и это галаха – что жениху в день свадьбы прощают все его грехи, которые он совершил в стечение всей своей жизни, включая также один из самых тяжелых грехов – х»н, который приовдит к изгнанию, и задерживает избавление. И в такое время – зачем же ему думать и «делать балаган» во всех этих внешних вещах, о которых говорилось выше, или даже в вопросах дома и квартиры, ибо это еще важнее для человека, чем пища и одежда, в такое время лучше всего увеличить в тшуве, для того, чтобы ему простили все его грехи!
Тойхехо — это не есть аспект наказания, хас вешолом, но есть идея очищения сосуда
Поскольку тойхехо — это не есть аспект наказания, хас вешолом, но есть идея очищения сосуда, и поэтому читают ее перед Швуэс и Рош аШоно, — ибо, также как в материальности, перед тем, как помещают в сосуд очень важную и дорогую вещь, необходимо ополоснуть сосуд, чтобы уничтожить «киллосейго», как говорит Ша»С — также это в духовности.
Ужасная ошибка — считать, что можно выполнить свою обязанность {быть евреем} красивыми словами, и «речами»,
Еврейство, связанное с Торой и заповедями — это путь жизни, которая должна окружать и проникать в ежедневную жизнь. Подобно тому, как здоровый человек — это человек, который здоров постоянно, и не только тот, кто здоров время от времени, или только несколько дней в году, — подобно этому еврей, здоровый в духовности, это еврей, который живет с Торой и заповедями весь день и каждый день, весь год, в течение всего времени.
5715
«За головой идет тело»
Также когда тело отделено от головы, и до такой степени, что «голова его – в одном месте, а тело его – в другом» – поскольку перед этим тело было соединено с головой, то связь между ними продолжается постоянно («с этим ничего нельзя сделать»), так, что даже когда занимаются каким-то вопросом, связанным с телом, то это измеряется по голове.
Старые хасидим трудились в течении лет, чтобы увидеть Ребе, а он – тянет Ребе к себе, в грязь, в которой он находится («эр шлепт дем Ребе’н цу зих, ин зайн блотэ ву эр гефинт зих»)…
И это есть объяснение слов «тяжело мне расставание ваше» (а не «наше») – поскольку разделение между сынами Израиля и Вс-вышним может происходить только из-за того, что не хватает единства между самими сынами Израиля.
Основное намерение во всякой вещи – это практическое действие, т.е., чтобы было пробуждение в аспекте практического действия.
Хотя, в общем, в Хабаде не поддерживают идею «чудес», и даже есть такое выражение у хасидим, что «мойфсим» Вс-вышний показал фараону, а сыны Израиля не нуждались в чудесах, тем не менее, когда есть необходимость, показывают также чудеса (как говорилось выше в письме моего тестя и учителя по поводу истории с Алтер Ребе).
Должен властвовать «мозг», а не «печень»
Раньше там, где давали цдоку как положено, и каждый давал на то, на что он считал нужным – деньги поступали как нужно и туда, куда они должны были поступать. Теперь же, после того, как было решено, что не следует исполнять заповедь цдаки самому, а нужно отдать деньги в «центр» – начали ограничивать и измерять меру цдаки. Более того – за наши великие грехи, когда дело доходит до принятия решения о распределении собранных денег и нужно решить, сколько денег должно прийти в место, которое в аспекте «головы», сколько – в «сердце», и сколько пойдет в «отходы» – это решение не всегда принимает «мозг, который в голове». Иногда решают «чувства, которые в сердце», а иногда решает «застывшая кровь, которая находится в печени»…
В «Главу месяца» – включена жизненность всех дней месяца, и затем после ее поступления в дни месяца жизненность их всех продолжает быть связанной с ним. (Перевод: Хабад — Казань)
Еврейская женщина должна знать, что она – «основа дома»,
С небес провозгласил Ты суд, земля испугалась и успокоилась
«Испугалась» и «успокоилась» – символизирует два пути в служении Вс-вышнему: есть служение, называющееся «испугалась» и есть служение, называющееся «успокоилась»; и «земля испугалась и успокоилась» означает, что порядок служения должен быть таким, чтобы сначала было «испугалась», и только после этого может быть «и успокоилась». Смысл служения «испугалась» – когда человек сознает, зло все еще существует и все еще сильно, и, соответственно, служение состоит в том, чтобы оттолкнуть и изгнать зло. И потому такое служение называется «испугалась» – поскольку на этой ступени постоянно боятся и опасаются зла. Ибо, поскольку зло еще не исторгнуто совершенно, то постоянно боятся, чтобы оно не вернулось и не проснулось снова. И поэтому нужно постоянно вести войну со злом, чтобы оттолкнуть и изгнать его.
— Не по своей воле мы были изгнаны из нашей страны, и не своими силами мы вернемся в Землю Израиля. Отец наш, царь наш, изгнал нас… и Он, благословенно имя Его, избавит нас…»
Мы возносим молитву к Вс-вышнему – «да пребудет Вс-вышний, Б-г наш, с нами, как Он был с нашими отцами», хотя мы не можем сравниться с нашими отцами, ибо они были баалей мсирус нефеш бепоал (рисковали жизнью ради веры). — Не по своей воле мы были изгнаны из нашей страны, и не своими силами мы вернемся в Землю Израиля. Отец наш, царь наш, изгнал нас… и Он, благословенно имя Его, избавит нас…» «только наши тела отданы в изгнание, но не души наши, и над ними ни у кого нет власти. Поэтому, во всем, что связано с вопросами Торы и заповедей, не следует считаться совершенно с изгнанием, и подобно тому, как в то время, когда в руках Израиля была сила, несомненно, не изменяли бы ничего в вопросах религии, подобно этому не следует уступать требованию правительства внести изменения, которые противоречат религии».
Когда приступают к изучению Торы в том состоянии, в котором находятся, не очистившись, «не удостоился», он не очищает себя, чтобы учить Тору – тогда это становится ему противоположностью «эликсира жизни
Пинхас увидел «открытую букву мем, летящую по воздуху, и испугался, что этот открытый мем соединится с буквами вав и тав, «Ватиках», «Ватохаль», «Ватитен», «Ватипокахно», ибо из этого происходит идея противоположности жизни со всех сторон. И поэтому Пинхас схватил букву мем, и получилось ??? («копье»), ибо имя Ицхак (в которого облачился Пинхас) имеет числовое значение 208, и если присоединить букву мем (40) – получится ??? («копье» = 248), и это то, что сказано в Писании «И схватил копье в свою руку». И посредством «копья» Пинхас остановил мор. …
И порядок в этом – что прежде всего есть «Ватэрэ «, т.е., что смотрят туда, куда не следует смотреть, и он кричит, что ничего страшного нет чтобы посмотреть, и тем более ему – это точно не повредит. Но сразу после этого становится «Ватиках «… «Ватохал » – что он оскверняет себя, и тогда «Ватитен » – он оскверняет также другого, и вплоть до «Ватипокахно «, т.е., что начинают понимать, что единственная заповедь, которая у них была – они потеряли ее тоже, и остались нагими, без заповедей.
То, что «слова Торы не принимают нечистоты» – это только в отношении собственно Торы, что Торе это не вредит
Когда царь находится в поле, требуется еще большая осторожность, ибо, поскольку человек находится, там где он находится (в т.ч. духовно), и тем не менее, царь подходит к нему и принимает его просьбу, и более того, улыбается ему – он может ошибиться и подумать, что он может оставаться таким, как он есть, и доказательство на это – что к нему, как он есть сейчас – приходит царь.
«Ахас шоалти…» — «шивти бевейс Гавайе кол йемей хайой»
Объяснялось выше (в маамаре), что просьба Довид гомелех «ахас шоалти…» это одна общая просьба, (ахас шоалти) — «шивти бевейс Гавайе кол йемей хайой», и от нее происходят несколько и несколько деталей: лахазойс бенойам Гавайе и т..д.
5716
Сокрытие Рош аШоно — это больше даже чем сокрытие цимцум
Для того, чтобы достичь ацмус, должно быть служение в аспекте действия с каболас ол именно.
Когда сделают сейчас то, что должны сделать в Рош аШоно, добьются посредством этого притяжения на весь год целиком
Сказано «верапой йерапей «, «отсюда, что дано право врачу лечить», и т.е., что Тора дала ему право лечить, но когда он не лечит, и только поднимает руки, отчаивается, — тогда он опускается с своего величия (эр верт ойс махер), и становится как простой человек, и само собой, его мнение не имеет никакого значения вопросах лечения. притянуть бесконечную гамшохо во все вещи, как в материальности так и в духовности, для каждого и каждого в соответствии с корнем его души, и если недостаточно гамшохо, которая со стороны корня его души, тогда есть способ у хасидим — связаться с носи а-дойр, с Ребе, что у него есть все аспекты в совершенстве и во множестве
Весомахто бехагехо
Cимхо должна быть не только в рухниюс, но она должна проникнуть («дернемен») также материальное сердце, чтобы в плоти материального сердца ощущалась радость.
Достоинство вод источника перед остальными водами:
Когда связаны с источником, тогда очищают беколшегу и безойхлин, и нет никаких других условий. Принятие ига в Служении Вс-вышнему. Гискашрус
Тшува в Симхас Тойро
Со стороны величия достоинства симхас бейс шоейво, что это самая большая симха, — это самая лучшая возможность для тшувы, даже если в каком то месте «прокрался» и остался какой-то аспект греха без подобающей тшувы.
В сегодняшнем чтении Торы читали «благословенна Вс-вышним земля его» — посук, который однажды объяснил мой тесть и учитель, Ребе, о самом себе…
Все время, пока душа внутри меня, есть шлихус, который возложил Вс-вышний на каждого и каждого из Израиля, дав ему ограниченное число дней – «йомим йуцору велой эход богем» — для того, чтобы исполнить этот шлихус, и само собой, так же, как что «все, что создал Вс-вышний – не создал ничего напрасно» (как приводится в Геморо в трактате Шабат), подобно этому нет у него лишнего времени (впустую), так, что он должен использовать каждый день и каждую секунду как нужно – как говорит мой тесть и учитель, Ребе, от имени Цемах Цедека: «мы – поденные работники», т.е., наша задача – освещать.
Как бы ни была велика тьма, все еще нужно действовать и делать со стороны части добра, которая в нем, и это есть смысл «не погаснет ночью свеча ее»
Человек никогда не должен думать о себе самом, но он должен служить Вс-вышнему со стороны части добра, которая есть в нем, ибо, «даже если я нахожусь во тьме – Вс-вышний свет мне». И когда он идет по этой дороге – он может достичь всех ступеней и т.д., и т.е., что также макифим притягиваются в пнимиюс.
Именно через аспект мсирус нефеш, даже за hанhого беолмо – освобождаются совершенно от всякого аспекта рабства.
Тот, кому кажется, что ему трудно исполнить такую-то и такую-то вещь, и он думает, что посредством того, что он пойдет на компромисс в этой вещи, ему будет легче как в материальности так и в духовности, поскольку этот вопрос перестанет ему мешать – он должен знать, что в действительности в точности наоборот: посредством компромисса положение становится только хуже, как в духовности так и в материальности
Все сыновья Израиля вместе – это «менойрас зоhов куло». Путь Аарона — «любящий творения и приближающий их к Торе»
У каждого и каждого из Израиля есть «нейр Гавайе нишмас одом «, но есть такие, которые ждут, чтобы зажгли ее у них. И это есть работа глав народа Израиля – зажечь «нейр Гавайе нишмас одом», которая есть в каждом и каждом из Израиля, и есть в этом семь типов. Способ, который был у руководителей Хабада в общем, и у Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур баал hилуло – в частности, это – чтобы любовь была в раскрытии; не только целью был свет, но также путь к этой цели был способом света. Путями приближения и путями приятности он зажигал «свечу Вс-вышнего – душу человека» во всех типах сынов Израиля.
С ребенком начинают учить алеф бейс, что такое алеф? — точка сверху, точка снизу, это алеф. Йуд сверху, йуд снизу, и линия страха перед Небом в середине, это але»ф.
Йуд Свыше — это душа, йуд внизу — это тело, и посредством линии страха перед Небом в середине они соединяются и становятся одним целым. …Йу»д Свыше указывает на Вс-вышнего, что он выше всякого измерения и ограничения, и поэтому, всякое постижение, которое может быть в нем, это только йу»д, только точка.
«Венафши кеофор лакойл тигйе псах либи бесойросехо»:
«Которая важнее всех… молитва бедняка… когда он молится свою молитву, раскрывает все небеса, и все остальные молитвы которые поднимаются наверх, отталкивает их этот бедняк, как сказано «тфило леони ки йаатойф» (язык задержки, как «увегаатиф гацойн… гоатуфим леловон»), он задерживает все молитвы в мире, и не поднимаются, пока молитва его не поднимается, и Вс-вышний говорит, задержатся все молитвы, а эта молитва поднимется ко мне», т.е., что все молитвы, молитва Мойше и молитва Довида, ждут «тфило леони», что со стороны ее достоинства она пробивает все ворота, и тогда могут подняться все остальные молитвы.
Исроэл олу бемахшово
…И в соответствии с этим будет понятно, каким образом есть сила в душах, чтобы делать диро в мире, хотя это иньон ходош в мире, ибо мир со стороны самого это гээлем и гестер. Но идея в этом — что поскольку Исроэл олу бемахшово, то также как мысль Его благословен Он, творит йеш меаин, ибо «лой махшовойсай махшовойсейхем», ибо мысль внизу не творит ничего, в отличие от этого, мысль Свыше творит йеш меаин, и поскольку олу бемахшово, поэтому у них есть сила сделать иньон ходош боойлом, чтобы сделать ему, Благословен Он, диро бесахтойним.
«Хватит цимцумим!»
Причина «цимцум» — это опасение, что, может быть, уменьшится в парносо, «пен йехсар лахмой», что это есть аспект «моро шхойро», которая связана с «нохош кадмойни» — как выражение, которое я слышал от сына реб Довид Цви из Чернигова (и его источник в Мидрашах Хазал) — по поводу нохош, что «офор лахмой», и он всегда печален, поскольку он опасается, откуда у него будет парносо после того, как он съест весь прах, который есть на всей земле!…
Учили рабонон: с тех пор как умер рабби Элиезер — спрятан свиток Торы. С тех пор как умер рабби Йегошуа — прекратился совет и мысль
То, что сказано «с тех пор как умер рабби Элиезер, спрятан свиток Торы», и подобно этому в остальных вопросах в продолжение барайты, которые соответствуют десяти сфиройс, как объяснялось выше — не имеется в виду, что этот аспект окончательно прекратился, ибо, со стороны совершенства, которое должно быть в мире, невозможно, чтобы прекратился один из этих аспектов, но объяснение — что с тех пор, как «умер рабби Элиезер» — это возложено на плечи других, и приобрело другую форму
дают силы для того, чтобы исполнить шлихус еще перед тем, как возлагают шлихус
Все, что требуется, — это — поехать в шлихус на даас а-мешалхим, и тогда становятся все вещи, так как они должны быть в отношении шлухим, и самое главное — что тогда есть гамшохойс и гашпоойс путем выше, чем тева, и с гацлохо муфлого.
Нет разницы, каково его происхождение и происхождение его отцов, — если он говорит что-либо против воли Вс-вышнего!
Есть такие, что видят свою задачу в том, чтобы ставить вопросы на все, без различия, идет ли речь о постановлении Рамо, Бейс Йосеф или Рамбам; пусть даже сам Вс-вышний скажет Тору, он будет сидеть в небесной йешиве, и опровергать его слова…
Время от времени есть у сынов Израиля пробуждение (гисойрерус ) к геуло, но иногда могут взять саму эту вещь и использовать ее для леумас зэ.
Пробуждение на геуло, которое существует в каждом поколении, и в особенности, в последнее время, — перед рассветом, когда тьма усиливается в наибольшей степени, что тогда начинает светить рассвет, — нужно использовать в изучении Торы и исполнении заповедей со всей тщательностью, и в особенности — на распространение источников хасидизма наружу, поскольку распространение источников хасидизма приводит «кооси мар «, приход Мошиаха в скором времени в наши дни.
Ребе, мой тесть и учитель, требует от каждого и каждого работу в аhавас Исроэл, приблизить сынов Израиля, даже самых простых
И это есть указание в отношении занятия с простыми людьми — что никогда нельзя знать заранее; может быть, что будет магейфо у сынов Израиля, и именно простой человек остановит чуму, чтобы не погибли сыны Израиля от чумы
Для того, чтобы было «вино», необходимо выжать и раздавить мясо винограда. И смысл этого в духовности — «руах нишборо лейв нишбор венидке «, что посредством этого «йоцо сойд».
Есть такие, которые все делают беhагболо, поскольку они боятся, что скажут про них: вот, раввин, религиозный еврей, хасид Любавич, и т.д. Но в действительности, подобное поведение не приведет к уважению. Наоборот — когда их поведение будет без hагболос, именно тогда у них будет уважение также со стороны не-евреев.
Существование галута — это только потому, что на это дается сила со стороны самих сынов Израиля
Алтер Ребе спорит — с силой и резкостью — с теми, кто объясняет идею цимцум по простому смыслу (как объясняется в Тании), ибо, когда думают, что цимцум — это по простому смыслу, так, что мир это «а ганце мциюс»…, то, как следствие этого, может быть продолжение опускания вплоть до «цимоойн ашер эйн моим».
Не следует желать идти в гдойлойс и нифлоойс, искать «мадрейгойс» и т.д. — поскольку в аспектах мадрейгойс возможно падение; но — ал гоорец тишан», — что оттуда невозможно упасть
«Венафши кеофор лакойл тигйе» — это есть аспект полного самоустранения, как прах, и ведь «все произошло из праха», что это есть также достоинство корня малхус, которая достигает аспекта атик, хотя мы находим, что З»О беатико ахид веталйо», но ведь известно, что имеется в виду аспект арих, в отличие от этого, малхус коренится в РДЛ»О. посредством битуль «нафши кеофор лакойл…» достигается «псах либи бесойросехо» — открытие сердца в Торе, что это подобно тому что сказали Разал, «писху ли кехудо шел махат ваани эфтах лохем кеписхой шел улом», и, т.е., что происходит раскрытие сердца в Торе как писхой шел улом,
День 25 элула дает силу на все протяжение времени творения, чтобы также в мире и в увдин дэхол был виден и ощутим аспект йохид, ибо в действительности его корень — оттуда.
Различие между мусар и хасидус: учение мусар подходит к каждому вопросу — также к аспекту «асей тойв» — из подхода «сур мейро» а учение хасидизма подходит также к аспекту «сур мейро» из подхода «асей тойв». Учение Мусара, его идея — объяснить человеку, как «ро вомор озвех эс Гавайе Элойкехо», и само собой это приводит также к «асей тойв», однако ощущение в этом — это «сур мейро»; а учение хасидизма объясняет гискашрус еврея с Вс-вышним, и само собой делается также аспект «сур мейро», однако также в этом внутреннее ощущение это аспект «асей тойв».
5717
Не следует считаться с подходом, который был до сих пор, быть закрытыми в своих четырех локтях и оборонять их, оборонительная война, но нужно сменить подход и перейти в наступление.
Несмотря на поведение наших отцов и отцов отцов наших, что большая их часть не занимались наступательной войной, но ограничивались тем, что они сами учили Тору и молились и исполняли заповеди, и требовали это от членов своих семей, и когда случалось несчастье, рахмоно лицлан, и сын уходит по не-хорошему пути, тогда искали способа как бороться с этим — должно быть поведение в наши дни таким образом, что «неорим пней зкейним йалбину» — что молодежь силой примут на себя вести себя противоположным образом
Раньше думали в отношении себя самого, а сейчас сразу заканчивают работу над собой («мит зих из мен бал фартик»), и думают только по поводу другого…
Пример, от того, как идут поезда в Италии — которая считалась страной без порядка — что есть, действительно, поезд, вагоны и паровоз, и разжигают паровоз, и паровоз гудит и едет, но, забывают присоединить паровоз к вагонам, в которых едут пассажиры, так, что паровоз едет своим путем, а пассажиры, которые сидят в вагонах, остаются на своем месте….
Суббота гл. Берейшис меворхин хойдеш хешвон 5717
Наасэ одом бецалмейну кидмусейну, этот посук говорит о душах Израиля, что они подобны Свыше
Также душа как она в аспекте ато вросо веато нфахто би поскольку также когда она находится внизу, есть в ней аспект тhойро ги, аспект тhиру илоо, что это выше чем гашъоро бекоах, и выше также чем алияс роцойн, и выше также чем свет, который предшествует и выше также чем алияс роцойн, и выше также чем свет, который перед алияс роцойн, что это есть гамшохо клолис, и выше также чем аспект атик, который перед цимцум, что это есть аспект гаатокас ацмус, что посредством этого появляется возможность, что будет источник источника миров, однако, аспект тhойро hи — это выше чем этот аспект атик, но как душа коренится в аспекте ойр вошейм, который заключен в ацмус, вплоть до ацмус мамош, что это есть аспект тhойро hи, и этот аспект есть также в душе, когда она находится внизу, что это есть идея наасе одом бецалмейну кидмусейну.
Ешива — должна быть, и нужно приложить все усилия для этого, и с мсирус нефеш. Потому что, тмимим — это сыновья Ребе, и поэтому должен быть в них мсирус нефеш, чтобы исполнить намерение Ребе.
Каждый и каждый должен отдать себя на дела Ребе — ешива и т.д., и даже такой, у которого уже есть ешива, — он должен знать, что возможно, что в действительности она еще не существует, но только он не замечает этого. И когда это будет нойгеа лой, тогда он будет знать недостатки, способ их исправления, и как он может преодолеть все трудности, — ибо, когда это касается его самого, тогда находят всякие соображения, которые обычным образом невозможно, чтобы он смог понять это.
Поскольку находятся здесь несколько миньянов из Исроэл, — пусть они будут свидетелями на это, что Вс-вышний даст каждому и каждому из Израиля все, что ему необходимо, что это включается в боней, хайей умзойней рвихей
В ночь Рош аШоно 5569, Алтер Ребе позвал Мителер Ребе и его (Цемах Цедека) сказал: В течение этого года я сделал столько-то и сколько-то баалей тшуво, столько то и столько-то ойвдим, столько то и столько то цадиким, — Алтер Ребе назвал число баалей тшуво, цадиким и ойвдим, — и само собой, причитается мне награда. И в заслугу награды, которая полагается мне, я требую, чтобы такому то сыну такого то – называя его имя – будет парносо бегархово, такому то сыну такого то – называя его имя – здоровье и т.д.. И закончил Алтер Ребе: вы – двое свидетелей, и «по слову двух свидетелей… встанет всякое дело».
«Кимей цейсхо мейэрец Мицраим арэну нифлоойс»
По поводу будущего мира сказано «Кимей цейсхо мейэрец Мицраим арэну нифлоойс», т.е., что также тогда будут гилуим исхода из Египта, и еще выше этого, ибо во время исхода из Египта сказано один раз «зэ» — «зэ Эй-ли веанвейгу», а в будущем сказано два раза «зэ» — «гиней Элойкейну зэ… зэ Гавайе кивину лой, ногило венисмехо бишуосой». Раскрытие одного раза «зэ» (ибо «зэ» указывает на раскрытие) — это со стороны раскрытия аспекта Онойхи, «Онойхи Гавайе Элойкехо ашер гойцейсихо мейэрец Мицраим», а раскрытие двух раз «зэ», которое будет в будущем, это со стороны раскрытия двух раз «Онойхи», которое сказано в аспекте тшуво, — «Онойхи онойхи гу мойхэ пшоэхо», и известно, что аспект Онойхи Онойхи два раза — это самый возвышенный аспект].
Сыны Израиля сравниваются с тростником. В тростнике мы видим, что когда каждый стебель стоит отдельно, легко сломать его, но когда стебли связаны вместе, тогда невозможно сломать их
Когда находятся в ахдус, тогда стоят прочно, и нет ни у кого власти над ними. Более того — что тогда становятся сосудом для благословения Вс-вышнего: сосуд для благословения Вс-вышнего — это мир и ахдус, и как говорится в Мишне, и как говорится «борхейну овину кулону кеэход беойр понехо».
Веселье в Симхас Тойро
По поводу веселья в Симхас Тойро, говорилось выше, что эта симха не выражается в изучении Торы и постижении Торы, но обычай Израиля — что «Тора он» — что это веселье выражается в нигун и рикуд
Полнота очищения — только когда он выходит из миквы
Только войти в «микву» недостаточно, ибо цель — в том, что когда он выходит из «миквы» и входит в мир, и одевается в одежды очищаемого, — сделал бы там жилищем для Вс-вышнего; и если он не способен также после того, как он вышел из миквы, чтобы было видно по нему, что он окунулся в микву — это доказывает, что изначально окунание было не так, как нужно.
Нужно учить хсидус, и каждый должен добавить еще и еще относительно того, что он учил до сих пор
Практически: нужно учить хсидус, и каждый должен добавить еще и еще относительно того, что он учил до сих пор, и с большим добавлением, подобно примеру, приводимому в Шаарей Ойро, из бочки, полной воды, до такой степени, что воды выплескивается из нее, что именно тогда знают, что бочка полна
Все народы мира увидят достоинство сынов Израиля
По закону Торы, «дино дэмалхусо дино», т.е., что закон царства имеет силу по Торе, но, о чем идет речь — когда закон царства это общий закон для всех граждан страны одинаково, но, когда разделяют и отделяют между людьми, и как например, когда устанавливают специальный закон для евреев, тогда нет в этом силы «дино дэмалхусо дино», т.е., что нет этому места в Торе.
…Поскольку Алтер Ребе сказал тогда маамар «лешоно габоо квоум», с тех пор стал Йуд тес кислев вечным праздником, который существует вовек и вовеки веков.
…И подобно свечам Хануки, которые существуют вовеки, — как говорит Рамбан в объяснении слов Мидраша «шелхо гдойло мишелогэм, шеато мадлик эс ганейройс», существующие вовеки, что невозможно сказать, что имеется в виду свечи Храма, поскольку их нет во время изгнания, следовательно, они не существуют вовеки, но имеется в виду свечи Хануки, которые существуют вовеки. И подобно этому также йуд тес кислев, что с тех пор он стал праздником, существующим вовеки.
«…Когда коганим читают шма — от момента выхода звезд…»
Семь небес связаны с общей идеей творения, которое связано с семью днями творения, а восьмое небо это выше, чем общая идея творения… Идея выхода из одной сущности к другой (из положения нечистоты к положению чистоты) — невозможен своими силами (ибо человек не может поднять себя сам выше собственного уровня), но есть необходимость в силе с более высокого уровня.
Необходимость в тойрас ахасидус — поскольку посредством нее молитва и крияс шма становятся заповедью из Торы:
…И когда он ощущает низость своего положения, — тогда он чувствует себя в положении хисоройн оцум (а гвалдике хисоройн), и, как говорит Адмур гоЭмцои: «когда бедняк и нищий вспоминает о великой бедности своей.. сразу же он начинает горько плакать»…
«Время действовать во имя Вс-вышнего»
И наша работа — одеть бигдей кеhуно, и не только, когда находятся в бейс Микдош и в Иерушолаим, но также идти к Александру Македонскому с коhенскими одеждами… и т.е., что не следует беречь майонойс тойрас а-хасидус ради йехидей сгуло только, но должно быть «йофуцу майанойсехо хуцо», и именно посредством этого разрушают фальшивый храм.
Пусть не упадет сердце человека на него со стороны его низкого положения
Пусть не упадет сердце человека на него со стороны его низкого положения, и наоборот, когда он находится в низком положении, и есть несколько нисйойнос, и тем не менее, он преодолевает все испытания, чтобы получить Тору, предваряя наасэ перед нишма, то тогда раскрывается аhаво ацмис Вс-вышнего к сыновьям Израиля, и дают ему Свыше все силы, и все гамшохойс вплоть до ацмус действительно, вплоть до того, что будет «Онойхи Гавайе Элойкехо».
Беседа пятого дня гл. Пинхас 12 тамуза 5717 г.
Служение тшуво
Преподавание светских предметов в религиозных мойсдойс — гораат шаа
Есть ситуации, когда облегчают и идут на компромисс в определенных вопросах — поскольку это единственный путь чтобы спасти то, что находится в самом низком месте, в ситуации опасности; и поэтому нет здесь противоречия с тем, что в обычной ситуации воюют с самой большой силой, за совершенство в каждой и каждой детали, для того, чтобы не было возможности, даже из сомнения и сфейк сфейко, для духовной опасности, ибо опасность строже, чем запрет.
Когда по какой либо причине делается уменьшение в каком-то месте или в каком-то аспекте, то, по милости Вс-вышнего, делается добавление в других аспектах, для того чтобы восполнить — в какой то степени, — недостаток, который сделался в этом аспекте
Нужно знать, что должна быть работа тшуво из любви. Нужно изменить маhус, и само собой, не остается следа от предыдущего состояния, поскольку весь его маhус становится другой маhус.
Служение в двух направлениях «уйди от зла» и «делай добро» должно быть способом видения («рээй»), которое связано с глубиной души («лифнейхем»).
Пример царя, что перед тем, как он приходит в город, выходят… ему навстречу и встречают его в поле, и тогда имеют право каждый, кто хочет, выйти встретить его, и он встречает всех с радостью, и улыбается всем
5718
Когда идет речь о бросании авукойс шел ор в отношении влияния на другого человека, упреках мусара и т.д., есть необходимость в осторожности, чтобы это было подобающим способом, как далее будет объясняться.
И вот, идея гискалелус в нешомос Исроэл, это таким образом, что каждый — часть от эцем, и т.е., не только частное от общего, но часть от сущности.
Идея заповеди «веоhавто лереахо комойхо», что пшат в этом – «комойхо» действительно. Также, как любовь к самому себе — это не любовь со стороны какой либо причины, но это есть сущностная любовь, также любовь к другому еврею должна быть аhаво ацмис – сущностная любовь.
Гашгаха пратит. «Можешь, да не хочешь». «Внизу холодно и грязно». Различные уровни в гашгаха
Баал Шем Тов сидел со своими учениками, и мимо проходил гой, и зашел, или вставил голову в окно (как говорилось, я не слышал эту историю от людей, на которых можно полагаться, и поэтому я не соблюдаю точность в деталях), и попросил помощи, и когда ему сказали, что не могут ему помочь, ответил им: «можешь да не хочешь», т.е.: возможность есть, но нет желания!..
Вы забыли, что вы кушаете кашу!
Подобно тому как это говорится об удовольствии в аспектах еды, подобно этому это также в том, чтобы сказать двар цахус, или битул азулос (вместо битуль ацмой), что, если во все времена нужно остерегаться этого, тем более и тем более, когда находятся в движении гиспаштус, каком бы то ни было, даже со стороны кдушо, что тогда способно прийти движение гиспаштус в аспекты нефеш баhамис
Давать цдоко нужно «бехол меойдехо» – бли гвул мамош
Но в отношении цдоко – когда он дает нечто материальное – то любая сумма, которую бы он ни дал, даже если он отдаст все, что у него есть, это все еще ограниченно – не только относительно другого, но также в отношении него самого, ибо также он сам (дающий) может посчитать имущество или измерить стоимость того, что он дал. И если так – как возможно, чтобы давание цдоки было бли гвул?
Также, как в выходящих на войну в материальности, порядок таков, что сначала проверяют его, если он «годен», или «не годен», также это среди выходящих на войну в духовности — что сначала он должен быть «годен».
Когда речь идет о войне — нельзя считаться ни с чем, и только таким образом он годен для войны. И если есть у него другие хешбойнойс — тогда он в числе «ми гоиш гайорей верах hалейвов «, и про него сказано «йейлех вейошойв лебвейсой «!… Пусть он идет домой и кушает по субботам «чолнт» и т.д., но для войны — он не подходит, и войну придется делать посредством его товарища, который лучше его.
Каждый, выходящий на войну дома Давида, пишет гет крисус своей жене.
И те, кто должны выйти на «войну дома Давида» — это ученики ешивы Томхей Тмимим, — поскольку в войне нужны не только командиры, которые стоят «во главе народа», но нужны также те, кто «кол айойцей цово беИсроэл», и, как объясняется в гемшехе маамарим дня Гилуло, Боси леГани, в отношении порядка в армии, что несмотря на то, что награда и почет победы достается начальникам войска, тем не менее, те, кто приводит победу практически — это аншей ахайиль, солдаты, которые стоят на своем посту в наступлении, и тем более, в обороне.
Начало работы в нашем поколении должно начинаться от «моснаим».
Т.е.: не следует устанавливать такой порядок, что прежде всего следует понимать разумом, разумом святости, как понятно, но невозможно, чтобы моснаим и ноги бежали бы с большой радостью исполнять эти вещи, поскольку все еще нет у него аспекта головы и мозга, понимания и постижения в этом вопросе, и все еще нет у него чувства в мидойс сердца. На это объяснили нам, что во время иквесо димшихо, также начало служения — оно в аспекте «пяток», «пятки» тела, т.е., моснаим, (ибо «шойкин » уже «левар мин гуфо «) и только после этого можно достичь сейхел и мидойс в сердце.
Когда идет речь о потребностях тела и животной души, тогда «и встал рано утром… и оседлал своего осла»,
Если у него нет сил и нет разума, и он не может отдать себя (цутрогн зих) на дела Торы и заповедей, — тогда почему же когда он приходит к делам торговли, то есть у него сила, и есть у него разум, и думает, что он умнее всех…
Решения баалей батим и постановления лоймдим — это две противоположности
Речь идет про баал hабаис, который имеет отношение к пониманию и постижению, изучает Тору и исполняет мицвойс, и тем не менее, поскольку его далет амойс — это не далет амойс Торы и молитвы, но далет амойс этого мира, то со стороны того, что он находится в мире, невозможно, чтобы не прилипло из «hанохос hоойлом «…
Поскольку это шлихус Ребе — должны были бы сами стремиться и гнаться за этим делом.
Со стороны хойшех кофул умехупол, есть такие, которые, из-за желаний тела, находиться в другом месте, они забывают о Ребе, забывают о шлихус, и отдаются на милость материальности животной души.
Письмо Ребе, напечатанное в газете «Дер Ид» 50 лет назад
5719
И хотя иногда кажется человеку, что его роцон не совпадает с тем, что есть роцон Вс-вышнего, хас вешолом, но это ложь и дух глупости, который падает человеку
И это должен каждый и каждый знать, то со стороны идеи » Атем ницовим hайойм кулхем…», что в это включаются даже те, кто в аспекте «хойтев эйцехо» и «шойев меймехо» — сказано про всех — «леоврехо биврис…», т.е., что они связаны сущностной связью с Сущностью (но только, что этот гискашрус может быть в сокрытии, и путь для ее раскрытия это посредством служения «кли рейкон», как говорилось подробно в маамаре).
Сейчас, когда стоят сомух лишкияс а-хамо, и вот-вот «поно hайойм», и приближается время неилас а-шаар, должно быть пробуждение и hазозо как нужно.
Велик делающий из любви больше, чем делающий из страха
Откуда мы знаем, что вся идея и качества души Авраама, как он сам по себе, это идея служения Вс-вышнему из любви — доказательство на это из «зэра Аврогом ойhави»:
Время изгнания это аспект «гинсо ло ал бо hаhу ганоно»,
hисталкус праведника называется hилуло, как мы находим в Зогар (в Идро) язык «hилуло дэРашби «, и hилуло переводится «свадьба» – ибо, идея свадьбы, что посредством этого будет исполнение заповеди «плодитесь и размножайтесь», что это есть идея притяжения душ Свыше вниз, и это есть также идея hилуло во время hисталкус праведника, что посредством этого притягиваются новые души.
Ученики ешивы — это ученики Рабеим, основателей ешивы, что через то, что они связаны с эцем Рабеим, они связаны с ацмус, который выше, чем гальо дэКудшо брих hу и сосим дэКудшо брих hу.
Цель ученика — что впоследствии он должен стать машпиа на свое тело и животную душу и свою долю в мире. И для этого он должен воспринимать и слушать внимательно РаМим и машпиим, но даже если не хватает в этом, это не должно быть уменьшение и недостаток в работе ученика, поскольку он связан напрямую с ацмус, как говорилось выше.
«Каждый, кто отвергает авойдо зоро, называется йегуди»
Следует остерегаться не только от того, чтобы не споткнуться хас вешолом в нарушении заповеди из Торы или дерабонон или даже дикдук каль шел диврей сойфрим, и тогда он может идти уверенно по своему пути, но следует остерегаться также служения, которое «чужое» для него
Пурим 5719
Не имеет значения, понимают ли разумом или нет, и не имеет значение, есть ли чувство в сердце или нет, в отношении практического действия – обязаны исполнить намерение основателей и руководителей ешивы Томхей Тмимим
Слово («ворт») праведника может вернуться и пробудиться («отозваться») много лет спустя
Различие между человеческим разумом и Б-жественным разумом – что человеческий разум начинает с постижения и из этого приходит к вере (т.е., что сам разум приходит к заключению, что он ограничен, и есть то, что выше него), а Б-жественный разум начинается от веры, и от этого приходит к постижению. Слово («ворт») праведника может вернуться и пробудиться («отозваться») много лет спустя
Твилусо бенуро.
«Маим рабим» означает аhаво рабо в святости, которая «затапливает» аhаво с противоположной стороны, аhавойс зоройс к делам этого мира, не только запрещенные вещи, но также разрешенные потребности человека.
Чтобы достичь пнимиюс деталей в Торе, что там объединяются все детали, вплоть до того, как они нкудо ахас – это посредством изучения с омол и йегио именно
Когда человек служит свое служение способом искафьо (охаф от языка искафьо) и рассекает свои собственные парсоойс и мсохим, и добивается от себя самого, чтобы учить Тору с йегио, «амал Тойро», — тогда он рассекает также преграды и границы между открытой Торой и пнимиюс Торы.
«Мизбеах — мейзиах умейзин (в заслугу жертвоприношений мир кормится, ибо жертвоприношения приходят из пищи и приносят ему благословение) мехабейв (Исроэл перед их Отцом) мехапейр»,
Прежде всего, Вс-вышний отменяет все гзейройс роойс, которые могут быть в будущем («мейзиах»), и само собой, он жив и здоров; и тогда, утверждает еврей, что не достаточно аспекта «хайей», но должен быть также аспект «мзойней», и действительно, ман дэйоhив хайей йоhив мзойней, — «мейзин».
Следует начинать сразу с тшуво илоо9
Когда он задумывается о своем положении и состоянии, на какой ступени он находится, и какой ступени он мог бы достичь, тогда он пробуждается в рахмонус на себя, как же это так, что он погружен в свои проблемы и т.д. И пример на это – из того, у кого есть в распоряжении тысяча тысяч золотых динаров, и он не пользуется ими, но ходит по дворам, чтобы собирать мелкие монеты
5720
hиштавус, что не касается его, если это работа, в которой есть удовольствие (а гешмаке авойдо), или нет, но он делает все одинаково, и т.е., поскольку он не мциюс для себя
Требуют от хасидим, чтобы были у них две линии вместе — быть погруженными в самые возвышенные аспекты в учении хасидизма, и в это же время заниматься также самыми простыми вещами
Поскольку есть у него возможность, что посредством него достигнет слово Вс-вышнего еще одного и еще одного еврея, еще города и еще страны – то «ватидад шноси мейэной», пока он не принесет слово шлихус всюду, куда он может достичь.
Тот, кого Высшее Провидение одарило способностью воздействовать на другого, на окружение, и самое большое окружение, в отдаленном месте (и также на продолжительное время, поскольку это воздействие будет продолжено в следующем поколении) – понятно с очевидностью, что если он использует эту способность только наполовину, то, кроме того, что его сосуд не полон (как говорилось выше), кроме того, все время, когда он не использует свою способность полностью – остается какое-то количество людей, или какое-то количество групп, которые лишатся всякого воздействия, которое они должны были получить посредством него, поскольку он – шалиах Свыше, чтобы передать им это воздействие.
Стремление к личному совершенству, не основанное на Торе, может привести к величайшим злодействам. Мудрость, не основанная на Торе, приводит к величайшей развращенности.
Общая идея служения человека подразделяется на два вида – как говорит Зогар: «перевернуть тьму в свет, и горечь в сладость». «Горечь в сладость» – указывает на идею мидойс, перевернуть дурные и горькие моральные качества в сладкие. «И тьму в свет» – указывает на идею разума, ибо свет – это идея разума.
И поскольку это такая вещь, которую можно перевернуть в свет, то понятно, что также это идея разума, но только это темный разум, и поэтому он привел его к результатам и выводам, противоположным свету
сокращенный отредактированный вариант
Подготовка к асконус а-клал: «акейдо», «крисас брис», и «мсирус нефеш», «так и не иначе».
Нет разницы, в чем это выразится: возможно, это будет стоить денег, сил, времени, и вплоть до самопожертвования практически, но, поскольку у него есть hанохо пшуто, что невозможно иначе, то нет никакой разницы, с каким ущербом или вредом это связано, поскольку он знает, что не может быть иначе!
Если бы у меня была hархово, то уже давно весь Нью-Йорк был бы в аспекте бейс микдош шлиши
И все объяснения, что думает каждый, что это не относится к нему, а относится к такому-то, — это подобно тому, как мы находим в отношении вещей, из-за которых был разрушен бейс Микдош, рахамоно лицлан, много лет назад, и тем не менее, сказали РаЗаЛ, «каждое поколение, в котором не построен (Храм) в его дни – как будто бы они разрушили его»!
В аспекте эйд — «свидетель» (пнимиюс души) должно быть «да`» — «знай».
И во все времена и во всех положениях есть заповедь чтения Шма, основа которой – посук Шма Исроэл (как объясняется в Геморо), и в самом этом посуке – основное – это две буквы аин и далет, что поэтому они выделяются из остальных букв – соединение которые вместе – это «эйд» — «свидетель» и «да`» — «знай»
Достоинство изучения Торы тинойкойс шел бейс рабон. Дыхание, в котором нет греха.
Велика ответственность в отношении поведения с тинойкойс шел бейс рабон – ибо, поскольку в их дыхании нет греха, подобно будущему миру, следует остерегаться, чтобы не привнести туда воздух мира, в котором есть грех, посредством того, что изучают с ними аспекты наук народов мира.
5722
Коронация Вс-вышнего в Рош аШоно
Идея Рош аШоно это что в этот день коронуют Вс-вышнего царем, ибо «заповедь этого дня — шофар», и идея шофара это как сказали РаЗаЛ, «сказал Вс-вышний… скажите передо мной в Рош аШоно малхийос.., чтобы поставить меня царем над вами… и чем — шофаром
Йуд шват 5722
Возможность открыть вход для йецер hо-ро, чтобы оно смогло сделать что-то у еврея, это – когда есть «камень и камень, эйфа и эйфа, большая и маленькая», т.е., два типа мер и весов:
В отношении светских предметов, находят одного, который даст четверть миллиона долларов, один даст миллион долларов, полтора миллиона, два с половиной миллиона; и до того, что уже добились, что если даже немного учат лимудей кодеш, но основное – это лимудей хол – то находят богатого спонсора; Но когда речь идет о помещении, в котором должны учить святые предметы в чистой святости – тогда даже «восемнадцать долларов» – это прилично, и тем более – два раза по восемнадцать, а больше – это совершенно для него неприемлемо; он помнит, что рассказывал ему дедушка о «хейдер» в котором он учился, что нанимали меламеда за столько-то копеек в месяц, а сам «хейдер» был высотой десять ладоней, поскольку это уже называется по закону «домом», так, что не нужны большие здания, шикарные дворцы, и тем более, что не нужны все те вещи, которые не нужны были три поколения назад!
Хасид спросил у Ребе Рашаба: что такое «хасид»»? И ответил Ребе Рашаб: хасид – это «фонарщик» – человек, который идет по улицам, чтобы зажигать городские фонари
«Фонарь» – указывает на душу каждого из Израиля, как сказано: «свеча Вс-вышнего – душа человека». И, поскольку «вторая душа в Израиле – это часть Вс-вышнего Свыше (и как добавляет Алтер Ребе) действительно», следовательно, «душа человека» – это часть Вс-вышнего, и поэтому она называется «свечей Вс-вышнего».
Однако, эта свеча, этот «фонарь» – может быть свечой, которая горит и светит, или – она может быть свечой, которая не горит и не светит. В обоих случаях они называются «свечой», и различие между ними: свеча, которая горит и светит – исполняет задачу, ради которой она сотворена в мире – чтобы был свет также у другого; но перед тем, как зажигают свечу – есть в ней все «потенциально», но реально – нет от этого никакой пользы; то, что есть «в потенциале» – другому нет от этого никакой пользы.
Может быть такая свеча, у которой есть все свойства свечи, но она все еще не горит. И т.е., что для себя – возможно, у него есть очень высокая душа, но – от него не делается светло у другого.
И поскольку есть такие свечи («фонари»), которые, по какой бы то ни было причине, все еще не горят – то есть тот, работа которого – идти и зажигать эти «фонари».
5724
Воспринимай истину от того, кто говорит ее
…Поскольку тот еврей учит с евреями «комац алеф о», и подобно этому, и т.е., что есть евреи, которые нуждаются в нем, чтобы учиться у него (и не получат это от кого-либо другого), то, даже если есть у него недостатки, и даже если он сам противоположен тому, чему он учит – это не затрагивает самого учения
Как миква – очищает нечистых, также Вс-вышний очищает Израиль
Когда речь идет о еврее, который сын Авраама, Ицхака и Яакова – тогда «рохац Гашем эс цойас бнойс Цион», в то время, когда цоа находится еще на их теле, и они в таком положении и состоянии, что они не стыдятся этого – Вс-вышний не полагается ни на кого, но он сам идет и отмывает цойас бнойс Цион. И как говорит Писание, «hашойхен итом бесойх тумосом», и Он сам хочет отмыть их.
Те самые евреи, которые делают «тельца», рахамоно лицлан, в конечном счете, они убегают из Эрец Исроэл, и тянут за собой еще евреев
Для того, чтобы Эрец Исроэл была достойна своего имени, не только земля, имеющая отношение к евреям, но земля, проникнутая еврейством («а йидише ланд»), нет другого пути, кроме отрицания тельца: телец, которому поклоняются все народы мира – не только не поклоняются ему, но наоборот, сжигают его, и не делают это скрытно, поскольку стесняются этого, но сообщают всем народам во всем мире, что «не будет у тебя других Б-гов», и «шакейц тешакцейну весаэйв тесаавейну «.
Есть у каждого особенная заповедь, в которой он должен быть «зhир тфей».
Все заповеди – он должен исполнять во всех их деталях, вплоть до самопожертвования; но, поскольку нет предела совершенству, то есть определенная заповедь, в которой должен быть «зhир тфей «, «преимущество и особая осторожность и особая расторопность, в большей степени и с большей силой, вдвойне и вдвойне, выше и выше, чем зhирус остальных заповедей».
5725
Почему от меня сейчас требуют молиться дольше, чем обычно, и плакать в молитве – мне не о чем плакать!…
Когда находятся в царском дворце, и не просто царство, а такое царство, которое властвует над всем миром, и она (Эстер) – второй человек в государстве, и ее престиж так велик, что если бы она захотела – «до пол-царства будет отдано тебе» – нужно знать, что может быть положение и состояние «каашер авадти авадти», если он принимает это по доброй воле.
Cлужение человека можно выразить словами «подобает» и «не подобает»
Незирут (отшельничество), о котором шла речь выше, имеет несколько определений, но его основа и смысл – святость. Он не просто отдаляется от мира, отдаляя себя от питья вина, стрижки волос, и прикосновения к мертвому, но, как говорит Писание, «свят будет», что это также аспект святости.
«Из ответа того праведника ты знаешь, что было у него на сердце»
Гемара говорит: «из ответа того праведника ты знаешь, что было у него на сердце». И на первый взгляд: поскольку Моше боялся заслуг Ога – и это было исключительно важно во всей истории выхода сынов Израиля на войну с Огом – ему следовало бы рассказать это сынам Израиля, и сказать им, что Ог не похож на Сихона, и может, вообще невозможно воевать с ним, и как же он мог молчать об этом и хранить это в своем сердце?
Ограничение не выпивать более трех бокалов
По-видимому, произошло ослабление в том, что говорилось несколько раз по поводу слов Разал «до сорока лет полезней кушать…». И поэтому, даже во время хасидского фарбренгена, и даже – фарбренгена, связанного с освобождением главы Израиля, моего тестя и учителя, Ребе, и это — личное избавление каждого из нас, вместе со всем народом Израиля, каждого, кто называется «еврей» — следует быть ограничение, чтобы не выпивать более трех бокалов (водки), и таким образом, чтобы все вместе не составляли более ста грамм.