(Ваад ганохос белаhак, ч. 4, стр. 44)
Мем гей
Говорилось несколько раз, что общее наставление Торы, научить сынов Израиля "пути, по которому они пойдут[1]", подразделяется на два вида: то, что нужно делать, и то, чего нельзя делать.
И идея в этом:
После углубленного размышления приходят к выводу, что аспекты Торы они не таким образом, что есть три типа действий: (алеф) то, что обязаны делать, (бейс) то, что запрещено делать, (гимел) ршус[2], что это зависит от желания человека, делать его или нет;
- такой порядок возможен только со стороны творения мира, перед тем, как человек подходит, чтобы исполнить шлихус[3], который Вс-вышний на него возложил; но, когда человек должен действовать в мире, нет перед ним трех путей: добро и жизнь, его противоположность, и то, что между ними -
ибо, когда Вс-вышний дает силы и возможности и различные пути, невозможно, чтобы все они приводили к одинаковым результатам - увеличить количество добра в мире, и уменьшить количество зла в мире,
и само собой, даже когда есть разрешенная вещь, что это таким образом, как объясняет Алтер Ребе в Тании, что в этой вещи перемешано добро и зло, и поэтому есть возможность использовать ее как нужно, и тогда очищают и "забирают" часть добра, которая в ней, или воспользоваться ей не-подобающим образом, что тогда усиливается зло в ней; но невозможно, чтобы было два выбора в отношении действия человека, и чтобы оба они были в соответствии с Торой, т.е., или он сделает так, или он сделает наоборот, результат будет одинаков.
И причина этого - поскольку невозможно, чтобы {даже} одна вещь в мире была бы {сотворена} впустую, ибо, поскольку "есть хозяин у этого города[4]", который есть полнота совершенства, то само собой понятно, что Он сотворил мир таким образом, что нет в нем ни одной вещи впустую, т.е., что невозможно, чтобы была какая-то вещь, которая может быть, а может и не быть, ибо такая вещь приводит к билбуль[5] во всей цельности творения. И подобно этому также в отношении действия человека: в каждом действии и аспекте есть у него шлихус[6] - чтобы эта вещь приблизила его к Б-жественноти, к истинному благу и жизни; и если он не делает этого, то происходит противоположная вещь. Но нет между ними нейтрального положения; нет "нейтральной полосы" в служении человека.
Но, есть в мире также аспекты ршус[7], что в них должно быть служение человека способом "бехол дрохехо доеhу[8]", - использовать все свои пути и аспекты, чтобы они были сосудом и средством, чтобы посредством их он приблизиться к Б-жественности, что это есть идея "доеhу", чтобы он познал и признал более глубоко и более широко и более высоко аспекты Б-жественности в мире, "да' эс Элойкей овихо[9]", "веоhавто эс Гавайе Элойкехо[10]", чтобы постичь (леhакир) Вс-вышнего, связаться с Ним и прилепиться к Нему.
И общность этой идеи - что несмотря на то, что в мире есть три линии, "ал шлойшо двор им hоойлом оймед, ал hаТойро, вал hоавойдо ве-ал гмилус хасиодим[11]" – и все эти три линии - это позитивные действия, благодаря которым существует мир; однако, в отношении работы человека, есть только два пути: "сур мейро ваасей тойв[12]", поведение человека может быть одним из двух способов: "лейв хохом лиминой[13]", или "лейв ксил лисмойлой[14]", а среднего пути между ними - не существует.
Мем вов
И вот, в отношении правой линии, легко познать, каковы вещи, которые обязаны делать, и также в отношении левой линии, легко понять и не ошибиться каковы вещи, которые запрещены по Торе;
но основная трудность в служении - это в отношении разрешенных вещей - чтобы не ошибиться, и поступить в соответствии с Высшей волей, чтобы действительно было поведение "бехол дрохехо доеhу",
И на это приходит помощь Свыше - как завершение посука "ве-hу йейайшер орхойсехо[15]", т.е., что Вс-вышний поможет ему, чтобы он шел прямой дорогой.
И идея в этом:
Когда занимаются "разрешенной" вещью, тогда есть необходимость в более глубокой подготовке и постижении - ибо, на первый взгляд, это не запрещенная вещь, но, когда человек видит, что есть у него желание и наклонение определенным образом, тогда пробуждается опасение, что причина того, что у него есть тяга к этой вещи, - это со стороны тааво[16], ибо, у большинства людей их Б-жественная душа - это не единственный властелин, но "Этот и этот судит их", как объясняется в Тании[17], что есть также дурное начало, которое по крайней мере "как судья, который высказывает свое мнение на суде", и само собой, есть необходимость в более глубоком понимании и постижении, для того, чтобы различить, какая идея приходит от йецер тойв[18], а какая - от йецер hо-ро[19].
И иногда есть необходимость, чтобы было также отношение к делам этого мира - как мы находим в отношении Сангедрин (что они самые высокие пойским[20], про которых сказано "лой сосур мин hадовор ашер йагиду лехо йомин усмол[21]"), что им потребовалось учиться длительное время у того, который знает дела этого мира, для того, чтобы они могли различить или это баал мум[22] и негоден для Святости, или он не баал мум, и пригоден для Святости - как говорилось выше (п. 5 и дальше) что общая идея служения еврея - это сделать из всего мира - святость.
Мем заин
Однако, несмотря на трудность в такой работе в аспектах ршус, учение хасидизма устанавливает, что это не путь - отдалиться от аспектов ршус, и не соприкасаться с ними:
Отдаление от разрешенных вещей - это не есть цель служения, ибо возможно, что от этого он придет к "доэhу", что он найдет в этом аспект, который усилит его в еврействе, в Торе и заповедях в явном и раскрытом благе,
И, следовательно, стоит того всякий труд и усердие, в разрешении сомнений, каким образом использовать разрешенную вещь,
и тем более, что именно таким образом он исполняет волю Творца, который сотворил также часть ршус, для того, чтобы сделали из него кдушо[23], и обеспечить, чтобы это не упало в леумас зэ[24].
И это есть также содержание вышеупомянутого (п. 13) учения Баал Шем Това в объяснении "азойв таазойв имой[25]", что нужно служить Вс-вышнему вместе с телом:
Не следует думать, что поскольку потребности тела - это аспекты ршус, то он лучше отдалится от них посредством таанийос[26] и сигуфим[27] (и что станет с искрами святости, которые в этих вещах - это относится ук другому и т.д..), но работа должна быть таким образом, что "азойв таазойв имой[28]", трудиться вместе с телом, для того, чтобы он смог вместе с ним служить Вс-вышнему, и посредством этого он достигнет, что также от "сойнаахо[29]" будет помощь в служении Вс-вышнему.
Мем хес
И отсюда мы приходим к еще одному указанию:
Когда еврей чувствует в себе какую-то способность, то порядок должен быть - не откладывать эту способность в сторону, и также не использовать ее без того, чтобы задуматься, каким образом он может использовать ее, ибо, способность сама по себе, как все аспекты тела и животной души - это аспект, относящийся к части ршус, и, выражаясь языком хасидизма и каббалы - клипас нойгаh[30], в которой перемешаны добро и зло, и в этом должна состоять работа - чтобы спасти и поднять добро, и обеспечить, чтобы не было власти и силы у зла.
И поскольку этот материальный мир, мир действия, большая часть его зло и меньшая - добро, и как приводится в Тании[31], что "все дела этого мира тяжелы и дурны, и злодеи властвуют в нем," – есть необходимость в самом глубоком понимании и постижении в отношении работы в аспектах ршус, и в том месте, где есть сомнение, и он не может разрешить это сомнение, он должен отложить эту вещь в сторону, ибо, в этом нашем мире "шейв ве-ал таасей адиф[32]".
Но нужно знать, что это - легкий путь, без войны (как говорилось выше в маамаре), и т.е., что он ищет для себя "легкой жизни" (как принято говорить в этой стране), и поэтому он не хочет трудиться, несмотря на то, что из-за этого он заработает меньше, когда он говорит, что он не обязан делать hидур[33], делать "внутри от линии закона", и "хватать" больше заповедей - ему достаточно быть, как самый малый и бедный в Израиле.
И на это говорят ему:
Вс-вышний говорит про сынов Израиля что они "сыны царей[34]", и поэтому есть закон в открытой Торе, что нанимающий рабочих, если не поставил сначала условие, с условием, что нет у вас на меня но. .. то "даже если ты делаешь им трапезу как трапезу Шлоймо в его время, ты не исполнил свою обязанность с ними", поскольку каждый еврей, кем бы он ни был, нуждается во всем благе (не только в духовности, но) также в материальности, что это есть идея "машбиин ойсой", от языка сойва`, чтобы он был насыщен всяческим благом, и Вс-вышний говорит еврею, "смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро… и ты выбери жизнь[35]", чтобы были у него "жизнь" и "добро" истинные, в соответствии с пониманием Вс-вышнего, и это есть аспект, который выше, чем понимание и постижение человека, и поэтому, он должен сделать все зависящее от него, чтобы вокруг него, и также у него самого, было изобилие блага духовного, которое приведет, само собой, изобилие блага материального.
И для того чтобы было изобилие духовного блага, то, подобно тому как в отношении понимания и постижения также у большого мудреца это зависит от степени усердия, что когда он трудится немного, тогда он постигает немного, и для того, чтобы у него было "большое богатство" в знаниях и чтобы это было прочно, должно быть изучение способом йегио[36] именно, - также это в отношении изобилия духовного блага, что это не может прийти посредством легкой работы, и также не посредством работы, которая "бейн апроким[37]", но посредством усердия, чтобы была работа во всех его внутренних силах, и во всех аспектах, как постановляет Шулхан Орух, "бехол дрохехо доеhу", т.е., что он должен служить Вс-вышнему не только в то время, когда он молится и изучает Тору и исполняет заповедь, но также когда он кушает и пьет и отдыхает и т.д., он должен напряженно трудиться, пока не найдет путь для того, чтобы посредством еды и питья и отдыха он смог приблизиться еще более к Б-жественности и к истинной жизни Торы.
И подобно этому в вопросе способностей:
Тот, кто одарен сильным разумом, может возразить, что даже, если он будет трудиться чуть-чуть, он достигнет гораздо большего, чем простой человек, и если так – почему он должен трудиться несколько часов в день в изучении Торы?
И подобно этому в служении молитвы, - служение, направленное на то, чтобы прилепиться к Вс-вышнему, - что он может подумать: для чего его двейкус[38] в молитве должен быть до такой степени, чтобы достичь "hиспаштус гашмиюс" (как это говорится в Шулхан Орухе[39]) – достаточно, чтобы было у него двейкус по простому смыслу, чтобы у него не было отвлекающих мыслей, и чтобы он понимал смысл слов молитвы.
На это говорят ему: если его служение не такое, как у него должно быть, кидэбои лэй лемейвад[40], т.е., что у него есть силы сделать гораздо больше, и он не делает все, что он может – то отсутствует у него главное!
И как мы находим в законах кодошим[41] – как говорилось выше (п. 5 и далее), что задача сынов Израиля – сделать из всех аспектов мира – аспекты кодошим, что "клей шорес мекадшин млейин[42]":
Для того, чтобы "клей шорес" освятили то, что внутри них – для этого сосуды должны быть полными. Если сосуд мал – необходимо, чтобы малый сосуд был полон; и если сосуд в несколько раз больше, чем этот малый сосуд, так, что он может подумать, что даже если наполнят его наполовину, или на три четверти, то все равно будет количество в несколько раз больше, чем в малом сосуде – но, если большой сосуд не полон – не освятилось совершенно то, что внутри него; только когда твой сосуд полон – тогда он освящает то, что внутри него.
И это есть также приказ Торы каждому еврею – что он должен использовать свои силы полностью, и тогда он освящает свою жизнь, которая становится истинной жизнью, жизнь души внутри тела, но, таким образом, как "Ты избрал нас", чтобы быть "святым народом" и "царством священников[43]".
Мем тес
И если это говорится про всякую способность, также в аспекте, который затрагивает только его самого – тем более и тем более в способности оказать влияние на другого:
Тот, кого Высшее Провидение одарило способностью воздействовать на другого, на окружение, и самое большое окружение, в отдаленном месте (и также на продолжительное время, поскольку это воздействие будет продолжено в следующем поколении) – понятно с очевидностью, что если он использует эту способность только наполовину, то, кроме того, что его сосуд не полон (как говорилось выше), кроме того, все время, когда он не использует свою способность полностью – остается какое-то количество людей, или какое-то количество групп, которые лишатся всякого воздействия, которое они должны были получить посредством него, поскольку он – шалиах[44] Свыше, чтобы передать им это воздействие.
Ибо, поскольку "все, что сотворил Вс-вышний в своем мире – не сотворил ни одной вещи напрасно", то понятно, что тот, у кого есть способность влиять на тысячу человек, и он влияет только на девятьсот девяносто девять – возможно, что он получит в награду "будущий мир", но, цель его сотворения, ради которой он был сотворен в этом мире, он не исполнил, поскольку есть еврей в мире, который идет и кричит: такой-то, сын такого то, должен был передать мне миссию Свыше, и он не сделал этого, и поэтому, за что должны наказывать меня, в то время как он – виноват!..
И отсюда ясно, что даже если это требует напряженного труда и усилий,
- прежде всего, чтобы знать, каким образом использовать свое влияние ради желательных вещей, а не ради не-желательных, и после этого – делать это честно, как сказал Яаков, первый "Исроэл" – "байойм ахолани хойрев вокерах балайло ватидад шноси меэйной[45]", поскольку на него возложена ответственность, чтобы было положение и состояние "рхейлехо веизехо лой шикейлу[46]" –
То это не аспект "hидур мицво[47]", но – аспект "мийоди тевакшено" (как говорит Писание), ибо, если есть даже один, на которого он мог бы оказать влияние, и это влияние не достигло его, то требуют от него: почему ты забрал от такого-то добро и жизнь, которые могли бы достичь его?!...
И возражение и ответ, что он может показать, что он спас такого-то и такого-то, и этого поставил на путь истины, и этого спас от того, чтобы упасть в пропасть, и этого сделал совершенным праведником – это вопрос, который касается общего счета в мире; но в отношении того, кто должен был получить шлихус Свыше (воздействие и влияние), или устно или письменно или печатно, посредством письма, журнала, книги, и не сделал этого – он идет и кричит: Вс-вышний послал для меня шлихус, который был передан через такого-то еврея, а тот заснул посреди дороги, и я не знаю, что случилось с ним, но ко мне не дошло слово шлихус!
- Ответ на вопрос, почему Вс-вышний выбирает шлиаха, который засыпает по дороге, это вопрос, про который говорят "баhадей кавшей дэрахамоно ломо лох[48]"…
И поэтому, поскольку есть у него возможность, что посредством него достигнет слово Вс-вышнего еще одного и еще одного еврея, еще города и еще страны – то "ватидад шноси мейэной", пока он не принесет слово шлихус всюду, куда он может достичь.
И в соответствии с тем, что объясняется в хасидус, что линия ойнег [49]и линия цаар[50] они равны и уравновешены, то, когда видят великую пользу, которой могут достичь посредством того, что приносят слово Вс-вышнего всюду, куда он может достичь, то понятно, насколько велико огорчение от того, что причиняют самый ужасный ущерб, когда не только не исполняют шлихус, но также используют силы и возможности чтобы привести (не слово Вс-вышнего, но) аспект, который против слов Вс-вышнего.
Однако, в соответствии с тем, что говорилось выше (п. 27 и далее) то, что говорится в начале Тании, что говорят каждому еврею "Ки коройв эйлехо гадовор меойд бефихо увилевовхо лаасойсой[51]", и объясняют ему, что это "беэзрас Гашем Исборах[52]", что "гаКодойш борух Гу ойзрой[53]", обещая, что "лой йидах мимену нидох[54]", и поэтому, если только принимают твердое и окончательное решение вести себя в соответствии с тем, что говорится в начале Шулхан Орух "Шивиси Гавайе ленегди томид[55]", то, когда он доходит также до параграфов после этого, вплоть до параграфа, где говорится о "бехол дрохехо доэhу", то исполняется обещание "ве-hу йейашер ойрхойсехо[56]", т.е., что полагаются на Вс-вышнего, как сын, который полагается на своего отца, что он поведет его по прямому пути, "йошор йехезу понеймо[57]", чтобы использовать его силы и способности полностью, чтобы привести слово Вс-вышнего всюду, куда он может достичь.
И поскольку слово Вс-вышнего также "мехалкейл хаим бехесед мехайе мейсим[58]…", то вместе со словом Вс-вышнего, которое он приносит туда, притягивается также боней хайей умзойней рвихей[59].
Нун
И это есть также окончание письма, о котором говорилось выше, по поводу йуд тес кислев, (начало которого – "праздник, который искупил с миром нашу душу и свет и жизнь души нашей были даны нам") – "йошор йехезу понеймо":
Когда еврей ставит себя напротив Вс-вышнего (как сказано в начале Шулхан Орух – шивиси Гавайе ленегди томид"), лицом к лицу, и задумывается даже на короткое мгновение, еще перед тем, как омывает руки, что он стоит перед великим царем, который ждет от него, чтобы он исполнил шлихус, возложенный на него, в отношении себя самого, и всюду, куда он может достичь – тогда исполняется в нем то, что говорится в окончании Шулхан Орух Ойрах Хаим, после порядка работы в течение всего дня, что его поведение становится способом "бехол дрохехо доеhу", что также в его еде и питье, и в его отдыхе и во всех его делах он воздействует, чтобы связать и соединить их с Б-жественностью, и сделать из них сосуд и Храм для Вс-вышнего.
И подобно тому, как в Мишкане и Микдаше не было нечистых сосудов, и не было сломанных сосудов, но были только чистые и цельные именно, и не в бедности, а богатстве именно, что поэтому "поили корбан томид из золотой чаши", и, как приводится в Геморо, что это не преувеличение, поскольку "нет бедности в месте богатства" – подобно этому становится также у него, что даже аспекты "животного" в нем приходят "в золотой чаше", и подобно золоту Храма, которое было чистым золотом; он должен только сделать из своего дома и из своей доле в мире и все, что вокруг него – бейс Микдош[60].
И это есть общее указание учения хасидизма, что должно быть "азойв таазойв имой[61]", работать вместе с телом, и не только для того, чтобы формально исполнить свою обязанность, но использовать силы тела полностью, но только, поскольку большая его часть – зло, и меньшая – добро, поэтому начало должно быть от аспекта "ойр вехайус нафшейну нитан лону[62]" – не только сама душа, но также жизнь души и свет души, что это есть Б-жественность, как сказано "Гашем ойри вейишъи".
И тогда достигают, что будет "йошор йехезу понеймо" (как завершение этого письма, известного всем), что достигают во всех аспектах, чтобы это были внутренние аспекты служения, и притягивают в них аспект "йейашейр ойрхойсехо".
[Квойд Кдушас Адмур Шлита приказал петь нигун "Овину малкейну"]
Самех Гимел
В продолжение того, что говорилось выше по поводу "йофуцу майанойсехо хуцо", - как все аспекты хасидизма Хабад, также этот аспект должен быть упорядоченным образом, по принципу "галихойс ойлом лой", - но, чтобы "галихойс" были в соответствии с Торой.
И поэтому Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур начал заниматься тем, чтобы посылать людей по всему миру, для того, чтобы посредством них были впоследствии цинойройс, чтобы работа по распространению майонойс была легче, и также естественным путем.
И находясь в день, про который говорят, что это Рош аШоно для всем аспектов "йофуцу майанойсехо хуцо", - само собой понятно, что эти шлухим – они из тех, кто берут "хелек беройш", поскольку "посланник человека – как он сам", и тем более и тем более – посланник Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, который был (и также сейчас он) глава поколения.
Самех далет
И поэтому:
Каждый, в том месте, где он находится, должен знать, что есть у него все аспекты, возможнсти и способность исполнить шлихус, и также само место уже готово для этого, и нужно только исполнять свой шлихус честно, т.е., отставить самого себя в сторону, таким образом, что вся его задача – это только исполнить шлихус Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур, чтобы исполнить конечное намерение в распространении источников хасидизма хуцо.
Со стороны мешалеах – есть все, что требуется; со стороны времени – в соответствии со словами Ребе – "hиней зэ оймед ахар кослейну", это уже "зман-hа-си" ("ди гехсте цайт"), что Мошиах ждет, чтобы убрать сокрытие и утаение и раскрыться; есть необходимость только в "эцба ктано" шалиаха в этом месте, и шалиаха во втором месте, и тех, кто находится вокруг него, что должны помочь ему, чтобы была ахизо бедерех hатева, и тогда, исполнит каждый совй шлихус полностью, и немедленно станет "лехол Исроэл… ойр" – свет "моойр" в Торе, во всяком месте и во всякой стране, где бы ни находились.
И в соответствии со словами Мидраша, "эход микем гойле бебарбария, веэход микем гойле лесамтария дойме кмой шэ-глисем кулхем[63]" – в этом вопросе достаточно, чтобы были "один в городе и двое в семье[64]", которые исполняют свою работу честно, чтобы быть "худо шел махат", которая раскрывает "писхой шел улом", чтобы было распространение майонойс с радостью и покоем и добрым сердцем, таким образом, чтобы это все добавлялось и усиливалось и увеличивало свет и усиливалось "ад нхойн hайойм", "hайойм им бекойлой тишмоу", что тогда это становится "днем", про который сказано, что Мошиах приходится "сегодня"
[1] "И возвести им путь, по которому им идти," (Йисрой 18, 20)
[4] "Есть хозяин у этого города" (См Берейшит Раба 39, 1 в начале)
[5] Билбулим - помехи, препятствия
[8] "Во всех твоих путях познай Его" (Мишлей 3, 6)
[9] "Познай Б-га отца твоего и служи Ему с цельным сердцем" (Диврей гаЙамим Алеф 28, 9)
[10] "И люби Господа, Б-га твоего, всем сердцем твоим и всей душой твоей и всем достоянием твоим." (Воэсханан 6, 5)
[11] На трех вещах стоит мир - на Торе, на служении, и на добрых делах
[12] "Уклоняйся от зла и делай добро," (Тегилим 34, 15)
[13] "Сердце мудрого справа" (Когелет 10, 2)
[14] "Сердце глупца – влево." (Когелет 10, 2)
[15] "И Он выпрямит стези твои." (Мишлей 3, 6)
[18] Доброе начало
[19] Йецер го-ро - Дурное начало
[20] Законоучители. Мн. ч. от пойсек
[21] "Не уклонись от слова, какое скажут тебе, ни вправо, ни влево." (Шойфтим 17, 11)
[22] увечный
[23] Святость
[24] Сторона, противоположная Святости
[25] "Да не увидишь ты осла брата твоего или быка его упавшими в дороге и сокроешься от них, поднимая подними вместе с ними" (Мишпотим 23, 5)
[27] истязания плоти
[28] "Да не увидишь ты осла брата твоего или быка его упавшими в дороге и сокроешься от них, поднимая подними вместе с ними" (Мишпотим 23, 5)
[29] враг твой
[30] Четвертая клипа (в которой есть также и добро, в отличие от трех совершенно нечистых клипойс)
[32] ""Сиди и не делай - лучше"" (Эйрувин 100, 1)
[33] Устрожение (в заповеди)
[34] "Исроэл - сыны царей" (Шабат 67, 1)
[35] "Смотри, Я дал перед тобой сегодня жизнь и добро… и ты выбери жизнь" (Рээй 11, 26)
[36] Напряженный тяжелый труд
[37] "в перекурах"
[38] Прилепленность (к Вс-вышнему).
[39] Тур Шулхан Орух и Шулхан Орух Алтер Ребе Орах Хаим симан 98 сеиф 1
[41] Жертвоприношения. Храмовая служба
[42] "Храмовые сосуды освящают полные" (Звахим 88, 1)
[43] "И вы будете Мне царством служителей святому и святым народом." (Йисрой 19, 6)
[45] "Мне было: днем изнурял меня зной, а изморозь ночью; и бежал мой сон от моих глаз." (Вайейцей 31, 40)
[46] "Овцы твои и козы твои (плода) не теряли" (Вайейцей 31, 38)
[47] "Украшение" заповеди, исполнение заповеди со всей тщательностью и строгостью
[48] "Какое тебе дело до тайн Вс-вышнего" (Брахот 10, 1)
[49] наслаждение
[50] Горечь, страдание
[51] "Но близко к тебе это слово очень, чтобы устами твоими и сердцем твоим исполнять его." (Ницовим 30, 14)
[52] с помощью Вс-вышнего, благословен Он
[53] Вс-вышний помогает ему
[54] "Чтобы не был отторгнут от Него (совсем) отверженный" (Шмуэль Бет 14, 14)
[55] "Представляю Вс-вышнего пред собой всегда" (Тегилим 16, 8)
[56] "И Он выпрямит стези твои." (Мишлей 3, 6)
[57] "их лица смотрят прямо" (Тегилим 11, 7)
[58] Дающий пропитание в милости, оживляющий мертвых...
[59] Дети, здоровье и пропитание в изобилии
[60] Храм
[61] "Да не увидишь ты осла брата твоего или быка его упавшими в дороге и сокроешься от них, поднимая подними вместе с ними" (Мишпотим 23, 5)
[62] свет и жизнь души нашей были даны нам
[63] "Один из вас идет в изгнание в Барбарию, и один из вас идет в изгнание в Самтарию - это подобно тому, что все вы ушли в изгнание" (Мидраш Раба Шир гаШирим 2, 22)
[64] "Один из города и двое из семьи" (Йирмийа 3, 14)