Далет
По поводу достоинства изучения Торы тинойкойс шел бейс рабон [1] – приводится в Геморо, что "мир существует только ради дыхания уст тинойкойс шел бейс рабон", и "не прекращают обучение тинойкойс шел бейс рабон даже для строительства Храма", и как объясняется там достоинство учения тинойкойс шел бейс рабон относительно учения амойроим: "Сказал рав Папа Абайе, мое и твое – что? Сказал ему – не подобно дыхание, в котором есть грех, дыханию, в котором нет греха".
И понятно, что "дыхание, в котором нет греха" означает, что нет возможности для аспекта греха, ибо, если достоинство состоит только в том, что нет греха практически, то это достоинство, несомненно, есть также в учении рав Папа и Абайе (диди ведидох), и необходимо сказать, что достоинство дыхания тинойкойс шел бейс рабон – в том, что нет у них отношения совершенно к аспекту греха, ибо, поскольку они не знают совершенно, как различить между добром и злом, то не имеет к ним отношения идея греха.
И подобно положению и состоянию, которое было перед грехом, и подобно этому – в будущем, когда "дух нечистоты Я удалю с земли", что не только, что не будет греха практически, но природа мира будет таким образом, что не будет возможности для греха, и подобно тому, как сейчас даже животное убегает от огня, что это не со стороны понимания и постижения, но это природное качество, что когда приближают какой-то орган тела к огню, то обжигаются, подобно этому будут удаляться от греха в будущем – не со стороны понимания и постижения, но со стороны природы мира, т.е., что воздух мира будет чист таким образом, что не сможет в нем быть существование греха.
И подобно тому, как во всех аспектах будущего мира есть "подобно этому" также сейчас, так это и в вышеупомянутом вопросе – что это есть достоинство тинойкойс шел бейс рабон, что это "дыхание, в котором нет греха", что у них нет места и возможности для идеи греха.
И следует отметить, что также в этом вопросе видно отношение тинойкойс шел бейс рабон к Симхас Тойро:
Шмини Ацерес и Симхас Тойро приходят в продолжение праздника Суккот, и относительно сукки мы находим, что схах [2] должен быть из материала, который не способен принимать нечистоту, т.е., что недостаточно того, что фактически он не является нечистым, но есть необходимость, чтобы он был не способен воспринять нечистоту, и если он стал способным воспринять нечистоту, несмотря на то, что фактически он не стал нечист, он непригоден для схаха.
[И следует сказать, что это потому, что схах сукки притягивается из облака ктойрес [3] в Йом Кипур [4], в котором нет никакого места для аспекта греха, вплоть до того, что "здойнойс [5] становятся ему как зхийойс [6] "].
И таким образом это также достоинство дыхания тинойкойс шел бейс рабон – что в нем нет места для аспекта греха.
hей
И из этого понятно, насколько велика ответственность в отношении поведения с тинойкойс шел бейс рабон – ибо, поскольку в их дыхании нет греха, подобно будущему миру, следует остерегаться, чтобы не привнести туда воздух мира, в котором есть грех, посредством того, что изучают с ними аспекты наук народов мира.
И несмотря на то, что на первый взгляд нет запрета в этом, ибо запрет "перед слепым" имеет отношение только в отношении взрослого, а не в отношении ребенка, что его обязанность (учебы) это только со стороны хинух [7], которая возложена на отца или на бейс дин [8], а не на других людей – но все это только в отношении награды и наказания, но в отношении самой сути дела, это самая большая ответственность, что вносят аспект нечистоты в место, в котором самом по себе нет места для аспекта нечистоты.
И следует отметить из того, что говорит Рамбам, что есть один мудрец, который написал что зла в мире больше чем добра, и поэтому как же можно сказать, что Вс-вышний – это совершенное благо, и все то, что придет от него – это совершенное благо. И на это объясняет Рамбам, что в действительности это не так, ибо зло не спускается Свыше, и все аспекты зла – они со стороны человека. И если это говорится относительно общности этого мира, что сам по себе – это место, которое совершенное благо, и зло в нем – это только со стороны дел человека – тем более и тем более, когда речь идет о месте, где чистый воздух, подобно будущему миру, что это есть аспект тинойкойс шел бейс рабон, и поэтому, несомненно, следует остерегаться, чтобы не привнести туда аспекты зла посредством будничных наук.
Вов
Однако, хотя со стороны великой ответственности в этом, несомненно, что ни один из Израиля не сделает этого никоим образом – но дурное начало хитро ("а клугинкер"), и приходит с хитростью, и одевается в "шелковый сюртук" ("зэйдене зупиц"), и говорит языком таноим [9] и амойроим [10], и вспоминает слова РаЗаЛ, "каждый, кто не учит своего сына ремеслу, как будто бы учит его воровству", и еще подобные слова РаЗаЛ, и посредством этого он хочет убедить его, что нужно учить детей лимудей хол [11], для того, чтобы обеспечить им "тахлис [12] ".
И поэтому, нужно знать, что наши учителя, наши руководители, предупредили это еще раньше:
Рабейим предупредили, что когда придет кто-либо и скажет, что нужно думать про "тахлис" детей, и поэтому нужно изучать с ними лимудей хол – тогда не следует считаться со стилем этих слов, говорит ли он это открыто, или языком высказываний РаЗаЛ, и не следует считаться с "шелковым сюртуком", но нужно знать, что внутри "сюртука" находится дурное начало!
[1] Дети, изучающие Тору
[2] Покрытие сукки
[3] Ктойрес - Воскурение (на жертвеннике)
[5] Здойнойс - Злонамеренные грехи
[7] воспитание
[8] суд
[9] авторы Мишны
[10] Учителя эпохи составления талмуда
[11] светские науки
[12] Конечная цель