Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

День Симхас Тойро 5720

Далет

По поводу достоинства изучения Торы тинойкойс шел бейс рабон [1] – приводится в Геморо, что «мир существует только ради дыхания уст тинойкойс шел бейс рабон», и «не прекращают обучение тинойкойс шел бейс рабон даже для строительства Храма», и как объясняется там достоинство учения тинойкойс шел бейс рабон относительно учения амойроим: «Сказал рав Папа Абайе, мое и твое – что? Сказал ему – не подобно дыхание, в котором есть грех, дыханию, в котором нет греха».

И понятно, что «дыхание, в котором нет греха» означает, что нет возможности для аспекта греха, ибо, если достоинство состоит только в том, что нет греха практически, то это достоинство, несомненно, есть также в учении рав Папа и Абайе (диди ведидох), и необходимо сказать, что достоинство дыхания тинойкойс шел бейс рабон – в том, что нет у них отношения совершенно к аспекту греха, ибо, поскольку они не знают совершенно, как различить между добром и злом, то не имеет к ним отношения идея греха.

И подобно положению и состоянию, которое было перед грехом, и подобно этому – в будущем, когда «дух нечистоты Я удалю с земли», что не только, что не будет греха практически, но природа мира будет таким образом, что не будет возможности для греха, и подобно тому, как сейчас даже животное убегает от огня, что это не со стороны понимания и постижения, но это природное качество, что когда приближают какой-то орган тела к огню, то обжигаются, подобно этому будут удаляться от греха в будущем – не со стороны понимания и постижения, но со стороны природы мира, т.е., что воздух мира будет чист таким образом, что не сможет в нем быть существование греха.

И подобно тому, как во всех аспектах будущего мира есть «подобно этому» также сейчас, так это и в вышеупомянутом вопросе – что это есть достоинство тинойкойс шел бейс рабон, что это «дыхание, в котором нет греха», что у них нет места и возможности для идеи греха.

И следует отметить, что также в этом вопросе видно отношение тинойкойс шел бейс рабон к Симхас Тойро:

Шмини Ацерес и Симхас Тойро приходят в продолжение праздника Суккот, и относительно сукки мы находим, что схах [2] должен быть из материала, который не способен принимать нечистоту, т.е., что недостаточно того, что фактически он не является нечистым, но есть необходимость, чтобы он был не способен воспринять нечистоту, и если он стал способным воспринять нечистоту, несмотря на то, что фактически он не стал нечист, он непригоден для схаха.

[И следует сказать, что это потому, что схах сукки притягивается из облака ктойрес [3] в Йом Кипур [4], в котором нет никакого места для аспекта греха, вплоть до того, что «здойнойс [5] становятся ему как зхийойс [6] «].

И таким образом это также достоинство дыхания тинойкойс шел бейс рабон – что в нем нет места для аспекта греха.

hей

И из этого понятно, насколько велика ответственность в отношении поведения с тинойкойс шел бейс рабон – ибо, поскольку в их дыхании нет греха, подобно будущему миру, следует остерегаться, чтобы не привнести туда воздух мира, в котором есть грех, посредством того, что изучают с ними аспекты наук народов мира.

И несмотря на то, что на первый взгляд нет запрета в этом, ибо запрет «перед слепым» имеет отношение только в отношении взрослого, а не в отношении ребенка, что его обязанность (учебы) это только со стороны хинух [7], которая возложена на отца или на бейс дин [8], а не на других людей – но все это только в отношении награды и наказания, но в отношении самой сути дела, это самая большая ответственность, что вносят аспект нечистоты в место, в котором самом по себе нет места для аспекта нечистоты.

И следует отметить из того, что говорит Рамбам, что есть один мудрец, который написал что зла в мире больше чем добра, и поэтому как же можно сказать, что Вс-вышний – это совершенное благо, и все то, что придет от него – это совершенное благо. И на это объясняет Рамбам, что в действительности это не так, ибо зло не спускается Свыше, и все аспекты зла – они со стороны человека. И если это говорится относительно общности этого мира, что сам по себе – это место, которое совершенное благо, и зло в нем – это только со стороны дел человека – тем более и тем более, когда речь идет о месте, где чистый воздух, подобно будущему миру, что это есть аспект тинойкойс шел бейс рабон, и поэтому, несомненно, следует остерегаться, чтобы не привнести туда аспекты зла посредством будничных наук.

Вов

Однако, хотя со стороны великой ответственности в этом, несомненно, что ни один из Израиля не сделает этого никоим образом – но дурное начало хитро («а клугинкер»), и приходит с хитростью, и одевается в «шелковый сюртук» («зэйдене зупиц»), и говорит языком таноим [9] и амойроим [10], и вспоминает слова РаЗаЛ, «каждый, кто не учит своего сына ремеслу, как будто бы учит его воровству», и еще подобные слова РаЗаЛ, и посредством этого он хочет убедить его, что нужно учить детей лимудей хол [11], для того, чтобы обеспечить им «тахлис [12] «.

И поэтому, нужно знать, что наши учителя, наши руководители, предупредили это еще раньше:

Рабейим предупредили, что когда придет кто-либо и скажет, что нужно думать про «тахлис» детей, и поэтому нужно изучать с ними лимудей хол – тогда не следует считаться со стилем этих слов, говорит ли он это открыто, или языком высказываний РаЗаЛ, и не следует считаться с «шелковым сюртуком», но нужно знать, что внутри «сюртука» находится дурное начало!


[1] Дети, изучающие Тору

[2] Покрытие сукки

[3] Ктойрес — Воскурение (на жертвеннике)

[4] Йом Кипур — Йом Кипур

[5] Здойнойс — Злонамеренные грехи

[6] Зхийойс — Заслуги

[7] воспитание

[8] суд

[9] авторы Мишны

[10] Учителя эпохи составления талмуда

[11] светские науки

[12] Конечная цель