בס"ד
Алеф
В беседе праздника Суккот десять лет назад, Квойд Кдушас Мойри вехами Адмур рассказывал о Торе, которую слышал Алтер Ребе от Магида из Межерич, которую он слышал от нашего учителя Баал Шем Това:
В посуке "Шма Исроэл Гашем Элойкейну Гашем эход[2]" есть две большие буквы (которые отличны от всех остальных букв), аин и далет, у которых есть два цируфа (сочетания букв) – "эйд[3]" и да`[4], и это означает, что "эйд" указывает на пнимиюс[5] души, и в аспекте эйд (пнимиюс души) должно быть "да`".
И поскольку эта Тора говорилась в продолжение трех поколений, Баал Шем Товом, Магидом и Алтер Ребе – это "хазоко[6]", в которой есть прочность, которая не изменится вовек.
Бейс
И сначала:
Хотя вся Тора и все ее аспекты вечны, и не изменятся вовек, тем не менее, есть в этом различные ступени.
Прежде всего – есть заповеди, которые связаны с определенными временами, и т.е., что вместе с тем, что они часть заповедей Торы, которые вечны, тем не менее, они связаны с определенным временем, и как Шмини Ацерес и Симхас Тойро, хотя есть в них самые возвышенные гилуим[7], и они происходят каждый и каждый год, тем не менее, эти вещи есть только в течение этих сорока восьми часов.
И кроме того, также в заповедях и аспектах, не зависящих от времени, есть аспекты, связанные с частными аспектами и силами человека, и как идея биркас неhенин[8], или благословения на заповеди, которые связаны с конкретными наслаждениями, и конкретными заповедями именно, и также в человеке они достигают лишь частных сил, тех сил, с которыми следует исполнить эту заповедь.
Но есть аспекты, которые не связаны с частными идеями и силами, и они есть во всякое время и во всяком месте.
И одна из них – это заповедь чтения Шма – "Шма Исроэл", что еврей должен услышать и постичь, что "Гавайе Элойкейну Гавайе эход" – что это не связано с частными аспектами и частными силами, и поэтому нет в этом ограничений, но это аспект, который есть в каждое время и в каждом месте.
И как сказано "бешивтехо бевейсехо увелехтехо вадерех увешохбехо увекумехо[9]", что в этом включаются все времена и все положения: "бешивтехо бевейсехо" – указывает на время Храма, "увелехтехо вадерех" – указывает на время изгнания, и более общем смысле "увелехтехо вадерех" указывает на общность времени опускания души вниз, и в самом этом есть два положения в жизни человека: "бешохбехо" – когда он находится в положении и состоянии сна ("фаршлофн"), "увекумехо" – когда он бодрствует,
И во все времена и во всех положениях есть заповедь чтения Шма, основа которой – посук Шма Исроэл (как объясняется в Геморо), и в самом этом посуке – основное – это две буквы аин и далет, что поэтому они выделяются из остальных букв – соединение которые вместе – это "эйд" и "да`", как говорилось выше.
Гимел
И объяснение содержания заповеди чтения Шма, которая в каждое время и в каждом месте:
"Шма Исроэл" – еврей должен понять и осознать (дерhерн), что Гавайе Элойкейну", т.е., что также в сокрытии времени изгнания, управление с бней Исроэл осуществляется со стороны имени Гавайе[10], которое выше, чем природа, и посредством этого он придет к сознанию, что "Гавайе эход[11]" и вплоть до того, что также в мире будет "Гавайе эход".
И доказательство и свидетельство на это (что Гавайе Элойкейну) – это сами сыны Израиля:
Само то, что сыны Израиля – это "одна овечка среди семидесяти волков", и тем не менее, "она сохраняется", что никто не может их ослабить – это доказательство и свидетельство, что "Гавайе – Элойкейну".
И подобно этому в духовности: доказательство и свидетельство на то, что "Гавайе – Элойкейну" – это – когда видят, что[12] "дйукноо иштоар бехо леойлом[13]", т.е., несмотря на то, что в раскрытых силах возможно ослабление, тем не менее, это не затрагивает сущности и глубины души, аспекта "эйд".
Далет
И это есть "эйд" – "да" – что аспект "эйд", пнимиюс души, следует привлечь также в раскрытые силы, в аспект сознания, "да`".
И когда притягивают аспект "эйд" в "да`", тогда происходит также во внутренних силах аспект выхода из ограничений, т.е., несмотря на то, что сами по себе они ограничены, тем не менее, посредством того, что раскрывается в них пнимиюс души, они выходят из ограниченности.
И посредством этого устраняется также аспект изгнания – ибо, общность сокрытия и утаения изгнания возможно только на внутренние силы, но не на сущность.
И это есть то, что завершение первой главы чтения Шма – это заповедь мезузы – что истинная обязанность мезузы – это в эрец Исроэл именно.
И это есть также, что в окончании чтения Шма говорят "ани Гашем Элойкейхем ашер hойцейси эсхем мейэрец Мицраим[14]" – ибо посредством служения "да`" - "эйд", выходят из всех границ и ограничений.
[1] Окружения (бимы со свитками Торы в Симхас Тойро)
[2] "Слушай, Исраэль! Господь, Б-г наш. Господь Один." (Воэсханан 6, 4)
[3] свидетель
[8] благословения на наслаждения
[9] "Сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и поднимаясь;" (Воэсханан 6, 7)
[11] Б-г - один
[12] См. Зогар ч. 1 стр. 144, в конце стр. 2 и далее, ч. 2 стр. 114, 1. Приводится в Тора Ор стр. 43, 1 (в дополнениях), 120, 1 и в неск. местах.
[13] образ ее остался в тебе вовеки
[14] "Я Вс-вышний, Б-г ваш. который вывел вас из земли Мицраима" (Шлах 15, 41)