Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

12 тамуза 5715

בס»ד

Тойрас Менахем т. 14 стр. 162

Неотредактированная запись слушателей

Алеф

Мой тесть и учитель, Ребе, рассказывал, что есть древний обычай, установленный еще геоним, чтобы каждый и каждый говорил ежедневно псалом, соответствующий его возрасту.

И в соответствии с тем, что говорилось однажды, что также у души, когда она находится наверху, есть подъем и рост во времени,

— это относится к каждому и каждому из Израиля в общем, и в особенности – в отношении главы Израиля, ибо он связан постоянно со своим «стадом», со своим поколением, находящимся внутри временного измерения мира –

Следовательно, моему тестю и учителю исполняется сейчас семьдесят пять лет, и псалом, соответствующий его возрасту – это псалом 76.

И поскольку он — глава Израиля, и также и сейчас не покинул свое «стадо» – то содержание этого мизмора Тегилим составляет содержание служения этого года для всех, кто связан с ним и относится к нему.

Бейс

В этом мизморе говорится: «С небес провозгласил Ты суд, земля испугалась и успокоилась».

И приводится в Геморо: «если испугалась – почему же успокоилась? И если успокоилась – то чего же испугалась? Но – сначала испугалась, а потом успокоилась. И почему же испугалась? Как учит Рейш Лакиш, ибо сказал Рейш Лакиш, что означает писание «и был вечер и было утро, день шестой», лишний ה для чего мне? – Учит, что условие поставил Вс-вышний творению Берейшит, и сказал им: если Израиль примет Тору – то вы продолжаете существовать, а если нет – то я возвращаю вас в хаос и пустоту». (га-шиши – означает особенный шестой день, о котором говорится в другом месте… и был вечер и было утро завершения творения зависит от шестого дня, и это шестое сивана, когда была дарована Тора»).

Однако, Таргум объясняет этот стих по-другому: «земля народов испугалась, земля Израиля успокоилась». Т.е., что этот стих говорит о будущем, что тогда исполнится «земля испугалась и успокоилась», «испугалась» – в земле народов мира, и «успокоилась» – в земле Израиля.

И подобно этому есть комментаторы, которые объясняют, что этот стих говорит о будущем мире (так же как и Таргум), и «испугалась и успокоилась» говорит о разделении грешников и праведников: «испугалась» указывает на грешников, а «успокоилась» – говорит о праведниках.

И необходимо понять: поскольку по обоим этим объяснениям стих говорит о будущем мире и днях Мошиаха, когда исполнится «и дух нечистоты Я уберу с земли», каким образом будет тогда возможно существование аспекта «земли народов»? И еще больше непонятно: как возможно объяснить (по второму объяснению) что это говорится о грешниках — ведь когда исполнится «и дух нечистоты я уберу с земли» – и ведь уже не будет грешников?!

Гимел

И объяснение на это:

«испугалась» и «успокоилась» – символизирует два пути в служении Вс-вышнему: есть служение, называющееся «испугалась» и есть служение, называющееся «успокоилась»; и «земля испугалась и успокоилась» означает, что порядок служения должен быть таким, чтобы сначала было «испугалась», и только после этого может быть «и успокоилась».

Смысл служения «испугалась» – когда человек сознает, зло все еще существует и все еще сильно, и, соответственно, служение состоит в том, чтобы оттолкнуть и изгнать зло. И потому такое служение называется «испугалась» – поскольку на этой ступени постоянно боятся и опасаются зла. Ибо, поскольку зло еще не исторгнуто совершенно, то постоянно боятся, чтобы оно не вернулось и не проснулось снова. И поэтому нужно постоянно вести войну со злом, чтобы оттолкнуть и изгнать его.

А смысл служения «и успокоилась» – это служение по пути покоя. И т.е., что он уже добился своим служением, что внутри него уже не осталось никакого зла. И само собой, ему не требуется воевать со злом. И поэтому он может «спать на своей кровати» («и успокоилась»), а работа по исправлению мира происходит сама собой, подобно тому, как это было в дни Шломо, когда «луна находилась в своем совершенстве».

Однако, поскольку есть такие, кто ошибочно считают, что уже находятся на ступени «и успокоилась», и уже не нуждаются в войне – поэтому Писание подчеркивает, что «земля испугалась и успокоилась», т.е., что всегда должно быть служение «испугалась». И, когда занимаются служением «испугалась», впоследствии приходит само собой «и успокоилась». Но, что касается его собственного служения – он должен знать, что он должен заниматься служением «испугалась», и посредством этого будет само собой «и успокоилась».

Далет

И подобно тому, как в частном служении человек способен обманываться, и считать, что уже может вести себя по принципу «спит на своей кровати» и ничего не делать, и из-за такой ошибки он может упасть со своей ступени, и зло победит его – так же это и в общем, что следует очень остерегаться, дабы не обмануться и не решить, что уже наступило время избавления, когда «дух нечистоты удалю с земли», или, по крайней мере, начало этого. Ибо из-за такой ошибки можно упасть очень низко.

И сначала:

Когда Рамбам говорит о днях Мошиаха – он описывает, кем будет Мошиах: «царь из дома Давида, изучающий Тору и занимающийся заповедями… и заставит весь Израиль идти по ней и укреплять ее, и будет воевать войны Вс-вышнего».

«Заставит» – не означает выставить Тору и заповеди на «голосование», не дай Б-г, выслушать мнение всех участников, и решить «по большинству голосов»: что если большинство проголосует за Тору, тогда примут ее, а если нет, не дай Б-г…. – само собой понятно, что не это есть смысл слова «заставить»!

«Заставит» – означает, что даже если он – один-единственный во всем мире, кто постигает истинность Торы, все равно, есть у него твердость и сила заставить всех сынов Израиля соблюдать Тору!

И не имеется в виду только соблюдение Торы на улице и публично, но также в частном доме у каждого и каждого – даже там он заставляет каждого и каждого из Израиля, чтобы в его частном доме соблюдали Тору и заповеди. И по-простому – что он входит в дом, и заставляет его обитателей соблюдать субботу и кушать кошер! И если, входя в дом, он видит, что там отсутствует отдельная посуда для мясного и для молочного, но только один набор посуды – то он берет ее и разбивает ее!

Это есть твердость и сила, которая будет в вопросах еврейства в дни Мошиаха!

И когда мы видим, что в вопросах еврейства не проявляется такой твердости, и наоборот – утверждают, что не имеют права заставить человека делать то, что он не хочет и не верит в это, поскольку у каждого человека есть право вести себя так, как он понимает, и заставить человека вести себя против своей воли это «не интеллигентно», и «бесчеловечно»… и более того, когда ставят Тору на «голосование» – то понятно, что мы еще не находимся во время Избавления, и даже в «начале» его.

И наоборот: сокрытие Б-жественности стало еще больше, такое сокрытие, подобного которому никогда не было – взять аспект изгнания, двойной и удвоенной тьмы, и сказать про это, что это – «начало избавления»!

И поэтому: когда находятся в состоянии такого сокрытия и утаения Б-жественности – ни в коем случае нельзя ошибиться и решить, что уже пришло время «покоя», что уже не нужно воевать войны Вс-вышнего, и можно уже спать спокойно на своей кровати, и все дела будут делаться сами собой, ибо Земля Израиля уже находится в еврейских руках;

Нужно знать, что необходимо, чтобы было «устрашилась», страшиться грешников, и воевать против них войны Вс-вышнего, и с еще большей силой, чем прежде – поскольку сокрытие Б-жественности стало еще сильнее (как говорилось выше).

«Грешники» – это не обязательно те, кто грешат на деле, но даже сама возможность существования зла это аспект «грешников». И само собой, все время, пока существует возможность зла – невозможно, чтобы в этом аспекте происходил бирур сам собой, поскольку в нем самом все еще существует возможность для зла.

Пример на это – в открытой Торе: вещь, способная воспринять нечистоту, даже если она не является нечистой, но есть у нее возможность принять нечистоту – в нескольких законах не является препятствием для нечистоты.

И поэтому следует знать, что все время, пока существует возможность для зла – должно быть служение «устрашилась», воевать войну Вс-вышнего, и со всей необходимой твердостью.