בס"ד
Тойрас Менахем т. 14 стр. 162
Неотредактированная запись слушателей
Алеф
Мой тесть и учитель, Ребе, рассказывал, что есть древний обычай, установленный еще геоним, чтобы каждый и каждый говорил ежедневно псалом, соответствующий его возрасту.
И в соответствии с тем, что говорилось однажды, что также у души, когда она находится наверху, есть подъем и рост во времени,
- это относится к каждому и каждому из Израиля в общем, и в особенности – в отношении главы Израиля, ибо он связан постоянно со своим "стадом", со своим поколением, находящимся внутри временного измерения мира –
Следовательно, моему тестю и учителю исполняется сейчас семьдесят пять лет, и псалом, соответствующий его возрасту – это псалом 76.
И поскольку он - глава Израиля, и также и сейчас не покинул свое "стадо" – то содержание этого мизмора Тегилим составляет содержание служения этого года для всех, кто связан с ним и относится к нему.
Бейс
В этом мизморе говорится: "С небес провозгласил Ты суд, земля испугалась и успокоилась".
И приводится в Геморо: "если испугалась – почему же успокоилась? И если успокоилась – то чего же испугалась? Но – сначала испугалась, а потом успокоилась. И почему же испугалась? Как учит Рейш Лакиш, ибо сказал Рейш Лакиш, что означает писание "и был вечер и было утро, день шестой", лишний ה для чего мне? – Учит, что условие поставил Вс-вышний творению Берейшит, и сказал им: если Израиль примет Тору – то вы продолжаете существовать, а если нет – то я возвращаю вас в хаос и пустоту". (га-шиши – означает особенный шестой день, о котором говорится в другом месте… и был вечер и было утро завершения творения зависит от шестого дня, и это шестое сивана, когда была дарована Тора").
Однако, Таргум объясняет этот стих по-другому: "земля народов испугалась, земля Израиля успокоилась". Т.е., что этот стих говорит о будущем, что тогда исполнится "земля испугалась и успокоилась", "испугалась" – в земле народов мира, и "успокоилась" – в земле Израиля.
И подобно этому есть комментаторы, которые объясняют, что этот стих говорит о будущем мире (так же как и Таргум), и "испугалась и успокоилась" говорит о разделении грешников и праведников: "испугалась" указывает на грешников, а "успокоилась" – говорит о праведниках.
И необходимо понять: поскольку по обоим этим объяснениям стих говорит о будущем мире и днях Мошиаха, когда исполнится "и дух нечистоты Я уберу с земли", каким образом будет тогда возможно существование аспекта "земли народов"? И еще больше непонятно: как возможно объяснить (по второму объяснению) что это говорится о грешниках - ведь когда исполнится "и дух нечистоты я уберу с земли" – и ведь уже не будет грешников?!
Гимел
И объяснение на это:
"испугалась" и "успокоилась" – символизирует два пути в служении Вс-вышнему: есть служение, называющееся "испугалась" и есть служение, называющееся "успокоилась"; и "земля испугалась и успокоилась" означает, что порядок служения должен быть таким, чтобы сначала было "испугалась", и только после этого может быть "и успокоилась".
Смысл служения "испугалась" – когда человек сознает, зло все еще существует и все еще сильно, и, соответственно, служение состоит в том, чтобы оттолкнуть и изгнать зло. И потому такое служение называется "испугалась" – поскольку на этой ступени постоянно боятся и опасаются зла. Ибо, поскольку зло еще не исторгнуто совершенно, то постоянно боятся, чтобы оно не вернулось и не проснулось снова. И поэтому нужно постоянно вести войну со злом, чтобы оттолкнуть и изгнать его.
А смысл служения "и успокоилась" – это служение по пути покоя. И т.е., что он уже добился своим служением, что внутри него уже не осталось никакого зла. И само собой, ему не требуется воевать со злом. И поэтому он может "спать на своей кровати" ("и успокоилась"), а работа по исправлению мира происходит сама собой, подобно тому, как это было в дни Шломо, когда "луна находилась в своем совершенстве".
Однако, поскольку есть такие, кто ошибочно считают, что уже находятся на ступени "и успокоилась", и уже не нуждаются в войне – поэтому Писание подчеркивает, что "земля испугалась и успокоилась", т.е., что всегда должно быть служение "испугалась". И, когда занимаются служением "испугалась", впоследствии приходит само собой "и успокоилась". Но, что касается его собственного служения – он должен знать, что он должен заниматься служением "испугалась", и посредством этого будет само собой "и успокоилась".
Далет
И подобно тому, как в частном служении человек способен обманываться, и считать, что уже может вести себя по принципу "спит на своей кровати" и ничего не делать, и из-за такой ошибки он может упасть со своей ступени, и зло победит его – так же это и в общем, что следует очень остерегаться, дабы не обмануться и не решить, что уже наступило время избавления, когда "дух нечистоты удалю с земли", или, по крайней мере, начало этого. Ибо из-за такой ошибки можно упасть очень низко.
И сначала:
Когда Рамбам говорит о днях Мошиаха – он описывает, кем будет Мошиах: "царь из дома Давида, изучающий Тору и занимающийся заповедями… и заставит весь Израиль идти по ней и укреплять ее, и будет воевать войны Вс-вышнего".
"Заставит" – не означает выставить Тору и заповеди на "голосование", не дай Б-г, выслушать мнение всех участников, и решить "по большинству голосов": что если большинство проголосует за Тору, тогда примут ее, а если нет, не дай Б-г…. – само собой понятно, что не это есть смысл слова "заставить"!
"Заставит" – означает, что даже если он – один-единственный во всем мире, кто постигает истинность Торы, все равно, есть у него твердость и сила заставить всех сынов Израиля соблюдать Тору!
И не имеется в виду только соблюдение Торы на улице и публично, но также в частном доме у каждого и каждого – даже там он заставляет каждого и каждого из Израиля, чтобы в его частном доме соблюдали Тору и заповеди. И по-простому – что он входит в дом, и заставляет его обитателей соблюдать субботу и кушать кошер! И если, входя в дом, он видит, что там отсутствует отдельная посуда для мясного и для молочного, но только один набор посуды – то он берет ее и разбивает ее!
Это есть твердость и сила, которая будет в вопросах еврейства в дни Мошиаха!
И когда мы видим, что в вопросах еврейства не проявляется такой твердости, и наоборот – утверждают, что не имеют права заставить человека делать то, что он не хочет и не верит в это, поскольку у каждого человека есть право вести себя так, как он понимает, и заставить человека вести себя против своей воли это "не интеллигентно", и "бесчеловечно"… и более того, когда ставят Тору на "голосование" – то понятно, что мы еще не находимся во время Избавления, и даже в "начале" его.
И наоборот: сокрытие Б-жественности стало еще больше, такое сокрытие, подобного которому никогда не было – взять аспект изгнания, двойной и удвоенной тьмы, и сказать про это, что это – "начало избавления"!
И поэтому: когда находятся в состоянии такого сокрытия и утаения Б-жественности – ни в коем случае нельзя ошибиться и решить, что уже пришло время "покоя", что уже не нужно воевать войны Вс-вышнего, и можно уже спать спокойно на своей кровати, и все дела будут делаться сами собой, ибо Земля Израиля уже находится в еврейских руках;
Нужно знать, что необходимо, чтобы было "устрашилась", страшиться грешников, и воевать против них войны Вс-вышнего, и с еще большей силой, чем прежде – поскольку сокрытие Б-жественности стало еще сильнее (как говорилось выше).
"Грешники" – это не обязательно те, кто грешат на деле, но даже сама возможность существования зла это аспект "грешников". И само собой, все время, пока существует возможность зла – невозможно, чтобы в этом аспекте происходил бирур сам собой, поскольку в нем самом все еще существует возможность для зла.
Пример на это – в открытой Торе: вещь, способная воспринять нечистоту, даже если она не является нечистой, но есть у нее возможность принять нечистоту – в нескольких законах не является препятствием для нечистоты.
И поэтому следует знать, что все время, пока существует возможность для зла – должно быть служение "устрашилась", воевать войну Вс-вышнего, и со всей необходимой твердостью.