בס"ד
Тойрас Менахем т. 13
Стр. 69
Хес
Ребе Рашаб сказал как то во время гитваадут Симхат Тора: "В Симхат Тора можно говорить, ибо в Симхат Тора это не вредит".
- Вообще, Ребе Рашаб очень остерегался, чтобы не говорить "тяжелое слово", и только во время Симхат Тора, ради того, чтобы пробудить и т.д. – говорил, что "в Симхат Тора это не вредит", ибо Симхат Тора – это время благоволения и время радости Свыше – радость, еще большая чем во время Суккот.
Тес
И вот, в отношении Шмини Ацерет, мы находим в мидрашах Хазал, пример царя, который пригласил своих сыновей на трапезу на несколько дней, и когда пришло время расставаться, сказал, "сыновья мои, прошу вас, останьтесь со мной еще на один день, тяжело мне расставаться с вами". И подобно этому в нимшал, что после семи дней праздника Суккот, Вс-вышний говорит сынам Израиля, "ацерес тигье лохем", "задержитесь со мной еще на один день".
И на первый взгляд, непонятно:
1) Что означает выражение "тяжело мне פרידתכם, по идее, следовало быть сказать, פרידתנו?
2) В чем польза от того, что останутся "еще на один день" – ведь в конце концов, после этого дня (Шмини Ацерет) вынуждены все равно будут расстаться? И ведь из языка Мидраша ясно, что польза от этого не только на один день, но также для времени после этого?
Объяснение на это:
На самом деле, разделение между Вс-вышним и Израилем совершенно невозможно. Со стороны Вс-вышнего – очевидно, невозможно такое разделение, и также со стороны сынов Израиля невозможно разделение, как выразился мой тесть и учитель, Ребе, от имени Алтер Ребе: "еврей – не хочет и не может быть оторванным от Б-жественности".
И то, что иногда происходит, что еврей совершает действие, направленное на разделение – это со стороны "פרידתכם" – разделения между одним евреем и другим, но когда все сыны Израиля находятся вместе – по выражению Мителер Ребе, что единство между двумя евреями – это две Б-жественной души против одной животной, и если это так даже в отношении только двух евреев – то тем более и тем более, когда все сыны Израиля вместе – "и сделаются все вместе единым союзом" (и посредством этого) "чтобы исполнять волю Твою цельным сердцем".
И это есть объяснение слов "тяжело мне расставание ваше" (а не "наше") – поскольку разделение между сынами Израиля и Вс-вышним может происходить только из-за того, что не хватает единства между самими сынами Израиля.
И на это говорит Вс-вышний – "тяжело мне расставание ваше" – ибо поскольку "все в руках Небес кроме страха перед Небесами", то Он, кивйохол, вынужден прибегнуть к помощи своих сыновей, и просит от них, чтобы они были все вместе в Шмини Ацерет ("задержитесь со мной еще на один день"), и это подействует также на последующие дни, в поведении "И Яаков пошел по своему пути" (как далее будет объясняться).
Коф
Хасид р. Залман Златопольский, который был хасидом Адмур Могараша, очень хотел увидеть Адмур Могараша после hисталкус, и советовался в этом вопросе с Адмуром Рашабом. И действительно, после нескольких и нескольких вещей и длительной подготовки, которую ему указал делать Адмур Рашаб (и одна из них – спать, повязавшись гартлом) – Адмур Рашаб пришел к нему во сне.
Это история, которая произошла с хасидом из предшествующих поколений.
И вот, сейчас происходит история с одним молодым человеком, который ведет себя неподобающим образом в определенном вопросе. Ребе передал… и говорили с ним об этом – и без пользы, пока сам Ребе не пришел к нему во сне. И тем не менее, вместо того, чтобы это привело его к тому, чтобы воздействовать на другого – также он сам…
Пусть этот молодой человек задумается, сколько трудились хасидим в течении лет, чтобы увидеть Ребе, а он – тянет Ребе к себе, в грязь, в которой он находится ("эр шлепт дем Ребе'н цу зих, ин зайн блотэ ву эр гефинт зих")…
Если бы он удостоился – то право видеть Ребе, которое было ему дано – было бы использовано по-другому; но сейчас Ребе приходит к нему, чтобы говорить о низкой вещи, и в конце концов…
Уже говорилось выше о притче с "шапочником"… И в общем, известны слова, что человек может обмануть лишь себя самого, и это не "фокус" – обмануть дурака!...