בס"ד
Неотредактированная запись слушателей
Алеф
[Ребе омыл руки для трапезы]
Мой тесть и учитель, Ребе, рассказывал в одной из своих бесед, что его отец, Ребе Рашаб, имел обычай в течение двух дней Рош аШана вспоминать всех Ребе, начиная от Алтер Ребе и дальше, и говорить слова Торы от их имени, или рассказывать о них сипур.
А в другой беседе он сказал, что когда поют нигун, связанный с одним из наших Ребе – нигун, который они сами создали, или который они любили – тогда связываются с душой автора нигуна еще глубже, чем посредством речи.
И поэтому, пусть сейчас споют нигун каждого и каждого из наших Ребе, до моего тестя и учителя, Ребе, нигун, который этот Ребе создал, или который он любил (как говорилось выше).
***
Маамар "Шма Исраэль".
***
Гимел
Есть правило в Гемаре: "за головой идет тело".
Т.е.: это правило Торы, что когда речь идет о теле[1], то не измеряют его как оно само по себе, но в соответствии с его головой.
Также когда тело отделено от головы, и до такой степени, что "голова его – в одном месте, а тело его – в другом" – поскольку перед этим тело было соединено с головой, то связь между ними продолжается постоянно ("с этим ничего нельзя сделать"), так, что даже когда занимаются каким-то вопросом, связанным с телом, то это измеряется по голове.
И поскольку это – правило в Торе – то это правило действует всюду, где действует Тора, т.е., это буквально везде, поскольку нет такого места и такой реальности, в которой бы не было бы места для Торы, поскольку все вещи – источник их – в Торе, как сказали Разал, "Вс-вышний смотрел в Тору и сотворил мир", что весь порядок мироздания – его источник в Торе, и как мы находим, что Тора и Израиль предшествовали творению мира, - и поэтому Тора находится повсюду.
Далет
И, в отношении нашего вопроса:
Объясняется в хасидизме, что причина, почему Рош аШана называется "головой года", а не "началом года", это – поскольку это действительно так, что Рош аШана – это не только начало, а также – голова года, т.е., что Рош аШана – это аспект головы, а все остальные дни года – это тело.
И также в этом деле действует упомянутое правило – "за головой идет тело":
В общем, в Рош аШана находятся в душевном движении hиторерут ("пробуждения"), и возможно, что это пробуждение не будет привлечено как нужно в продолжение года, т.е., что поведение во все дни года ("тело") не соответствует пробуждению в Рош аШана ("голова"), подобно состоянию, когда голова находится в одном месте, а тело – в другом.
И поэтому, нужно знать, что "тело идет за головой". И тем более и тем более: Если в отношении не-желательной вещи (о которой идет речь в той Гемаре) действует правило, что "тело идет за головой" – то тем более и тем более, что в "доброй мере", которая "больше чем мера наказания" – несомненно, "тело идет за головой".
Т.е.: когда судят человека – то не судят его по его положению в течение всего года, а в соответствии с его положением и состоянием в Рош аШана, "тело идет за головой".
Даже когда речь идет о теле, т.е., о его положении и состоянии в течение всего года, а не Рош аШана – тогда судят его, как его тело заключено в голове (подобно тому, как все дни года заключены в Рош аШана), и то, что будет потом – это не важно. Ибо Вс-вышний судит каждого человека "баашер hу шам", а его истинное место – это Рош аШана.
И это помогает также в служении Вс-вышнему – чтобы раскрылось то, что "тело идет за головой", чтобы поведение в течение всего года было в соответствии с пробуждением Рош аШана.
hей
И это есть одна из причин того, что так предостерегают беречь и хранить время Рош аШана, и заниматься тем, что говорить Тегилим как днем, так и ночью,
И как уточняет мой тесть и учитель, Ребе, в маамаре, по поводу двух дней Рош аШана, что они "как один длинный день", что "также ночь подобна дню", и т.е., что по простому смыслу уточнение относится к слову "длинный", но Ребе подчеркивает слово "как день", что ночь Рош аШана подобна дню –
И причина – поскольку Рош аШана это обобщающее время, затрагивающее весь год, ибо суд в отношении всего года зависит от положения и состояния человека во время Рош Ашана (как говорилось выше), и поэтому следует очень беречь это время.
[И Ребе завершил:]
Поскольку еще осталось время до молитвы маарив – можно все еще завершить вещи, которые еще не успели завершить, для того, чтобы достичь "вы стоите сегодня все", "все вместе как один",
И, посредством "беhисасеф рошей ам йахад шивтей Исроэл", все вместе – тогда достигается "и будет в Йешуруне царь", "поставите Меня царем над вами",
И ведь "небесное царство подобно земному" – подобно тому, что на земле когда царь становится царем, то он раздает подарки, "и подарки послал странам", так это и в "небесном царстве", что когда Вс-вышний делается царем над своим народом Израиля, то он дает всем подарки – гамшаха и гашпаа каждому и каждому во всем, в чем он нуждается, в материальности и в духовности.
[Ребе указал петь нигун Алтер Ребе, и после этого – "не журите хлопцы".
После биркат а-мазон, вечерней молитвы и гавдалы – Ребе раздал каждому из собравшихся из "кос шел брохо"].
[1] Речь идет о законе "эгла аруфа" – когда находят убитого в поле, и голова его отделена от тела – то расстояние до ближайшего города измеряется от головы, а не от тела. А тело – "идет за головой". (Прим. переводчика).