Торат Менахем, 5715
Второй день праздника Шавуот (маамар 1)
Стр. 311
Однако следует понять язык «связываются» («три вещи связываются друг с другом — Израиль, Тора и Вс-вышний»), ибо идея иткашрут[1] (связи) возможна, лишь когда речь идет о двух вещах, которые отдельны друг от друга, и тем не менее, они связываются вместе. Но когда они одно целое — это нельзя назвать иткашрут, но это называется двейкут («прилепленность»).
Когда речь идет о свете и источник света (светильнике), мы говорим о двейкут, прилепленности света к источнику, ибо все существование света, также в раскрытии - от светильника, поэтому говорится об этом двейкут. И намерение в этом, чтобы научить, что то, что все существование света - от его источника, это таким образом, что существование света от источника это не итхадшут[2], а двейкут. И это касается света, все существование которого — его источник, и он не представляет собой самостоятельного существования. Поэтому говорится об этом язык двейкут.
Но иткашрут указывает на некую самостоятельную сущность, и тем не менее, она связывается и т.д. И поскольку про Израиль и Тору говорится язык иткашрут, «связываются», понятно, что это две отдельные сущности.
И идея объяснения в этом, ибо души опустились в БИА[3], как сказано «душа, которую Ты даровал мне, чиста она. Ты сотворил ее…», и со стороны того, что они опустились в БИА, они стали отдельной сущностью, что хотя душа — это «часть Вс-вышнего свыше действительно»[4], тем не менее, это Б-жественность, как она приходит (как она облачается) в йеш нивра[5], поэтому, когда она опускается вниз, то есть необходимость в нескольких и нескольких аспектах служения, для того, чтобы удалить препятствия и т.д.. И поскольку душа становится отдельной сущностью, поэтому можно сказать об этом иткашрут.
И иткашрут — это посредством Торы, ибо Тора соединяет души Израиля с Вс-вышним, как говорилось выше. И вот, для того, чтобы это был постоянный узел, должно быть два узла именно, узел и на нем еще один узел. Подобно этому в служении души, чтобы связаться с Вс-вышним, что в этом состоит весь смысл служения, ибо «награда за заповедь — заповедь», от языка «цавта и хибур», и изучение Торы должно быть обязательно в любви и страхе, и тогда это «двойной узел», и посредством этого она связывается с Вс-вышним. И причина того, что душа способна связаться со Вс-вышним, ибо в своем корне она Элокут, часть Вс-вышнего Свыше действительно (однако эта Б-жественность опустилась вниз в аспекте сотворенного йеш), и поскольку в своем корне это Элокут, поэтому посредством служения в изучении Торы и исполнении заповедей, в любви и страхе, возможно связать ее с Вс-вышним.
[1] Иткашрут означает связь. В контексте сихот и маамарим Ребе связь (иткашрут) души с Вс-вышним, и связь (иткашрут) хасида и Ребе — это также связанные вещи, и одно зависит от другого. Поэтому когда я слышу «иткашрут», первое, что приходит в голову — это «иткашрут» хасида к Ребе. Прим. переводчика
[2] Свет не содержит в себе ничего нового, чего не было бы в источнике. Можно понять отсюда, что идея иткашрут — это как раз «хидуш», нечто новое, что появляется, когда душа находится как бы в «отдельном» существовании. Прим. переводчика
[3] Брия-Йецира-Асия
[4] Тания гл. 2
[5] Сотворенное «йеш («есть», т.е., нечто отдельное)»