Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

13 тамуза 5715 (2)

Тойрас Менахем

13 тамуза 5715

Беседа 4

Коф бейс

В отношении главы Пинхас – поскольку это глава, которую мы начали читать в субботу в Минха, и это глава всей недели, и само собой, она имеет отношение ко всем дням недели, как приводится в Шало (и подробно объясняется в хасидизме) – Пинхас «увидел, что происходит, и вспомнил галаху». Он не посчитался с тем, что в тот момент и в том месте находились люди старше его, и ничего не предпринимали. Зная, что по закону надлежит сделать так-то и так-то, он не стал входить в «расчеты» – его или это дело или нет.

И приводится на это в Зогар на гл. Пинхас, что Пинхас увидел «открытую букву мем[1], летящую по воздуху, и испугался, что этот открытый мем соединится с буквами вав и тав, «Ватиках», «Ватохаль», «Ватитен», «Ватипокахно», ибо из этого происходит идея противоположности жизни со всех сторон. И поэтому Пинхас схватил букву мем, и получилось רמח («копье»), ибо имя Ицхак (в которого облачился Пинхас) имеет числовое значение 208[2], и если присоединить букву мем (40) – получится רמח («копье» = 248), и это то, что сказано в Писании «И схватил копье в свою руку». И посредством «копья» Пинхас остановил мор, и двадцать четыре тысячи, которые погибли во время мора – это были из эрев рав.

Коф гимел

Приводится в Гемара в трактате Шаббат: «открытый мем, закрытый мем[3] – слова раскрытые и слова сокрытые». И объясняют комментаторы, что «слова раскрытые» означает — открытая Тора, и «слова сокрытые» – скрытая Тора. И поэтому сказано «לםרבה המשרה» – с закрытым мем, хотя, по идее, там должен быть открытый мем, ибо этот посук говорит о будущем мире, когда Б-жественность будет раскрыта и явна, и поэтому вместо раскрытого мема написан закрытый мем, ибо Б-жественность будет тогда раскрыта.

Раскрытый мем указывает на открытую Тору. Несмотря на то, что Тора — это мудрость и воля Вс-вышнего, и слова Торы не принимают нечистоты, как сказано: «ведь слова Мои подобны огню» — также как огонь не принимает нечистоты, также слова Торы (даже раскрытая Тора) не принимают нечистоты – тем не менее, человеку, который учит Тору, если его учеба – не так как нужно, это может повредить. Самой Торе это не вредит, ибо слова Торы не принимают нечистоты, но это – в отношении самой Торы. В отношении же того, кто «не удостоился» изучать Тору во имя нее и исполнять ее – это не так, и как сказали наши мудрецы, благословенна их память.

И это есть смысл того, что сказано в Зогар, что раскрытый мем, летящий по воздуху, соединится с буквами вав и тав. Пока раскрытый мем летит по воздуху, т.е., что он еще не связан с материальностью этого мира, пока что это Тора в чистом виде – это не страшно, поскольку слова Торы не принимают нечистоты. Но когда он соединяется с вав и тав, что указывает на притяжение сверху вниз [ибо буква вав – подобна линии, притягивающейся сверху вниз. И как объясняется в каббале и хасидизме, что изображение этой буквы указывает на притяжение сверху вниз], и дальше – притягивается в букву тав, как приводится в Гемара, что тав указывает на две идеи: а) тихье («будет жить»), б) противоположность этому. – И когда Тора соединяется с буквой тав, это есть «дерево познания добра и зла», как приводится в Зогар на главу Насо, и объясняется в Тании, Игерес аКодеш, симан 26.

Другими словами:

Со стороны опускания души внутрь тела и животную душу, как выразился Рашбац, «высшая мудрость в кипящем котле мяса и костей», со стороны материальности тела, ибо животная душа и дурное начало «приходят раньше» и «дерех эрец (мира) предшествует Торе», когда приступают к изучению Торы в том состоянии, в котором находятся, не очистившись, «не удостоился», не очищая себя, чтобы учить Тору – Тора становится ему противоположностью «эликсира жизни», как сказали наши мудрецы, благословенна их память.

Коф далет

И порядок в этом – что прежде всего есть «Ватэрэ[4]«, т.е., что смотрят туда, куда не следует смотреть, и он кричит, что ничего страшного нет чтобы посмотреть, и тем более ему – это точно не повредит. Но сразу после этого становится «Ватиках[5]«… «Ватохал[6]» – что он оскверняет себя, и тогда «Ватитен[7]» – он оскверняет также другого, и вплоть до «Ватипокахно[8]«, т.е., что начинают понимать, что единственная заповедь, которая у них была – они потеряли ее тоже, и остались нагими, без заповедей.

Большая часть шестисот тринадцати заповедей связаны с Храмом, и заповеди, которые можно исполнять также сейчас – это меньшая часть всех заповедей. И поэтому, нужно хотя бы в этих заповедях быть особо осторожными, чтобы не потерять их, не дай Б-г.

И если хотят, чтобы не было так, что «наги они», без заповедей, то не достаточно, чтобы они остерегались лишь от «Ватитен» или от «Ватохаль», но нельзя позволить, чтобы было «Ватэрэ», ибо «Ватэрэ» – это первый шаг, ведущий вниз, не дай Б-г.

И хотя он скажет: я же ученый человек, я изучил много Торы, и поскольку «я добился этого своими силами», то я могу смотреть куда я хочу, и это мне не повредит» – на это говорят ему, что Адам ришон был творением рук самого Вс-вышнего, и Хава была из ребер Адама, и тем не менее, когда было «Ватэрэ» – то последовало продолжение дальше и дальше.

Единственный способ уберечься от грешника, который «следит за праведником и пытается убить его», единственный способ уберечься от дурного начала, которое все время ищет, как бы добиться «Ватипокахно… ки эйрумим гэйм» – это окружить «открытый мем», открытую Тору, аспектом Ицхака (как приводится в Зогар), ибо его ступень – это закрытый мем, скрытая Тора.



[1] Т.е. מ

[2] יו»ד – 10, צד»י – 90, חי»ת – 8, קו»ף – 100, также Пинхас פ»ה – 80, נו»ן – 50, חי»ת – 8, סמ»ך — 60

[3] ם

[4] «И увидела»

[5] «И взяла»

[6] «И покушала»

[7] «И дала также мужу своему»

[8] «И раскрылись глаза их»