Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа главы Воейро 5715

 

1.Известно, что в каждом месяце есть особый день (и идея), являющийся самым главным и отражающий содержание всего месяца, и по его названию именуется весь месяц, начиная с ройш-хойдеша[1]  (который включает в себя все дни месяца, как будет объяснено далее) – как написано в Талмуде[2] в комментарии слов Мишны «Первого числа месяца Ниссан – Новый год для регелим[3] (на первый взгляд странно «регелим первого Ниссана (?!), ведь он выпадает на 15-е Ниссана), «регель в котором новый год для регелим», то есть что рош-хойдеш месяца Ниссан именуется по названию регеля [Песах], который в нем содержится, поскольку он [регель] самое основное событие месяца.

Более подробно:

Объясняется в Хсидус[4] почему именно используется название «ройш-хойдеш» [глава месяца], а не «начало месяца» – по причине, что это подобно тому как в голову человека включены все органы тела, то есть, жизненность всех органов содержится в голове и поступает из головы.

И еще более подробно, как уточняется[5] по поводу написанного в книге «Танья» глава 51 по поводу поступления жизненности из головы в органы тела: «из мозга во все органы», что ставит все органы на одну ступень, т.к. все они существуют (за счет общей жизненности[6]), а после добавляет еще одно понятие: «и каждый орган получает от него [мозга] жизненность и силу, в соответствии со свойством органа и его функциональными особенностями и т.д. (что называется «частная жизненность[7]«) и еще, уже после поступления жизненности из головы в органы тела, она, находясь в органах тела связана с жизненностью в голове, т.к. все органы тела управляются головой.

Подобно этому в «главу месяца» [ройш-хойдеш] – включена жизненность всех дней месяца, и затем после ее поступления [из ройш-хойдеш] в дни месяца жизненность их всех продолжает быть связанной с ним.

Также как среди дней месяца есть день (и идея) являющийся самым главным и отражающий содержание месяца, также это и по отношению к их включенности в главу месяца – хотя там они присутствуют менее детализированно и в не проявленном состоянии, в любом случае и там тоже подчеркивается особое достоинство этой части месяца, главной в этом месяце, по отношению к прочим частям месяца.

2.Отсюда становится понятным по поводу субботы благословения месяца:

Суббота благословения – это общность для всех дней месяца, и даже еще больше чем ройш-хойдеш [глава месяца] – поскольку «от нее [субботы] благословляются все дни[8][недели]», то есть от нее приходит благословение для ройш-хойдеш[т.к. он находится в неделе относящейся к этой субботе], и само собой также и для всех других дней месяца, в силу их включенности в ройш-хойдеш, и проистечения от него всех находящихся в этих днях событий, на протяжении всего месяца.

Нужно отметить, что это одна из причин установления моего тестя Ребе Раяц по поводу произнесения Теhилим[9]: «Читать Теhилим каждое утро после молитвы, в соответствии разделением книги на дни месяца[10]«, «а в день святой субботы, благословения месяца встать пораньше, собраться в синагоге, прочитать всю книгу Теhилим[11]«, поскольку суббота благословения месяца является общностью, от которой получают влияние ройш-хойдеш и все дни месяца, и еще: всю книгу Теhилим важно прочитать именно до молитвы (а не после нее, как ту часть Теhилим, читаемую после утренней молитвы), поскольку это подготовка и отделение сил на благословение месяца (которое читается после, в самой молитве).

В субботе благословения месяца, являющейся в скрытом виде общностью всех дней месяца, еще больше подчеркивается наделение благословением особого, главного и отражающего содержание месяца дня (и идеи).

3.По отношению к месяцу Шват написано в Мишне[12] «Первого Швата Новый год деревьев, по мнению Школы Шамая, Школа hИлеля говорит пятнадцатого Швата».

Однако нам более близок день десятого Швата, день hилула[13] Ребе Раяц, главы нашего поколения. И само собой, тоже и в день субботы благословения месяца Шват, этот день касается нас гораздо больше других дней месяца.

(И закончил Ребе ш.л.и.т.а.) Находясь на фарбренгене [собрании] субботы благословения месяца Шват, споем сейчас нигун Ребе Раяц, а в это время пускай каждый представит себе как он был с Ребе Раяц…

[Начали петь нигун «Бейнони»]

 

 

 

 



[1] — пер.глава месяца

[2] — Рош-а-шоно 4,1

[3] — пер.один из праздников Песах, Швуойс и Сукойс

[4] — Лик.Тойро толкования Ройш-а-Шоно 58, конец стр.1 и др.

[5] — см. «Уроки по книге Танья» стр.699, прим.3

[6] — которая дает возможность органам тела существовать

[7] — которая дает возможность органам тела выполнять свои функции

[8] — Зоhар ч.2, 63,2; 88,1.

[9] — см. более подробно в «сборнике писем» в конце книги Теhилим «Ойhель Йойсеф Ицхок»

[10] — приведено в книге «hаИойм йойм» за 22 кислев

[11] — приведено в книге «hаИойм йойм» за 26 кислев

[12] — Ройш-а-шоно в начале

[13] — йорцайт — день ухода из этого мира