בס"ד
Тойрас Менахем т. 14 стр. 276 и далее
Алеф
Говорилось выше о том, что то, что "слова Торы не принимают нечистоты" – это только в отношении собственно Торы, что Торе это не вредит. Однако в отношении человека, который учит Тору – об этом сказали Разал "удостоился – становится ему эликсиром жизни, не удостоился, становится ему…" (противоположность этому).
И поэтому должна быть особая осторожность, чтобы изучение Торы было как нужно – еще в большей степени, чем осторожность, требуемая во время молитвы, ибо, хотя молитва – это служение "снизу вверх", а идея изучения Торы – это "сверху вниз", и поэтому, отношение Торы к "нижним" вещам меньше, чем отношение молитвы к этим вещам, но все это – в отношении самих Торы и молитвы. Но в отношении человека – ему следует быть более осторожным в отношении Торы, чем в отношении молитвы.
Бейс
И это будет понятно из различия между месяцем элул и месяцем тишрей:
В Ликутей Тора есть пример на различие между элул и тишрей: элул – подобен царю, когда он находится в поле, перед тем, как он вошел в город, и в тишрей – как царь, который находится в своем дворце.
Когда царь находится во дворце, то не все могут войти к нему, и требуется большая подготовка. Когда царь выходит к народу, в поле, то, хотя он не находится там во всем своем величии и великолепии, как это во его царском дворце – но в самом этом есть достоинство, что каждый может сам разговаривать с царем, и царь "принимает всех с улыбкой", и принимает от каждого его просьбу.
В элул Вс-вышний приходит к каждому и каждому из Израиля, и каждый и каждый из Израиля может передать Ему свою просьбу, как объясняется в Ликутей Тора подробно.
Но со стороны этого понятно, что когда царь находится в поле, требуется еще большая осторожность, ибо, поскольку человек находится, там где он находится (в т.ч. духовно), и тем не менее, царь подходит к нему и принимает его просьбу, и более того, улыбается ему – он может ошибиться и подумать, что он может оставаться таким, как он есть, и доказательство на это – что к нему, как он есть сейчас – приходит царь.
Когда царь находится в своем дворце – там нет места для ошибки, ибо туда его не пускают, иначе как он прошел все необходимые подготовки, и даже когда его пускают внутрь – это также в соответствии с его уровнем, как говорит Гемара: "достойный войти во двор – во двор, достойный войти в сад – в сад, достойный войти в дом – в дом". Но – когда царь находится в поле – то легко ошибиться, и поэтому нужна особая осторожность.
И также это в месяц элул – то, что царь приходит к каждому и каждому, несмотря на его духовное положение, и улыбается ему – это большое преимущество, что каждый и каждый может "взять" Б-жественность. Но со стороны самого этого преимущества – требуется особая осторожность, чтобы не прийти к ошибке, что он может оставаться таким, как он есть, и доказательство на это – что даже хотя он находится в "будничных делах", 39 работ (ибо элул – это не праздник), тем не менее, дают ему раскрытие 13 мер милосердия, и как говорится в Гемаре, "учит нас, что Вс-вышний облачился как посланник общества", "ויעבר הוי' על פניו ויקרא הוי' הוי'", что это от имени הוי' которое выше, чем все мироздание.