Песах Шейни 5710 - частичный отредактированный перевод

Из бесед Любавичского Ребе Песах Шейни

1

Известны слова моего тестя и учи­теля[1], объяснявшего, что Пейсах Шейни[2] означает "нито кейн фарфалн" ("никогда не говори 'пропало'"). Всегда есть возмож­ность исправить, даже у того, кто был нечист, или находился в "да­леком пути", и даже несмотря на то, что это было "лохэм" - умышленно, несмотря на все это - ис­правление возможно.

Эти слова - урок и указание в от­ношении hискашрус[3] к Ребе[4]:

Есть те, кто никогда не были у Ребе. Есть также те, кто видел Ребе неоднократно, но это не подейст­вовало на них, будто они вовсе не были у Ребе. Им лишь кажется, что они видели Ребе.

Это подталкивает их к мысли, что сейчас уже поздно и все потеряно.

Идея Пейсах Шейни - что даже те, кто не принес пасхальную жертву во время первого Пейсаха, и даже если это было по их вине ("лохем"), могут исправить прошлое посредством принесения пасхаль­ной жертвы в Пейсах шейни.

Аналогично - даже те, у кого до сих пор не было сознания и чувст­ва[5] и т.д., могут, начиная с сего­дняшнего дня и далее, почувство­вать, и тем самым исправить про­шлое.

И поскольку Ребе не одинок и хасидим не одиноки, посредством силы Ребе, которая заключена в хасидим, также сейчас они могут проникнуться чувством связи с Ребе, даже если до сих пор это ка­залось невозможным.

2

Один из способов для этого - представить себе образ Ребе:

Каждый, кто был у Ребе на йехидус[6] - пусть представит себе лицо Ребе, когда он входил к нему на йехидус. А те, кто не видели Ребе, пусть представят себе его лицо посредством фотографии.

Видеть фотографию Ребе - подоб­но видению его лица, и в этом есть преимущество перед изучением его Торы, подобно превосходству видения над слышанием.

И когда они сосредоточат свою мысль, вглядываясь в черты лица Ребе, это пробудит в них сознанию и ощущению ("дерhерн") связи с Ребе, даже если до сих они не об­ладали ни тем, ни другим.

3

На первый взгляд, странно: воз­можно ли, что в прошлом, когда он был на йехидус и видел Ребе, у него не было сознания и чувства связи с Ребе, и почему оно возник­нет сейчас?!

И ответ на это: мы находим анало­гию этому в словах Хазал: "До сорока лет человек не постигает глубину мысли своего учителя[7]". Из этого ясно, что после сорока лет "постигает глубину мысли учителя":

Не имеется в виду, что сейчас, со­рок лет спустя, он должен снова увидеть своего учителя и услы­шать от него слова Торы, и тогда он "постигнет глубину мысли... ", но, что после сорока лет "постига­ет глубину мысли. .." в отношении тех вещей, которые он учил у него сорок лет назад. Хотя в свое время, когда он видел своего учителя и учился у него, он не постигал глу­бину его мысли, тем не менее, че­рез сорок лет он удостаивается постигнуть глубину его мысли.

И подобно этому: даже если в свое время у него не было сознания и чувства связи с Ребе, тем не менее, сейчас - посредством того, что он представит себе лицо Ребе - у него может возникнуть сознание и чув­ство связи с Ребе.

И так или иначе, есть у него такое сознание и чувство или нет, это не наше дело, мы же должны испол­нить то, что возложено на нас.

Ясно, что намерение Ребе будет исполнено в любом случае, но, для того, чтобы это было с милостью и милосердием, мы должны стре­миться сделать то, что Ребе требу­ет от нас, сосредотачивая свою мысль на этом снова и снова, к тому же "союз заключен, что аги­тация - также в отношении себя самого - не проходит бесследно", и в конце концов сосредоточение мысли принесет свои плоды таким образом, и он будет осознает и почувствует ("дерhерн").


[1] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, Шес­той Любавичский Ребе.

[2] Четырнадцатое число второго месяца (считая от нисана) называется "Второй Песах" ("Пейсах Шейни"). В этот день могли принести Пасхальную жертву те, кто не смогли сделать это во время са­мого Песаха. Вот что говорится об этом в Торе: (Бемидбар 9,6-11) "Но были люди, которые были нечисты от (при­косновения к) умершего и не могли совершить песах в тот день; и пришли они пред Моше и пред Аароном в тот день; И сказали те люди ему: Мы нечис­ты от умершего; почему же лишимся (права) принести жертву Господу в ее пору назначенную среди сынов Исраэля? И сказал им Моше: Подождите, я услышу, что повелит Господь о вас. И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэля так: Если кто-либо будет нечист от умершего или (будет) в даль­нем пути из вас или в поколениях ва­ших, и должен он совершить песах Гос­поду, То во втором месяце, в четырна­дцатый день в межвечерье совершат это, с опресноками и горькими травами должны есть его".

[3] Духовная связь с праведником. Кон­цепция "связи с праведником" является одной из основополагающих концепций хасидизма. В книге Тания (гл. 2) гово­рится: "в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых пред­ставляют собой голову и мозг по отно­шению к массе народа и людям, несве­дущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама... нефеш, руах и нешама несве­дущих в Торе людей получают питание и жизненную силу от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав наро­да своего поколения". Базой для данной концепции можно считать следующую сентенцию Талмуда (Ктубот, 111b): "в словах "И быть приверженным Ему" приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине." По­средством hискашрус (связи) с правед­ником, который является "корнем" его души, человек способен по-настоящему реализовать свой духовный потенциал, (прим. переводчика)

[4] Ребе говорит здесь о своем тесте - рабби Йосеф Ицхаке, умершем за не­сколько месяцев этого. Основываясь на каббалистической концепции, гласящей, что "праведник после своей смерти при­сутствует во всех мирах и в этом мире еще более, чем во время своей физиче­ской жизни" (см. Тания ч. 4 гл. 27), Ребе говорит здесь о том, что духовная связь с праведником не только не ослабевает после его [физической] смерти, но ста­новится еще сильнее, (прим. переводчи­ка)

[5] Связи с праведником (прим. перево­дчика).

[6] Аудиенция (у Ребе)

[7] Авода Зара 5, 2

Запись опубликована в рубрике: .