Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Песах Шейни 5710 - частичный отредактированный перевод

Из бесед Любавичского Ребе Песах Шейни

1

Известны слова моего тестя и учи­теля[1], объяснявшего, что Пейсах Шейни[2] означает «нито кейн фарфалн» («никогда не говори ‘пропало'»). Всегда есть возмож­ность исправить, даже у того, кто был нечист, или находился в «да­леком пути», и даже несмотря на то, что это было «лохэм» — умышленно, несмотря на все это — ис­правление возможно.

Эти слова — урок и указание в от­ношении hискашрус[3] к Ребе[4]:

Есть те, кто никогда не были у Ребе. Есть также те, кто видел Ребе неоднократно, но это не подейст­вовало на них, будто они вовсе не были у Ребе. Им лишь кажется, что они видели Ребе.

Это подталкивает их к мысли, что сейчас уже поздно и все потеряно.

Идея Пейсах Шейни — что даже те, кто не принес пасхальную жертву во время первого Пейсаха, и даже если это было по их вине («лохем»), могут исправить прошлое посредством принесения пасхаль­ной жертвы в Пейсах шейни.

Аналогично — даже те, у кого до сих пор не было сознания и чувст­ва[5] и т.д., могут, начиная с сего­дняшнего дня и далее, почувство­вать, и тем самым исправить про­шлое.

И поскольку Ребе не одинок и хасидим не одиноки, посредством силы Ребе, которая заключена в хасидим, также сейчас они могут проникнуться чувством связи с Ребе, даже если до сих пор это ка­залось невозможным.

2

Один из способов для этого — представить себе образ Ребе:

Каждый, кто был у Ребе на йехидус[6]пусть представит себе лицо Ребе, когда он входил к нему на йехидус. А те, кто не видели Ребе, пусть представят себе его лицо посредством фотографии.

Видеть фотографию Ребе — подоб­но видению его лица, и в этом есть преимущество перед изучением его Торы, подобно превосходству видения над слышанием.

И когда они сосредоточат свою мысль, вглядываясь в черты лица Ребе, это пробудит в них сознанию и ощущению («дерhерн») связи с Ребе, даже если до сих они не об­ладали ни тем, ни другим.

3

На первый взгляд, странно: воз­можно ли, что в прошлом, когда он был на йехидус и видел Ребе, у него не было сознания и чувства связи с Ребе, и почему оно возник­нет сейчас?!

И ответ на это: мы находим анало­гию этому в словах Хазал: «До сорока лет человек не постигает глубину мысли своего учителя[7]«. Из этого ясно, что после сорока лет «постигает глубину мысли учителя»:

Не имеется в виду, что сейчас, со­рок лет спустя, он должен снова увидеть своего учителя и услы­шать от него слова Торы, и тогда он «постигнет глубину мысли… «, но, что после сорока лет «постига­ет глубину мысли. ..» в отношении тех вещей, которые он учил у него сорок лет назад. Хотя в свое время, когда он видел своего учителя и учился у него, он не постигал глу­бину его мысли, тем не менее, че­рез сорок лет он удостаивается постигнуть глубину его мысли.

И подобно этому: даже если в свое время у него не было сознания и чувства связи с Ребе, тем не менее, сейчас — посредством того, что он представит себе лицо Ребе — у него может возникнуть сознание и чув­ство связи с Ребе.

И так или иначе, есть у него такое сознание и чувство или нет, это не наше дело, мы же должны испол­нить то, что возложено на нас.

Ясно, что намерение Ребе будет исполнено в любом случае, но, для того, чтобы это было с милостью и милосердием, мы должны стре­миться сделать то, что Ребе требу­ет от нас, сосредотачивая свою мысль на этом снова и снова, к тому же «союз заключен, что аги­тация — также в отношении себя самого — не проходит бесследно», и в конце концов сосредоточение мысли принесет свои плоды таким образом, и он будет осознает и почувствует («дерhерн»).


[1] Рабби Йосеф Ицхак Шнеерсон, Шес­той Любавичский Ребе.

[2] Четырнадцатое число второго месяца (считая от нисана) называется «Второй Песах» («Пейсах Шейни»). В этот день могли принести Пасхальную жертву те, кто не смогли сделать это во время са­мого Песаха. Вот что говорится об этом в Торе: (Бемидбар 9,6-11) «Но были люди, которые были нечисты от (при­косновения к) умершего и не могли совершить песах в тот день; и пришли они пред Моше и пред Аароном в тот день; И сказали те люди ему: Мы нечис­ты от умершего; почему же лишимся (права) принести жертву Господу в ее пору назначенную среди сынов Исраэля? И сказал им Моше: Подождите, я услышу, что повелит Господь о вас. И говорил Господь Моше так: Говори сынам Исраэля так: Если кто-либо будет нечист от умершего или (будет) в даль­нем пути из вас или в поколениях ва­ших, и должен он совершить песах Гос­поду, То во втором месяце, в четырна­дцатый день в межвечерье совершат это, с опресноками и горькими травами должны есть его».

[3] Духовная связь с праведником. Кон­цепция «связи с праведником» является одной из основополагающих концепций хасидизма. В книге Тания (гл. 2) гово­рится: «в каждом поколении есть главы еврейского народа, души которых пред­ставляют собой голову и мозг по отно­шению к массе народа и людям, несве­дущим в Торе; и таким же образом души относятся к душам, ведь каждая душа заключает в себе ступени нефеш, руах и нешама… нефеш, руах и нешама несве­дущих в Торе людей получают питание и жизненную силу от нефеш, руах и нешама праведных и мудрых глав наро­да своего поколения». Базой для данной концепции можно считать следующую сентенцию Талмуда (Ктубот, 111b): «в словах «И быть приверженным Ему» приверженность ученым Торы связана с приверженностью самой Шхине.» По­средством hискашрус (связи) с правед­ником, который является «корнем» его души, человек способен по-настоящему реализовать свой духовный потенциал, (прим. переводчика)

[4] Ребе говорит здесь о своем тесте — рабби Йосеф Ицхаке, умершем за не­сколько месяцев этого. Основываясь на каббалистической концепции, гласящей, что «праведник после своей смерти при­сутствует во всех мирах и в этом мире еще более, чем во время своей физиче­ской жизни» (см. Тания ч. 4 гл. 27), Ребе говорит здесь о том, что духовная связь с праведником не только не ослабевает после его [физической] смерти, но ста­новится еще сильнее, (прим. переводчи­ка)

[5] Связи с праведником (прим. перево­дчика).

[6] Аудиенция (у Ребе)

[7] Авода Зара 5, 2