20 Менахем Ав 5710

בס"ד

Йуд гимел

Вышесказанное относится также к изучению Торы хасидизма моего тестя и учителя, Ребе:

И сначала – в предыдущих поколениях, как, например, во времена Рамбама, была очень большая осторожность в том, чтобы не раскрывать учение каббалы (как объясняется в беседах моего тестя и учителя, Ребе), и даже во времена АриЗаля (который сказал, что "разрешено и мицва раскрывать это учение"), требовали несколько предварительных условий, для того, чтобы изучать каббалу (как например, произнесение "йеги роцон", и даже Баал Шем Тов постановил, чтобы не учить книги каббалы тем, кто не способен абстрагироваться от материальной оболочки понятий каббалы (как это приводит Цемах Цедек), и известна также история про "кфейдо" (обвинение Небесного Суда) на Магида, и как его спас Алтер Ребе.

И также после того, как Алтер Ребе и наши учителя и Ребе в поколениях после него "разливали" учение хасидизма все шире, тем не менее, в "нормальные" годы требовалась специальная подготовка, чтобы изучать хасидизм или чтобы зайти на йехидус. Как это рассказывал мой тесть и учитель, Ребе, по поводу хасидим, которые готовились зайти на йехидус в течение нескольких лет.

И в соответствии с этим, когда он задумается о своем положении как оно есть на самом деле, то он может подумать, что он не имеет никакого отношения к тому, чтобы изучать хасидизм, и тем более – подействовать на другого еврея.

И ответ на это – что сейчас нет больше времени откладывать изучение хасидизма до окончания подготовки. Нужно учить хасидус Ребе, снова и снова учить, "дальше учить и опять учить", "держаться за Ребе'с клямке", и "маор шеба" – сущность Ребе, которую он вложил в свое учение – "возвращает его к добру", "Ребе уже вытащит его из любой грязи".

И более того – даже если он находится в положении и состоянии, что у него все еще есть сомнения в отношении Ребе (действительно ли он баал-а-баит над всем, и он все может, и само собой, он не может спрятаться от него), тем не менее, он должен учить хасидус Ребе – "Тойро циво лону Мойше", несмотря на то, что "Тора" – имеет гиматрию "611", т.е., что все еще не хватает "онойхи" и "лой йиhье лехо" (как говорилось выше, п. 11), и подобие этого в отношение Ребе, как понятно из слов Разал (с точки зрения открытой Торы), "тот кто спорит со своим учителем, подобен тому, кто спорит с Шхиной" – ибо, посредством изучения его Торы, "он будет держаться за Ребе'с клямке и будет вместе с ним в одной повозке".

Йуд далет

И следует добавить, что необходимость в изучении его Торы, "Тойро циво лону Мойше", подчеркивается еще более после hисталкус:

Известны слова, которые сказал Адмур Рашаб перед hисталкус: "Я иду на небеса, а писания я оставляю вам". И объяснение этого – ведь на первый взгляд, что он хотел этим сказать? – Ведь само собой понятно, что когда он поднимется на Небеса, то писания останутся там, где они находились изначально – что даже после того, как он поднимается на Небеса, его сущность остается в писаниях, которые он оставил нам, и посредством изучения его писаний, "берут его", не только, как он находился внизу, но также, как он находится, когда он поднялся наверх [как объясняется в маамарим р. Гилеля (находящиеся сейчас в печати), что во время hисталкус он сбрасывает оболочки миров БИА, а во время hиштатхус – разоблачается также от оболочке Ацилус], "берут его", когда он поднимается наверх – посредством изучения его писаний.

И это указывается в "Тора цива лану Моше", "циво" – от языка цавто и хибур, что посредством его Торы он (Мойше) связывается с нами, и само собой, мы связаны с ним во всех его подъемах (как бы высоко он ни поднимался), поскольку он вложил свою сущность в свое учение.

Тес вов

И учение хасидизма Ребе, источник света в Торе, поддерживает его в юности и в старости, и также в испытаниях и в болезни:

Болезнь, что это есть аспект недостатка в 248 заповедях "делай" и 365 заповедях "не делай", которые соответствуют 248 органам и 365 жилам – включая также недостаток в исполнении приказания и приказа Ребе (и также его просьба, как он сказал однажды: "моя просьба – это приказ"), что есть обязанность исполнять ее как все заповеди рабонон, обязанность которых учится из "лот асур мин а-дерех ашер йагиду леха", или из "шъаль авиха вейагедха" (ибо есть здесь два мнения), и более того, по мнению Рамбама, тот, кто нарушает заповедь Сангедрина (ибо они есть столпы учения, и от них исходит закон и суд всему Израилю), который установил установление, и оно распространилось по всему Израилю, нарушает заповедь "делай" и заповедь "не делай" из Торы, и подобно этому для хасидим, в отношении исполнения приказания и заповеди Ребе, "ло тасур", поскольку Ребе – это столп учения и от него исходит суд и закон в отношении всех его учеников, его хасидов, и когда нарушают приказание и заповедь Ребе, то это подобно тому, что нарушают заповедь "делай" и заповедь "не делай", и это есть аспект болезни.

И совет, как исправить это – изучать учение хасидизма Ребе, которое помогает ему также в болезни, исполнять приказание и заповедь и желание Ребе, и идти по его путям.

Возможно, что из-за исполнения желания Ребе, не трогать бороду и т.п., разгневаются на него отец или мать. Однако, поскольку он знает, что "пропажа отца и пропажа учителя – пропажа учителя раньше", поскольку "отец привел его к жизни этого мира, а учитель… приводит его к жизни будущего мира", то должно быть важно для него (чтобы не потерять) его связь с Ребе больше, чем (не потерять) его связь с отцом… И кроме того: в действительности, когда он будет себя вести в соответствии с желанием Ребе, то он не потеряет также и в своей связи с отцом [ибо исполнение воли Ребе – это заповедь делай или заповедь не делай из Торы, и та же самая Тора приказывает уважать отца и мать], и в конечном счете он увидит, что это было всего лишь испытание, ибо, гнев был лишь на короткий момент, и впоследствии он сделает своего отца также хасидом Ребе!

И посредством изучения Торы Ребе и исполнения его приказаний и заповедей, удостаиваются блага в духовности и в материальности во всем – как завершает Мишна: "и так он говорит про Авраама, отца нашего: 'И Вс-вышний благословил Авраама во всем', включая также, по объяснению Хазал, что дал ему попробовать подобие будущего мира, и вплоть до истинного и полного избавления, "когда Ребе поведет нас навстречу Мошиаху".

*

Тес заин

В продолжение того, о чем говорилось выше, что в Барайте говорится о поведении особенно достойных, работа которых исполняется руками других – следует добавить и объяснить, уточнение в словах Алтер Ребе в законах изучения Торы, "если работа его делается руками других… он обязан заниматься Торой днем и ночью буквально", он делает акцент на слово "буквально":

И сначала – то, что пишет мой тесть и учитель, Ребе, в одном из своих писем (и когда прийдет время, его дадут скопировать), в объяснении слов Алтер Ребе в Тании, что душа – это "часть Вс-вышнего Свыше буквально", что "мимааль" и "мамаш" – противоположны, ибо "мимааль" – это рухниют шеберухниют, а мамаш – это гашмиют шебегашмиют. И это есть достоинство "второй души", что хотя она – сама духовность, тем не менее, она действует в самой материальности" – соединение двух противоположных крайностей.

И следует сказать, что добавление слова "мамаш" в отношении обязанности изучать Тору днем и ночью, если работа его делается руками других, Алтер Ребе указывает на соединение этих двух противоположностей – что в самой материальности и из самой материальности, "мамош", делают саму духовность, учение рабби Неhораи, и Рашби, которое непрерывно, днем и ночью.

Йуд заин

В соответствии с этим можно объяснить также уточнение языка Мишны (в конце Кидушин), "мы находим, что Авраам сделал всю Тору, прежде чем она была дана, а не так, как говорит Гемара в Йома "исполнил":

Различие между "исполнил" и "сделал"" – по простому смыслу – что исполнение – это относительно вещи, которая уже существует (не новый свет), а "сделать" – означает сделать новую вещь. И подобие этого в Торе – подобно тому, что говорится "и дай нам нашу долю в Твоей Торе", "нашу долю" – именно, ибо у каждого и каждого есть его доля в Торе, которую он должен "сделать", привлечь вниз и раскрыть. И достоинство Авраама, "сделал Авраам всю Тору…", что он привлек ее полностью, до того, как она была дарована.

И в соответствии с тем, что объяснялось выше по поводу достоинства изучения Торы в Барайте относительно Мишны – требуется понять: почему "сделал" Авраам всю Тору (не только "исполнил" но также "сделал") говорится именно в Мишне, в которой идет речь об изучении Торы большинством людей?

Йуд хес

И также это подчеркивается в отношении Ребе и хасидим:

Ребе дает силу всем хасидим и мекушорим, чтобы всюду, где бы они ни находились, они смогли бы исполнить миссию и шлихус, сделать из материальности - духовность, и также воздействовать на другого, и сделать из него нового человека.

Ребе сказал, что можно сказать "самый малый среди вас оживляет мертвых" – про хасидим Алтер Ребе. И поскольку не следует делать различений между Рабеим, то, также хасидим Ребе, и даже "самый малый среди вас", получили от Ребе силу оживить мертвых и породить нового человека.

Несмотря на его предшествующее положение и состояние, посредством взгляда Ребе, то, что Ребе посмотрел на него, это дало ему силу породить нового человека.

И можно привести пример на это - из того, что говорится в Эц Хаим, что "из яйца бат-йаана вылупляется цыпленок, если смотреть на него некоторое время".

В Контрос Авода говорится о том, насколько следует быть осторожным, чтобы не смотреть на те вещи, на которые не следует смотреть, и имеется в виду также тот, кто не имеет отношения к этому делу, поскольку сам по себе взгляд действует. И как объясняется в Тора Ор, что грех Адама был следствием того, что он посмотрел на место клипот. И из этого ясно, что сам по себе взгляд, даже без намерения воздействовать, действует.

И если это так в отношении не-желательного взгляда, и без намерения подействовать – то во взгляде со стороны Святости, и с намерением воздействовать, подобно взгляду Ребе, который смотрит на него (даже если он не знает об этом), для того, чтобы воздействовать на него – тем более и тем более, что этот взгляд оказывает свое действие, и дает ему силу породить новое порождение, и оживить мертвых (каль вехомер относительно действия порождения от взгляда на яйцо бат-йаана).

Силой взгляда, когда Ребе Рашаб посмотрел на одного еврея в Симхат Тора в Любавич, тот еврей смог остаться на ногах {в отношении своего еврейства} (относительно) много лет спустя, приехав в Америку.

Известна также история, что, когда Алтер Ребе находился под арестом, он посмотрел на Николая, который был тогда ребенком, и этот взгляд ослабил в нем клипот также в отношении его поведения много десятков лет спустя, когда он стал царем. И тем более и тем более, воздействие на еврея, в котором есть Б-жественная душа, которая всегда хранит верность Ему, несомненно, что взгляд Ребе действует на него даже спустя время, чтобы не только он остался на своем месте, чтобы не бояться других, но наоборот, что он еще подействует на них (родители и т.д.), чтобы они стали хасидим Ребе.

Йуд тес

Сила, которую Ребе дал каждому и каждому из хасидим, не зависит от собственного положения и состояния хасида, и поэтому, в любом положении и состоянии, он способен связаться с Ребе, и исполнить его волю, волю Ацмус, сделать из материальности духовность.

Есть такие, которые, когда они находились в таких местах, что они не могли окунуться в микву, из-за этого устранялись от того, чтобы исполнить свою миссию и шлихус в исполнении воли Ребе. Но, в действительности, даже в таком положении и состоянии, есть сила Ребе, и как сказано, "находящийся среди них среди их нечистоты", и следует лишь привязаться к Ребе, представить себе его лицо, и учить его Тору, как говорилось, что "Тора – помогает ему", также в болезни (не только испытания или старость), и посредством этого он сможет исполнить миссию и шлихут исполнения его воли.

Жизнь – это аспект святости, как объясняет Ребе в hемшех Рош аШана, и добавляет в сихе 13 тамуза, идею долгой жизни, вечной жизни, до бесконечности; но – нужен "кли", т.е., самому быть "сосудом", и чтобы у него был "сосуд" – посредством изучения его Торы, с hискашрус – представляя себе лицо Ребе, и этого достаточно, чтобы Ребе поднял его к себе, т.е., когда он находится внутри тела, до ста двадцати лет, он поднимется к Ребе, как он находится в небесах небес, ибо небеса небес есть также здесь.

***

Коф

Вышесказанное – о достоинстве изучения Торы, ибо она "поддерживает его", учение рабби Негораи, маор шебаТора, связано с подготовкой лишмо в начале учения (и также каждый час, ибо каждый час управляет другой цируф), что это есть идея мсирас нафшо[1] Вс-вышнему, как объясняется в Тании.

И следует добавить и объяснить примеры, которые он приводит в Тании там в отношении подготовки лишмо в начале учебы, "подобно гет и сефер Тора, которые требуют лишмо, и без этого – не действительны", что следует сказать, что два эти примера – гет и свиток Торы – это общая идея всей Торы: "гет" – "сур мейро", и "свиток Торы" – "асей тойв".

Более подробно:

Известно, что мужчина и женщина, машпиа и мекабель – указывают на душу и тело, и, посредством соединения и внутреннего влияния души на тело добавляется также в самой душе и ее аспектах. Однако, когда есть ситуация "моцо бо эрвас довор", подобно запрещенным вещам, или сила страсти в материальных вещах, даже разрешенных ("подпалила его пищу"), или отсутствие отношения тела к очищению и духовности ("другая, лучше ее"), то тогда требуется "гет", что означает в служении Вс-вышнему, "оторваться от материальности" ("אפרייסן פון גשמיות").

Это служение должно быть "лишмой велишмо велешейм гейрушин": лишмой велишмо – ради души и ради тела, т.е., что требуется очень честный и точный самоотчет, как со стороны души, что она не способна заниматься с таким телом, а только "развестись" с ним (посредством постов и самоистязания), и также со стороны тела, чтобы этот "развод" принес пользу телу (а на падение, из-за того, что отчаялись очистить и поднять его), и ради гейрушин – а не само собой, как известное выражение "хасидим не любят "само собой".

Кроме этого, должна быть подготовка лишмо в общности служения "твори добро" ("свиток Торы") – не ради того, чтобы хвалиться, и также не подходить с собственными соображениями, но – с преданностью и самоотдачей Вс-вышнему.

Коф алеф

Подобно этому у нас хасидим – что начало и основа всех вещей – это подготовка лишмо в двух этих вещах: "отказаться от материальности и отдать себя на исполнение воли Ребе, что это есть воля Сущности, благословен Он".

Хасидим должны постоянно помнить, в каждом вопросе, и в каждом деле, о своей духовной жизни, и об их связи с духовностью - что это есть Ребе.

Хосид должен говорить капитл тегилим Ребе, представлять себе лицо Ребе, и изучать его Тору – маамар хасидут, сиха или сипур.

И основа основ во всех вещах – в изучении его Торы – как в сипурим и в сихот, и также в маамарим хасидут, это гискашрус к Ребе, как говорилось выше (п. 14) в объяснении "Тора цива лану Моше", и это есть также содержание подготовки "лишмо".



[1] Букв. "он отдает свою душу". Хасидут объясняет, что в наших поколениях мсират нефеш – это "мсират роцон" – подчинить свои желания Б-жественной воле. Прим. переводчика

Запись опубликована в рубрике: .