בס"ד
Тойрас Менахем т. 1 стр. 23
1
Сказано в Геморо: "учили рабонон[1]: перед своей смертью Ребе[2] сказал: "левонай ани цорих… нейр йеhей долук бимкоймой, шулхон йегей орух бимкоймой, мито тэгей муцаас бимкоймо[3]".
Объяснение на это:
Смерть ("птиро[4]") означает перемещение из одного места в другое, от одной идеи к другой. От одной работы к другой, подобно идее "hафторо", когда перемещаются от Торы к пророкам. Праведники идут – как в этом мире, так и в будущем мире – мехаиль эл хоиль[5], поднимаясь все выше и выше, это называется у них "птиро", т.е., подъем на более высокий уровень служения.
Перед смертью Ребе сказал "левонай ани цорих". Не только дети нуждаются в нем, но более того – он нуждается в своих детях.
Можно подумать, что, поскольку он поднялся на более высокий уровень служения, то он не имеет никакого отношения к нам, Ребе предупреждает этот вопрос перед своей смертью, и говорит, хотя я сейчас поднимаюсь на неизмеримо более высокий порядок служения, тем не менее, где бы я ни был, я думаю о вас и более того, также мне, как бы высоко я ни поднимался, важно ваше служение, "в сыновьях своих я нуждаюсь".
2
"Свеча пусть горит на своем месте, стол пусть будет накрыт на своем месте, кровать пусть будет застелена на своем месте". Смысл этого, что все вещи, в которых до сих пор обращались к Ребе, все это остается на своем месте.
В общем, к Ребе приходили по двум типам вопросов: тикун[6] и парносо[7] в духовности. Тикун и парносо в материальности – гашмиюс но не хумриюс. И каждый из этих типов подразделяется на три аспекта.
Йехидус по поводу материальных проблем подразделяется на три вещи: дети, здоровье и пропитание, и это есть свеча, стол и кровать. Здоровье – это "свеча", как сказано: "нейр Гавайе нишмас одом[8]". Пропитание –это "стол". Дети – это "кровать". Все эти вещи остаются на своих местах, и он может отвечать и отвечает так же как и раньше, и дает благословение и силы так же как и раньше.
И так же как в материальности, так же и в духовности. Ибо в духовности также есть аспект "свеча" – это идея заповедей в общем, как сказано: "ки нейр мицво[9]". "Стол" – это Тора в частности, поскольку Тора, кроме того, что она – одеяние {души}, подобно всем заповедям, она также – пища. Все это, в общем, когда порядок не нарушен. И тот, кто согрешил и повредил и перешел путь – не должен думать, что он полностью оторван – и какую связь он может иметь с Ребе после его смерти, говорит он – нет, он отвечает также на вопросы исправления пгомим[10] и падения человека, что в общем, это включается в "мито" ("кровать"). Когда в человека входит дух безумия, он становится "лежачим", голова на уровне ноги. И еще – есть несколько тикуним в аспектах шмирас брис[11], и также шмирас лошон[12], которые связаны друг с другом. И это есть "мито", "шетhей митосой шлеймо[13]". И в особенности ХаН[14], что это есть общее отделение между ним и между Вс-вышним[15] - и также в этом он отвечает сейчас так же как и раньше.
3
Можно спросить: ведь известно, чтобы отвечать на йехидус[16], нужно иметь какое-то отношение к этому, по крайней мере в дакус шэбедакус[17], и как известна история про Адмур Гоэмцои[18] про это, и еще можно понять что, раньше, когда он был в материальной оболочке в этом мире, поскольку он был облачен в тело, он мог иметь отношение хотя бы в дакус шебедакус, и как рассказывается про Мителер Ребе[19]. Но сейчас, поскольку он не имеет к этому никакого отношения, то как он может отвечать на такие вопросы?
Ответ на это, сначала нужно объяснить, что есть такие, которые спрашивают, как вообще можно просить у Ребе, это ведь идея "посредника"?
Другие спрашивают то же самое по поводу вопросов страха перед Небесами. Один посланник - из нынешних посланников - когда его просили передать пидьен[20] по поводу материальных проблем, то он брал, но пидьен по поводу духовных проблем он не брал, утверждая, что это даже сам Вс-вышний тоже не может, как сказано: «все в руках неба, кроме страха перед небом».
4
Но, на самом деле, это не так. Также, как Исроэл Ойрайсо векудшо брих hу койло хад[21] не только, что Исроэл связываются с Торой, а Тора со Вс-вышним, но — одно целое буквально, то же самое связь хасидим[22] с Ребе, не так как две вещи, которые объединяются вместе, но это становится койло хад мамош. И Ребе — это не мемуцо рамафсик[23], но мемуцо мехабер[24]. Само собой у хосида, он с Ребе со Вс-вышним одно целое.
– Я не видел, чтобы об этом говорилось открыто в учении хасидизма, но это hергеш[25], само собой, кто хочет так чувствовать, будет так чувствовать, а кто нет - я не буду с ним спорить, йеги лой ашер лой[26].
Само собой невозможно задать вопрос по поводу мемуцо ("посредника"), поскольку это ацмусой умагусой алейн[27], как он поставил себя внутри тела.
И подобно тому, что сказано в Зогар, ман пней hоодойн[28] это Рашби, или как во время шлихус даже малох называется именем Гавайе[29], или как Мойше Рабейну сказал, веносати эйсев[30].
И также невозможно спрашивать, как он отвечает на вопросы снизу и т.д., поскольку это сущностная связь Ребе с хасидим. Что поэтому он также сказал, что где бы я не находился, левонай ани цорих[31].
5
Ребе находится с нами также как раньше. Он находится в своей комнате, также как раньше, и слышит, как мы делаем здесь фарбренген[32].
Ай, как можно делать здесь фарбренген - поскольку это его желание, чтобы делали фарбренген.
Однажды Ребе поставил у себя в комнате микрофон, и слушал, как здесь делают фарбренген. Сейчас то же самое, и еще больше, как понятно.
6
В Сефер хасидим приводится, что Рабейну гакодойш[33] приходил в пятницу вечером домой в субботних одеждах, и делал кидуш и выводил многих.
Сейчас уже ведь бейн hашмошойс[34] после минхо[35]. рабейну гакодойш приходит делать кидуш[36], и остается также на ночь.
7
Той зимой я как-то вошел в комнату Ребе. Он сидел, опершись на руку, глубоко задумавшись, и говорит мне, что он хочет ехать в Эрец Исроэл. Я сказал Ребе, как можно ехать, ведь здесь остается много работы? Он немного подумал и сказал: ну, хорошая мысль.
В мыслях он уже был в Эрец Исроэл. Кости Иосефа принесли в Эрец Исроэл.
8
Однажды пришел хасид из далекого места, и попросил у Ребе, чтобы он сказал хасидус. Ответил ему ребе, что он говорит Хасидус в шабос. Говорит хосид, что когда он приходит к Ребе, то у него шабос. Ребе сказал хасидус.
Также сейчас, через hискашрус как нужно, каждый день и каждый момент может быть у каждого шабос, и Ребе приходит, делает кидуш и выводит многих, это значит, он действует на них, как будто бы они сами сделали кидуш, но - еще больше - кидуш с его кавонойс[37], и само собой, с его кдушо[38].
(из беседы ахройн шел песах 5710 – Ликутей Сихойс т. 2 стр. 509)
[1] Наши учителя (арам.)
[2] Рабби Йегуда hа-носи
[3] "В детях своих я нуждаюсь... свеча пусть горит на своем месте, стол пусть будет накрыт на своем месте, кровать пусть будет застелена на своем месте" (Ктубот 103, 2)
[4] смерть (праведников)
[5] "От силы к силе" (Тегилим 84, 8)
[6] Тикун - Исправление. Мир Тикун
[7] Парносо - Заработок, пропитание
[8] "Свеча Вс-вышнего - душа человека" (Мишлей 20, 27)
[9] "Ибо заповедь – светильник," (Мишлей 6, 23)
[11] Шмирас брис - Букв. "сохранение союза". См. зэра леватоло
[12] беречь свой язык (от злословия и пустословия)
[13] Чтобы постель его была цельна (т.е., чтобы все его дети были праведниками)
[14] Грехи молодости. См. зэра леватоло
[15] См. Тания гл. 42
[16] Аудиенция
[17] в тонком смысле
[18] Второй Любавичский Ребе
[19] Второй Любавичский Ребе
[20] букв «выкуп», т.е. просьба о том, чтобы Ребе молился за этого человека
[21] Израиль Тора и Вс-вышний одно целое
[22] хасиды
[23] «разделяющий посредник»
[24] «соединяющий посредник»
[25] чувство
[26] пусть у него будет то, что у него
[27] Его Суть и Сущноть Сама
[28] кто есть «лицо господина» (Вс-вышнего)
[29] указание на имя Вс-вышнего
[30] и я дам траву
[31] в моих сыновьях я нуждаюсь
[32] застолье
[33] Рабби Йегуда гаНоси, составитель Мишны
[34] время перед заходом солнца (канун субботы)
[35] дневная молитва
[36] освящение (субботы, праздника)
[37] намерение сердца
[38] святость