Ахаройн шел Песах 5710

בס"ד

Тойрас Менахем т. 1 стр. 23

1

Сказано в Геморо: "учили рабонон[1]: перед своей смертью Ребе[2] сказал: "левонай ани цорих… нейр йеhей долук бимкоймой, шулхон йегей орух бимкоймой, мито тэгей муцаас бимкоймо[3]".

Объяснение на это:

Смерть ("птиро[4]") означает перемещение из одного места в другое, от одной идеи к другой. От одной работы к другой, подобно идее "hафторо", когда перемещаются от Торы к пророкам. Праведники идут – как в этом мире, так и в будущем мире – мехаиль эл хоиль[5], поднимаясь все выше и выше, это называется у них "птиро", т.е., подъем на более высокий уровень служения.

Перед смертью Ребе сказал "левонай ани цорих". Не только дети нуждаются в нем, но более того – он нуждается в своих детях.

Можно подумать, что, поскольку он поднялся на более высокий уровень служения, то он не имеет никакого отношения к нам, Ребе предупреждает этот вопрос перед своей смертью, и говорит, хотя я сейчас поднимаюсь на неизмеримо более высокий порядок служения, тем не менее, где бы я ни был, я думаю о вас и более того, также мне, как бы высоко я ни поднимался, важно ваше служение, "в сыновьях своих я нуждаюсь".

2

"Свеча пусть горит на своем месте, стол пусть будет накрыт на своем месте, кровать пусть будет застелена на своем месте". Смысл этого, что все вещи, в которых до сих пор обращались к Ребе, все это остается на своем месте.

В общем, к Ребе приходили по двум типам вопросов: тикун[6] и парносо[7] в духовности. Тикун и парносо в материальности – гашмиюс но не хумриюс. И каждый из этих типов подразделяется на три аспекта.

Йехидус по поводу материальных проблем подразделяется на три вещи: дети, здоровье и пропитание, и это есть свеча, стол и кровать. Здоровье – это "свеча", как сказано: "нейр Гавайе нишмас одом[8]". Пропитание –это "стол". Дети – это "кровать". Все эти вещи остаются на своих местах, и он может отвечать и отвечает так же как и раньше, и дает благословение и силы так же как и раньше.

И так же как в материальности, так же и в духовности. Ибо в духовности также есть аспект "свеча" – это идея заповедей в общем, как сказано: "ки нейр мицво[9]". "Стол" – это Тора в частности, поскольку Тора, кроме того, что она – одеяние {души}, подобно всем заповедям, она также – пища. Все это, в общем, когда порядок не нарушен. И тот, кто согрешил и повредил и перешел путь – не должен думать, что он полностью оторван – и какую связь он может иметь с Ребе после его смерти, говорит он – нет, он отвечает также на вопросы исправления пгомим[10] и падения человека, что в общем, это включается в "мито" ("кровать"). Когда в человека входит дух безумия, он становится "лежачим", голова на уровне ноги. И еще – есть несколько тикуним в аспектах шмирас брис[11], и также шмирас лошон[12], которые связаны друг с другом. И это есть "мито", "шетhей митосой шлеймо[13]". И в особенности ХаН[14], что это есть общее отделение между ним и между Вс-вышним[15] - и также в этом он отвечает сейчас так же как и раньше.

3

Можно спросить: ведь известно, чтобы отвечать на йехидус[16], нужно иметь какое-то отношение к этому, по крайней мере в дакус шэбедакус[17], и как известна история про Адмур Гоэмцои[18] про это, и еще можно понять что, раньше, когда он был в материальной оболочке в этом мире, поскольку он был облачен в тело, он мог иметь отношение хотя бы в дакус шебедакус, и как рассказывается про Мителер Ребе[19]. Но сейчас, поскольку он не имеет к этому никакого отношения, то как он может отвечать на такие вопросы?

Ответ на это, сначала нужно объяснить, что есть такие, которые спрашивают, как вообще можно просить у Ребе, это ведь идея "посредника"?

Другие спрашивают то же самое по поводу вопросов страха перед Небесами. Один посланник - из нынешних посланников - когда его просили передать пидьен[20] по поводу материальных проблем, то он брал, но пидьен по поводу духовных проблем он не брал, утверждая, что это даже сам Вс-вышний тоже не может, как сказано: «все в руках неба, кроме страха перед небом».

4

Но, на самом деле, это не так. Также, как Исроэл Ойрайсо векудшо брих hу койло хад[21] не только, что Исроэл связываются с Торой, а Тора со Вс-вышним, но — одно целое буквально, то же самое связь хасидим[22] с Ребе, не так как две вещи, которые объединяются вместе, но это становится койло хад мамош. И Ребе — это не мемуцо рамафсик[23], но мемуцо мехабер[24]. Само собой у хосида, он с Ребе со Вс-вышним одно целое.

– Я не видел, чтобы об этом говорилось открыто в учении хасидизма, но это hергеш[25], само собой, кто хочет так чувствовать, будет так чувствовать, а кто нет - я не буду с ним спорить, йеги лой ашер лой[26].

Само собой невозможно задать вопрос по поводу мемуцо ("посредника"), поскольку это ацмусой умагусой алейн[27], как он поставил себя внутри тела.

И подобно тому, что сказано в Зогар, ман пней hоодойн[28] это Рашби, или как во время шлихус даже малох называется именем Гавайе[29], или как Мойше Рабейну сказал, веносати эйсев[30].

И также невозможно спрашивать, как он отвечает на вопросы снизу и т.д., поскольку это сущностная связь Ребе с хасидим. Что поэтому он также сказал, что где бы я не находился, левонай ани цорих[31].

5

Ребе находится с нами также как раньше. Он находится в своей комнате, также как раньше, и слышит, как мы делаем здесь фарбренген[32].

Ай, как можно делать здесь фарбренген - поскольку это его желание, чтобы делали фарбренген.

Однажды Ребе поставил у себя в комнате микрофон, и слушал, как здесь делают фарбренген. Сейчас то же самое, и еще больше, как понятно.

6

В Сефер хасидим приводится, что Рабейну гакодойш[33] приходил в пятницу вечером домой в субботних одеждах, и делал кидуш и выводил многих.

Сейчас уже ведь бейн hашмошойс[34] после минхо[35]. рабейну гакодойш приходит делать кидуш[36], и остается также на ночь.

7

Той зимой я как-то вошел в комнату Ребе. Он сидел, опершись на руку, глубоко задумавшись, и говорит мне, что он хочет ехать в Эрец Исроэл. Я сказал Ребе, как можно ехать, ведь здесь остается много работы? Он немного подумал и сказал: ну, хорошая мысль.

В мыслях он уже был в Эрец Исроэл. Кости Иосефа принесли в Эрец Исроэл.

8

Однажды пришел хасид из далекого места, и попросил у Ребе, чтобы он сказал хасидус. Ответил ему ребе, что он говорит Хасидус в шабос. Говорит хосид, что когда он приходит к Ребе, то у него шабос. Ребе сказал хасидус.

Также сейчас, через hискашрус как нужно, каждый день и каждый момент может быть у каждого шабос, и Ребе приходит, делает кидуш и выводит многих, это значит, он действует на них, как будто бы они сами сделали кидуш, но - еще больше - кидуш с его кавонойс[37], и само собой, с его кдушо[38].

(из беседы ахройн шел песах 5710 – Ликутей Сихойс т. 2 стр. 509)


[1] Наши учителя (арам.)

[2] Рабби Йегуда hа-носи

[3] "В детях своих я нуждаюсь... свеча пусть горит на своем месте, стол пусть будет накрыт на своем месте, кровать пусть будет застелена на своем месте" (Ктубот 103, 2)

[4] смерть (праведников)

[5] "От силы к силе" (Тегилим 84, 8)

[6] Тикун - Исправление. Мир Тикун

[7] Парносо - Заработок, пропитание

[8] "Свеча Вс-вышнего - душа человека" (Мишлей 20, 27)

[9] "Ибо заповедь – светильник," (Мишлей 6, 23)

[10] Мн. число от пгам

[11] Шмирас брис - Букв. "сохранение союза". См. зэра леватоло

[12] беречь свой язык (от злословия и пустословия)

[13] Чтобы постель его была цельна (т.е., чтобы все его дети были праведниками)

[14] Грехи молодости. См. зэра леватоло

[15] См. Тания гл. 42

[16] Аудиенция

[17] в тонком смысле

[18] Второй Любавичский Ребе

[19] Второй Любавичский Ребе

[20] букв «выкуп», т.е. просьба о том, чтобы Ребе молился за этого человека

[21] Израиль Тора и Вс-вышний одно целое

[22] хасиды

[23] «разделяющий посредник»

[24] «соединяющий посредник»

[25] чувство

[26] пусть у него будет то, что у него

[27] Его Суть и Сущноть Сама

[28] кто есть «лицо господина» (Вс-вышнего)

[29] указание на имя Вс-вышнего

[30] и я дам траву

[31] в моих сыновьях я нуждаюсь

[32] застолье

[33] Рабби Йегуда гаНоси, составитель Мишны

[34] время перед заходом солнца (канун субботы)

[35] дневная молитва

[36] освящение (субботы, праздника)

[37] намерение сердца

[38] святость

Запись опубликована в рубрике: .