Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

18 элула 5710

בס»ד

18 элула 5710

Стр. 200

Также, когда находятся «в пустыне», то, посредством Торы («везойс а-Тойро[1]«) есть сила, чтобы быть в положении и состоянии «Бецер», укрепленный город, окруженный стеной, с воротами и засовом, стена, посредством которой достигается защита от не-желательного воздействия пустыни, и ворота и засов, которые открывают время от времени, для того, чтобы «бецер» воздействовал на «мидбор» (посредством указания и наблюдения хранителей стены, которые устанавливают, когда и на какое время раскрыть ворота, кого выпустить из Бецер в пустыню, и кого впустить из пустыни в Бецер).

И посредством этого достигают цели «Бецер бамидбор[2]» – что не только «Бецер» сохраняет свою полноту и совершенство, но еще, что Бецер воздействует на мидбор, что вместо того, что мидбор[3] – это само по себе «эрец… лой йошав одом шом[4]«, исполнится наконец то, что сказано «йосем мидбор лаагам маим[5]вайойшев шом реейвим вайхойнену ир мойшов[6] вайизреу содойс вайитъу кромим[7]…»

Йуд

Однако, в том, чтобы Тора служила «убежищем», чтобы спасти «убивающего душу по ошибке» – есть условие – «везойс а-Тойро, ашер сом Мойше[8]«, что должно быть «Тойрас Мойше» именно:

Для того, чтобы спастись от «гойэл hа-дом», «он – сотон, он – йецер hоро, он – малох hа-мовес», недостаточно решения вести себя в соответствии с Торой, ибо, дурное начало, которое называется «клугинкер», может отклонить разум человека (посредством желания, которое отклоняет разум), что будет казаться ему, что он ведет себя по Торе, и как пишет Рамбан[9], что человек может быть «новол биршус а-Тойро».

И совет на это – «везойс аТойро ашер сом Мойше» — что поведение по Торе будет в соответствии с указанием Мойше именно, и распространение Мойше в каждом и каждом поколении, Мойше нашего поколения.

Нужно вести себя в соответствии с указаниями Мойше во всех вопросах, и например, в отношении изучения Торы («и вот Тора, которую положил Мойше») – что изучение должно быть с йирас шомаим, и это достигается посредством предшествования молитвы, как сказали Хазал «из синагоги в дом учения» (молитва и после этого изучение Торы), которое приходит после того, как этому предшествует «эйн оймдин легиспалейл эло митойх койвед ройш».

И посредством исполнения указаний Мойше («Тойрас Мойше») преодолевают пустыню («эс Бецер бамидбор… везойс а-Тойро ашер сом Мойше») и спасаются от «нохош сороф ве-акров».

— во время войны была группа Анаш в таком месте, что они не могли связаться с Ребе, чтобы спросить его мнение, нужно ли им ехать, и они вели себя в соответствии с известным правилом, что в таком случае спрашивают у «ойломише» и делают наоборот… И посредством этого смогли спасти свою жизнь и т.д. –

И так продолжают исполнение указаний Мойше поколения, и в hискашрус с ним, до прихода Мошиаха и также после этого.

— Есть такие, которые мечтают, что когда придет Мошиах, будет какой-то другой Ребе. В действительности, когда придет Мошиах, у нас будет наш Ребе. Будет тот же самый Ребе и те же самые хасиды.

Ребе рассказывал мне, что его отец, Ребе Рашаб, имел обыкновение класть афикойманы своей семьи вместе со своим афикойманом, и когда он спросил, почему, ответил, что афикойман – это память о Пасхальной жертве, которая съедается вместе со всей семьей, и так будет также, когда придет Мошиах. И отсюда ясно, что также когда придет Мошиах, будут все, кто имеет отношение к Ребе («бней баис») вместе с Ребе.

Йуд алеф

И нужно добавить в объяснении продолжения посука «везойс аТойро ашер сом Мойше лифней бней Исроэл»:

«лифней» – это также от языка пнимиюс[10], и это означает, что «Тойро, которую положил Мойше перед сынами Израиля», это, что Мойше старался достичь пнимиюс сынов Израиля (и каждый знает, насколько тяжело достичь пнимиюс).

И отсюда ясно, что hискашрус должен быть «кемаим hа-поним ла-поним[11]» – к пнимиюс Мойше.

И, как говорит Писание: «лехо омар либи бакшу поной эс понехо Гавайе авакейш[12]«, что посредством раскрытия пнимиюс души («понай») достигают пнимиюс Свыше («понехо Гавайе»), и подобно этому также в отношении Ребе, Мойше поколения, который – мемуцо мехабер[13],

Те, кто до сих пор «брали» хицойниюс Ребе, должны стараться сейчас «взять» его пнимиюс, и те, кто также в прошлом брали «пнимиюс», должны добавить и взять «пнимиюс дипнимиюс».

Йуд бейс

И в этом даются особые силы от хай элул – дня рождения нашего учителя Баал Шем Това и Алтер Ребе:

Рабеим в их поколениях – мемалей моком[14] Баал Шем Това и Алтер Ребе, и само собой, все те, кто мекушорим к Ребе [и также те, кто стали мекушорим после того, как их Ребе ушел из этого мира и они не могли оставаться без Ребе], они мекушорим к Баал Шем Тову и Алтер Ребе, поскольку Ребе – их мемалей моком.

И поэтому – хай элул – их день рождения, когда Баал Шем Тов и Алтер Ребе имеют особые силы – это особенно благоприятное время для hискашрус к Ребе, мемалей моком Баал Шем Това и Алтер Ребе.

Йуд гимел

Однако, йецер hоро, которое называется «дер клугинкер», может прийти в одежде скромности, и сказать: Хай элул, день рождения нашего учителя Баал Шем Това, столп света и столп огня, — какое ты имеешь отношение к этому?

Понятно, «ойломишер» – также когда он входит на йехидус, и просит совета и т.д. – он не знает о величии Рабеим, кто такой Ребе, и с другой стороны, он считает, что он сам тоже чего то стоит… И хотя он знает, что Ребе находится на более высокой ступени, но для него это не «эйн орох», и также он сам, как он думает, если только будет трудиться как нужно [ведь хорошая голова у него есть, и если только он будет спать хорошо и встанет с ясной головой, и немного потрудится] он сможет достичь ступени Ребе… И как ясно говорится в Хазал – утверждает он – что «каждый из Израиля должен сказать – когда же достигнут мои дела дел моих отцов – Авраама, Ицхака и Яакова, и он, у которого есть «хорошая голова» – тем более и тем более!..

Он хасид, и тем более, хасид Хабада, который знает, что такой Ребе, и с другой стороны, знает шифлус ацмой, поскольку он делает хешбон нефеш адаадей дэнафшей, ведь хасиды не любят обманывать…

— [и как известна история, что ученики Магида спросили у него по поводу какого-то вопроса – откуда он знает это, и ответил, что слышал это от пророка Элияhу, и этот ответ удовлетворил всех, кроме Алтер Ребе, который сказал, что он хочет доказательства… и сказал Магид: «это может только литвак»…] –

— он спрашивает себя – какое отношение у меня есть к хай элул, чтобы я мог «взять» от этого дня добавление в Торе и страхе перед Небесами посредством укрепления hискашрус?!

И еще: в отношении Баал Шем Това – приводится в маамаре хасидизма, что «душа Баал Шем Това опустилась в этот мир, для того, чтобы пробудить клал Исроэл от сна, ибо они находились в аспекте гисалфус… человек, который находится в обмороке, если прошептать ему на ухо его имя, он пробудится от обморока… прошептал им их имя, Исроэл…»

Такая история произошла у Ребе, и он сказал, чтобы прошептали его имя, имя Ребе, на ухо женщине, которая упала в обморок, и посредством этого она пробудилась из обморока. И на первый взгляд, какое отношение имеет к этой женщине имя Ребе из Бруклина, которого она не видела никогда в жизни?! Но – поскольку душа Ребе – это канал жизненности для клал Исроэл[15].

И, поскольку душа Баал Шем Това – это канал жизненности для всего Израиля – то у каждого еврея есть отношение к Баал Шем Тову;

Но Алтер Ребе – говорит такой еврей – поскольку он – нешомо хадошо – новая душа, не такая, как все души нашего времени, которые уже приходили в гилгуль в этот мир (как приводится в писаниях Аризаля[16]), то, со стороны величия новой души, какое отношение имеет он (тем более, что он знает, насколько низко он находится) к Алтер Ребе?!

Йуд далет

И ответ на это – что после всех хешбойнос, о которых говорилось выше, о величии Рабеим и низком положении человека, — он не должен отчаиваться, хас ве-шолом, — поскольку мы находимся в месяце элул, месяце милосердия:

Известно объяснение по поводу месяца элул[17] – «в соответствии с примером царя, что перед тем, как он приходит в город, выходят жители города ему навстречу, и встречают его в поле, и тогда имеют право каждый, кто хочет, выйти ему навстречу, и он встречает их всех с радостью и улыбкой».

В царском дворце – есть ограничения, что «не заходят, но только с разрешения, и также это – избранные из народа и наиболее достойные». Но, когда царь находится в поле – каждый, несмотря на его положение и состояние, быть «мехутон».

И в отношении к нам:

Также тот, кто находится в «поле», что это не место для жилья, но место, где растет трава, которую кушают животные, что это указывает на животную душу, и вплоть до «Эйсов… иш содэ» – но, в месяце элул Ребе приходит к нему, когда он находится в поле, и не только, что Ребе не гневается за то, что его «заставили» прийти в столь низменное место, но наоборот, встречает его с радостью, и улыбается ему, с радостью, которая смягчает суд (как известна история с Алтер Ребе, когда он находился под арестом).

Когда Ребе приходит в поле, имеет право каждый, кто хочет, встретить его, и все стоят готовые встретить его, и не нужно даже толкаться… поскольку Ребе сам встречает всех с радостью, и дает благословение всем.

Нужно только не быть дураком, и кричать «папа, спаси»… не требуют выдающихся свершений, но один крик, идущий из глубины души – «папа, папа, спаси меня, папа, папа, пожалей меня»…

И тогда несомненно исполнится то, что говорится в Писании «Ани ледойди веолай тшукосой», «эйн тшукосой шел hа-кодойш борух hу, эло ал Исроэл», т.е., что все желание Вс-вышнего – это только дать благо Израилю, и в особенности – главное благо истинного избавления, чтобы в скором времени Ребе повел нас навстречу Мошиаху, омейн.

[1] «И вот учение,» (Воэсханан 4, 44)

[2] «Бецер в пустыне» (Воэсханан 4, 43)

[3] Пустыня

[4] «Земля… где не жил человек» (Йирмийа 2, 6)

[5] «Превращает Он пустыню в озеро вод» (Тегилим 107, 35)

[6] «И поселяет Он там голодных, и строят они город населенный.» (Тегилим 107, 36)

[7] «И засевают они поля и насаждают виноградники» (Тегилим 107, 37)

[8] «И вот учение, которое положил Моше» (Воэсханан 4, 44)

[9] В начале главы Кдойшим

[10] Пнимиюс — Внутреннее, глубинное содержание

[11] «Как (в) воде лицо к лицу » (Мишлей 27, 19)

[12] «(От имени) Твоего говорит сердце мое: «Ищите лица Моего!» Лица Твоего, Г-споди, искать буду.» (Тегилим 27, 8)

[13] Соединяющий посредник

[14] Букв. «занимающий место». Приходящий на смену, продолжатель дела

[15] общность еврейских душ. Еврейский народ

[16] См. Шаар а-Гилгулим предисловие 6. И еще.

[17] Ликутей Тойро Реэ 32, 2