בס"ד
18 элула 5710
Стр. 200
Также, когда находятся "в пустыне", то, посредством Торы ("везойс а-Тойро[1]") есть сила, чтобы быть в положении и состоянии "Бецер", укрепленный город, окруженный стеной, с воротами и засовом, стена, посредством которой достигается защита от не-желательного воздействия пустыни, и ворота и засов, которые открывают время от времени, для того, чтобы "бецер" воздействовал на "мидбор" (посредством указания и наблюдения хранителей стены, которые устанавливают, когда и на какое время раскрыть ворота, кого выпустить из Бецер в пустыню, и кого впустить из пустыни в Бецер).
И посредством этого достигают цели "Бецер бамидбор[2]" – что не только "Бецер" сохраняет свою полноту и совершенство, но еще, что Бецер воздействует на мидбор, что вместо того, что мидбор[3] – это само по себе "эрец… лой йошав одом шом[4]", исполнится наконец то, что сказано "йосем мидбор лаагам маим[5]… вайойшев шом реейвим вайхойнену ир мойшов[6] вайизреу содойс вайитъу кромим[7]…"
Йуд
Однако, в том, чтобы Тора служила "убежищем", чтобы спасти "убивающего душу по ошибке" – есть условие – "везойс а-Тойро, ашер сом Мойше[8]", что должно быть "Тойрас Мойше" именно:
Для того, чтобы спастись от "гойэл hа-дом", "он – сотон, он – йецер hоро, он – малох hа-мовес", недостаточно решения вести себя в соответствии с Торой, ибо, дурное начало, которое называется "клугинкер", может отклонить разум человека (посредством желания, которое отклоняет разум), что будет казаться ему, что он ведет себя по Торе, и как пишет Рамбан[9], что человек может быть "новол биршус а-Тойро".
И совет на это – "везойс аТойро ашер сом Мойше" - что поведение по Торе будет в соответствии с указанием Мойше именно, и распространение Мойше в каждом и каждом поколении, Мойше нашего поколения.
Нужно вести себя в соответствии с указаниями Мойше во всех вопросах, и например, в отношении изучения Торы ("и вот Тора, которую положил Мойше") – что изучение должно быть с йирас шомаим, и это достигается посредством предшествования молитвы, как сказали Хазал "из синагоги в дом учения" (молитва и после этого изучение Торы), которое приходит после того, как этому предшествует "эйн оймдин легиспалейл эло митойх койвед ройш".
И посредством исполнения указаний Мойше ("Тойрас Мойше") преодолевают пустыню ("эс Бецер бамидбор… везойс а-Тойро ашер сом Мойше") и спасаются от "нохош сороф ве-акров".
- во время войны была группа Анаш в таком месте, что они не могли связаться с Ребе, чтобы спросить его мнение, нужно ли им ехать, и они вели себя в соответствии с известным правилом, что в таком случае спрашивают у "ойломише" и делают наоборот… И посредством этого смогли спасти свою жизнь и т.д. –
И так продолжают исполнение указаний Мойше поколения, и в hискашрус с ним, до прихода Мошиаха и также после этого.
- Есть такие, которые мечтают, что когда придет Мошиах, будет какой-то другой Ребе. В действительности, когда придет Мошиах, у нас будет наш Ребе. Будет тот же самый Ребе и те же самые хасиды.
Ребе рассказывал мне, что его отец, Ребе Рашаб, имел обыкновение класть афикойманы своей семьи вместе со своим афикойманом, и когда он спросил, почему, ответил, что афикойман – это память о Пасхальной жертве, которая съедается вместе со всей семьей, и так будет также, когда придет Мошиах. И отсюда ясно, что также когда придет Мошиах, будут все, кто имеет отношение к Ребе ("бней баис") вместе с Ребе.
Йуд алеф
И нужно добавить в объяснении продолжения посука "везойс аТойро ашер сом Мойше лифней бней Исроэл":
"лифней" – это также от языка пнимиюс[10], и это означает, что "Тойро, которую положил Мойше перед сынами Израиля", это, что Мойше старался достичь пнимиюс сынов Израиля (и каждый знает, насколько тяжело достичь пнимиюс).
И отсюда ясно, что hискашрус должен быть "кемаим hа-поним ла-поним[11]" – к пнимиюс Мойше.
И, как говорит Писание: "лехо омар либи бакшу поной эс понехо Гавайе авакейш[12]", что посредством раскрытия пнимиюс души ("понай") достигают пнимиюс Свыше ("понехо Гавайе"), и подобно этому также в отношении Ребе, Мойше поколения, который – мемуцо мехабер[13],
Те, кто до сих пор "брали" хицойниюс Ребе, должны стараться сейчас "взять" его пнимиюс, и те, кто также в прошлом брали "пнимиюс", должны добавить и взять "пнимиюс дипнимиюс".
Йуд бейс
И в этом даются особые силы от хай элул – дня рождения нашего учителя Баал Шем Това и Алтер Ребе:
Рабеим в их поколениях – мемалей моком[14] Баал Шем Това и Алтер Ребе, и само собой, все те, кто мекушорим к Ребе [и также те, кто стали мекушорим после того, как их Ребе ушел из этого мира и они не могли оставаться без Ребе], они мекушорим к Баал Шем Тову и Алтер Ребе, поскольку Ребе – их мемалей моком.
И поэтому – хай элул – их день рождения, когда Баал Шем Тов и Алтер Ребе имеют особые силы – это особенно благоприятное время для hискашрус к Ребе, мемалей моком Баал Шем Това и Алтер Ребе.
Йуд гимел
Однако, йецер hоро, которое называется "дер клугинкер", может прийти в одежде скромности, и сказать: Хай элул, день рождения нашего учителя Баал Шем Това, столп света и столп огня, - какое ты имеешь отношение к этому?
Понятно, "ойломишер" – также когда он входит на йехидус, и просит совета и т.д. – он не знает о величии Рабеим, кто такой Ребе, и с другой стороны, он считает, что он сам тоже чего то стоит… И хотя он знает, что Ребе находится на более высокой ступени, но для него это не "эйн орох", и также он сам, как он думает, если только будет трудиться как нужно [ведь хорошая голова у него есть, и если только он будет спать хорошо и встанет с ясной головой, и немного потрудится] он сможет достичь ступени Ребе… И как ясно говорится в Хазал – утверждает он – что "каждый из Израиля должен сказать – когда же достигнут мои дела дел моих отцов – Авраама, Ицхака и Яакова, и он, у которого есть "хорошая голова" – тем более и тем более!..
Он хасид, и тем более, хасид Хабада, который знает, что такой Ребе, и с другой стороны, знает шифлус ацмой, поскольку он делает хешбон нефеш адаадей дэнафшей, ведь хасиды не любят обманывать…
- [и как известна история, что ученики Магида спросили у него по поводу какого-то вопроса – откуда он знает это, и ответил, что слышал это от пророка Элияhу, и этот ответ удовлетворил всех, кроме Алтер Ребе, который сказал, что он хочет доказательства… и сказал Магид: "это может только литвак"…] –
- он спрашивает себя – какое отношение у меня есть к хай элул, чтобы я мог "взять" от этого дня добавление в Торе и страхе перед Небесами посредством укрепления hискашрус?!
И еще: в отношении Баал Шем Това – приводится в маамаре хасидизма, что "душа Баал Шем Това опустилась в этот мир, для того, чтобы пробудить клал Исроэл от сна, ибо они находились в аспекте гисалфус… человек, который находится в обмороке, если прошептать ему на ухо его имя, он пробудится от обморока… прошептал им их имя, Исроэл…"
Такая история произошла у Ребе, и он сказал, чтобы прошептали его имя, имя Ребе, на ухо женщине, которая упала в обморок, и посредством этого она пробудилась из обморока. И на первый взгляд, какое отношение имеет к этой женщине имя Ребе из Бруклина, которого она не видела никогда в жизни?! Но – поскольку душа Ребе – это канал жизненности для клал Исроэл[15].
И, поскольку душа Баал Шем Това – это канал жизненности для всего Израиля – то у каждого еврея есть отношение к Баал Шем Тову;
Но Алтер Ребе – говорит такой еврей – поскольку он – нешомо хадошо – новая душа, не такая, как все души нашего времени, которые уже приходили в гилгуль в этот мир (как приводится в писаниях Аризаля[16]), то, со стороны величия новой души, какое отношение имеет он (тем более, что он знает, насколько низко он находится) к Алтер Ребе?!
Йуд далет
И ответ на это – что после всех хешбойнос, о которых говорилось выше, о величии Рабеим и низком положении человека, - он не должен отчаиваться, хас ве-шолом, - поскольку мы находимся в месяце элул, месяце милосердия:
Известно объяснение по поводу месяца элул[17] – "в соответствии с примером царя, что перед тем, как он приходит в город, выходят жители города ему навстречу, и встречают его в поле, и тогда имеют право каждый, кто хочет, выйти ему навстречу, и он встречает их всех с радостью и улыбкой".
В царском дворце – есть ограничения, что "не заходят, но только с разрешения, и также это – избранные из народа и наиболее достойные". Но, когда царь находится в поле – каждый, несмотря на его положение и состояние, быть "мехутон".
И в отношении к нам:
Также тот, кто находится в "поле", что это не место для жилья, но место, где растет трава, которую кушают животные, что это указывает на животную душу, и вплоть до "Эйсов… иш содэ" – но, в месяце элул Ребе приходит к нему, когда он находится в поле, и не только, что Ребе не гневается за то, что его "заставили" прийти в столь низменное место, но наоборот, встречает его с радостью, и улыбается ему, с радостью, которая смягчает суд (как известна история с Алтер Ребе, когда он находился под арестом).
Когда Ребе приходит в поле, имеет право каждый, кто хочет, встретить его, и все стоят готовые встретить его, и не нужно даже толкаться… поскольку Ребе сам встречает всех с радостью, и дает благословение всем.
Нужно только не быть дураком, и кричать "папа, спаси"… не требуют выдающихся свершений, но один крик, идущий из глубины души – "папа, папа, спаси меня, папа, папа, пожалей меня"…
И тогда несомненно исполнится то, что говорится в Писании "Ани ледойди веолай тшукосой", "эйн тшукосой шел hа-кодойш борух hу, эло ал Исроэл", т.е., что все желание Вс-вышнего – это только дать благо Израилю, и в особенности – главное благо истинного избавления, чтобы в скором времени Ребе повел нас навстречу Мошиаху, омейн.
[1] "И вот учение," (Воэсханан 4, 44)
[2] "Бецер в пустыне" (Воэсханан 4, 43)
[3] Пустыня
[4] "Земля... где не жил человек" (Йирмийа 2, 6)
[5] "Превращает Он пустыню в озеро вод" (Тегилим 107, 35)
[6] "И поселяет Он там голодных, и строят они город населенный." (Тегилим 107, 36)
[7] "И засевают они поля и насаждают виноградники" (Тегилим 107, 37)
[8] "И вот учение, которое положил Моше" (Воэсханан 4, 44)
[10] Пнимиюс - Внутреннее, глубинное содержание
[11] "Как (в) воде лицо к лицу " (Мишлей 27, 19)
[12] "(От имени) Твоего говорит сердце мое: "Ищите лица Моего!" Лица Твоего, Г-споди, искать буду." (Тегилим 27, 8)
[13] Соединяющий посредник
[14] Букв. "занимающий место". Приходящий на смену, продолжатель дела
[15] общность еврейских душ. Еврейский народ
[16] См. Шаар а-Гилгулим предисловие 6. И еще.