Бегар-Бехукойсай 5710
Беседа субботы гл. Бегар бехукойсай 5710
Стр. 71
Алеф
В недельной главе сказано говорится о запрете давать (и брать) проценты, и завершает: «Я Вс-вышний, Б-г ваш, который вывел вас из земли Египетской… быть вам Б-гом». И приводится в Сифро: «отсюда сказали: ‘каждый, кто принимает на себя иго рибис – принимает на себя иго Небес. И каждый, кто сбрасывает с себя иго рибис – сбрасывает с себя иго Небес… ибо каждый, кто признает заповедь рибис – признает исход из Мицраим, и каждый, кто отрицает заповедь рибис – как будто бы отрицает исход из Мицраим.
И необходимо понять, в чем состоит особая связь заповеди рибис (больше, чем другие заповеди) к исходу из Мицраим и принятию ига Небес:
Отношение рибис к исходу из Мицраим – объясняет Раши (из Геморо): «Я Вс-вышний Б-г ваш, который вывел вас из земли Мицраим», «я различил между первенцем и не первенцем, так же я знаю и накажу того, кто дает в рост деньги, принадлежащие еврею, и говорит, что эти деньги принадлежат не-еврею.
Но, это объяснение объясняет отношение рибис к исходу из Мицраим только в особом случае, когда дает деньги в рост и говорит «они принадлежат нееврею», и также тогда – не тогда, когда причина того, что он говорит так – что если берущий деньги будет знать, что они принадлежат еврею, не захочет брать их в долг, или что тогда бейс дин не разрешит эту сделку. Но когда он думает, что Вс-вышний не различает, хас ве-шолом, что это его деньги – тогда это является отрицанием исхода из Мицраим, когда Вс-вышний различил и т.д И все еще нет здесь объяснения, какова связь общей идеи заповеди рибис и исхода из Мицраим.
…
Заин
В конце нашей недельной главы сказано[1] «пусть не различает между лучшим и худшим, и не заменяет его, и если заменит его, и будет: он и замена его будут святы». И объясняет Рамбам, «Видится мне, что то, что сказано в Писании: ‘и будет: он и замена его будут святы’… опускается Тора к конечной мысли человека и краю его дурного начала, ибо природа человека склоняется к тому, чтобы увеличивать свое достояние и жалеть свое имущество, и несмотря на то, что он дал обет и посвятил в Храм, возможно, он пожалеет об этом, и передумает, и захочет выкупить за меньшую цену… и, если дать ему право заменить худшее на лучшее, то он заменит лучшее на худшее, и скажет, что это — лучшее, поэтому закрывает Писание дорогу перед ним, чтобы не заменял, и штрафует его, если заменил, и говорит, ‘и будет: он и замена его будут святы'».
Т.е.: несмотря на то, что изначально должно быть разрешено заменить «худшее на лучшее», тем не менее, поскольку «опускается Тора к конечной мысли человека…», что если дать ему право заменить худшее на лучшее, заменит лучшее на худшее, и скажет — лучшее это», поэтому постановила Тора и запретила заменять (также) «худшее на лучшее».
И отсюда решающее доказательство в обсуждении в отношении рамок «гзейро» (запрещение вещи, которая сама по себе разрешена, из-за другой вещи) — что это не (только) добавление мудрецов, но также в самой Торе есть запреты, которые имеют статус гзейро, как в нашем вопросе, что запрет замены худшего на лучшее — это гзейро, чтобы не заменил лучшее на худшее, и не сказал, что это лучшее.
Хес
Объяснение этой идеи в духовном служении:
Иногда могут сделать расчет, что лучше заниматься другой работой, поскольку она лучше, чем та, которую требуют от него заниматься ей, и поэтому — говорит он — он хочет «заменить худшее на лучшее».
И например: когда требуют заниматься распространением еврейства, например, может кто-то сказать, что такими простыми вещами может заниматься каждый, а он должен заниматься более возвышенными вещами, как изучение хасидизма и т.д. И подобно этому в другую сторону, когда требуют заниматься изучением хасидизма, может кто-то сказать, что он не способен на это. Он сам не очень понимает, и само собой, лучше ему заняться другими аспектами служения.
Т.е., он говорит, что он хочет, чтобы «жертва» — общая идея работы приближения к Вс-вышнему, — была лучше, более высокий способ служения, или работа, которая для него лучше, поскольку он более способен ее делать и это больше имеет к нему отношение. И на это сказано «пусть не различает между хорошим и плохим, и не заменит его» — не заменит даже плохое на хорошее, как далее будет объясняться.
Тес
И сначала:
Возможно, что его желание заменить плохое на хорошее это из-за ошибочного счета, который приходит от совета дурного начала, а на самом деле, работа, которую требуют от него, она лучше. — Однажды пришел на йехидус к Ребе[2] торговец лесом из Калифорнии, и после того, как Ребе ответил ему на его вопросы в отношении торговли лесом, он спросил также в отношении воспитания его детей, и ответ и указание Ребе не было для него понятным и приемлемым. Сказал ему Ребе: «смотри: в отношении торговли лесом — что я никогда этим не занимался — ты приехал издалека, чтобы услышать мой совет, а в отношении воспитания сыновей — что это занятие мое и занятие моих отцов -ты не принимаешь моего совета?!.. И подобно этому в нашем вопросе: поскольку Ребе возложил на него определенный шлихус, ясно, что этот шлихус это самое лучшее для него, и не так, как ему кажется, -по совету дурного начала — что лучше ему заменить на другую работу. Это и еще:
Даже если действительно так, как он говорит, что лучше, чтобы он заменил на другую работу, худшее на лучшее, — тем не менее, «не различит между хорошим и между плохим и не заменит его».
Йуд
И причина этого — поскольку «опустилась Тора к конечной мысли человека, и край его дурного начала»… и если дашь ему право заменить плохое на хорошее, заменит хорошее на плохое, и скажет, хорошее оно»:
Сказали Хазал: «таково умение дурного начала, сегодня говорит ему делай так, и назавтра говорит ему делай так, пока не говорит ему иди служи…»
И объяснил Ребе: дурное начало не приходит к человеку сказать: «иди соверши грех», не дай Б-г, ибо тогда несомненно, не послушает его, но, в то время, как он учит Тору и исполняет заповеди, говорит ему «делай так», т.е., «также я — дурное начало — соглашаюсь с тем, чтобы ты учил Тору и исполнял заповеди, ибо твое учение имеет очень важное значение, до такой степени, что Сам Вс-вышний и Его «небесная свита» получают удовольствие от твоей учебы…
«Согласие» дурного начала выражается в том, что человек привносит свое «я» в работу изучения Торы и исполнения заповедей, хотя и облачается в одежды святости, утверждая, что его намерение — во имя Небес. — Необходимость в твоем изучении Торы, объясняет ему дурное начало, это не для тебя, чтобы ты сидел в раю, ибо даже если ты будешь находиться с аду, придет туда Вс-вышний и Его Небесная свита для того, чтобы слушать твои открытия в Торе… Но, для того, чтобы было совершенство в раю, ибо, когда праотцы и все таноим и амойроим будут в раю, а тебя не будет там, то будет недостаток совершенства в Ган Эйден…
И после того, как говорит ему «делай так», что «соглашается» на исполнение Торы и заповедей со стороны его собственного «я», может прийти и сказать «делай так», пока не скажет ему «иди служи…», т.е., что примешивание эгоизма в служении — это корень, из которого может произойти положение и состояние, что «говорит ему идее служи…».
И совет на это — исполнять шлихус, возложенный на него, без того, чтобы делать какие-либо расчеты, «не различит между хорошим и плохим и не заменит его», с битуль[3] и каболас ол[4]. И это — основа для всего служения — как он продолжает и заканчивает: «эти заповеди, которые приказал Вс-вышний Мойше для сынов Израиля на горе Синай».