Бегар-Бехукойсай 5710

Беседа субботы гл. Бегар бехукойсай 5710

Стр. 71

Алеф

В недельной главе сказано говорится о запрете давать (и брать) проценты, и завершает: "Я Вс-вышний, Б-г ваш, который вывел вас из земли Египетской… быть вам Б-гом". И приводится в Сифро: "отсюда сказали: 'каждый, кто принимает на себя иго рибис – принимает на себя иго Небес. И каждый, кто сбрасывает с себя иго рибис – сбрасывает с себя иго Небес… ибо каждый, кто признает заповедь рибис – признает исход из Мицраим, и каждый, кто отрицает заповедь рибис – как будто бы отрицает исход из Мицраим.

И необходимо понять, в чем состоит особая связь заповеди рибис (больше, чем другие заповеди) к исходу из Мицраим и принятию ига Небес:

Отношение рибис к исходу из Мицраим – объясняет Раши (из Геморо): "Я Вс-вышний Б-г ваш, который вывел вас из земли Мицраим", "я различил между первенцем и не первенцем, так же я знаю и накажу того, кто дает в рост деньги, принадлежащие еврею, и говорит, что эти деньги принадлежат не-еврею.

Но, это объяснение объясняет отношение рибис к исходу из Мицраим только в особом случае, когда дает деньги в рост и говорит "они принадлежат нееврею", и также тогда – не тогда, когда причина того, что он говорит так – что если берущий деньги будет знать, что они принадлежат еврею, не захочет брать их в долг, или что тогда бейс дин не разрешит эту сделку. Но когда он думает, что Вс-вышний не различает, хас ве-шолом, что это его деньги – тогда это является отрицанием исхода из Мицраим, когда Вс-вышний различил и т.д И все еще нет здесь объяснения, какова связь общей идеи заповеди рибис и исхода из Мицраим.

Заин

В конце нашей недельной главы сказано[1] "пусть не различает меж­ду лучшим и худшим, и не заменя­ет его, и если заменит его, и будет: он и замена его будут святы". И объясняет Рамбам, "Видится мне, что то, что сказано в Писа­нии: 'и будет: он и замена его бу­дут святы'... опускается Тора к конечной мысли человека и краю его дурного начала, ибо природа человека склоняется к тому, чтобы увеличивать свое достояние и жа­леть свое имущество, и несмотря на то, что он дал обет и посвятил в Храм, возможно, он пожалеет об этом, и передумает, и захочет вы­купить за меньшую цену... и, если дать ему право заменить худшее на лучшее, то он заменит лучшее на худшее, и скажет, что это - луч­шее, поэтому закрывает Писание дорогу перед ним, чтобы не заме­нял, и штрафует его, если заменил, и говорит, 'и будет: он и замена его будут святы'".

Т.е.: несмотря на то, что изначаль­но должно быть разрешено заме­нить "худшее на лучшее", тем не менее, поскольку "опускается Тора к конечной мысли человека...", что если дать ему право заменить худшее на лучшее, заменит лучшее на худшее, и скажет - лучшее это", поэтому постановила Тора и за­претила заменять (также) "худшее на лучшее".

И отсюда решающее доказательст­во в обсуждении в отношении ра­мок "гзейро" (запрещение вещи, которая сама по себе разрешена, из-за другой вещи) - что это не (только) добавление мудрецов, но также в самой Торе есть запреты, которые имеют статус гзейро, как в нашем вопросе, что запрет заме­ны худшего на лучшее - это гзей­ро, чтобы не заменил лучшее на худшее, и не сказал, что это луч­шее.

Хес

Объяснение этой идеи в духовном служении:

Иногда могут сделать расчет, что лучше заниматься другой работой, поскольку она лучше, чем та, ко­торую требуют от него заниматься ей, и поэтому - говорит он - он хочет "заменить худшее на луч­шее".

И например: когда требуют зани­маться распространением еврейст­ва, например, может кто-то ска­зать, что такими простыми вещами может заниматься каждый, а он должен заниматься более возвы­шенными вещами, как изучение хасидизма и т.д. И подобно этому в другую сторону, когда требуют заниматься изучением хасидизма, может кто-то сказать, что он не способен на это. Он сам не очень понимает, и само собой, лучше ему заняться другими аспектами слу­жения.

Т.е., он говорит, что он хочет, что­бы "жертва" - общая идея работы приближения к Вс-вышнему, - бы­ла лучше, более высокий способ служения, или работа, которая для него лучше, поскольку он более способен ее делать и это больше имеет к нему отношение. И на это сказано "пусть не разли­чает между хорошим и плохим, и не заменит его" - не заменит даже плохое на хорошее, как далее бу­дет объясняться.

Тес

И сначала:

Возможно, что его желание заме­нить плохое на хорошее это из-за ошибочного счета, который при­ходит от совета дурного начала, а на самом деле, работа, которую требуют от него, она лучше. - Однажды пришел на йехидус к Ребе[2] торговец лесом из Кали­форнии, и после того, как Ребе ответил ему на его вопросы в от­ношении торговли лесом, он спро­сил также в отношении воспитания его детей, и ответ и указание Ребе не было для него понятным и при­емлемым. Сказал ему Ребе: "смот­ри: в отношении торговли лесом - что я никогда этим не занимался - ты приехал издалека, чтобы услы­шать мой совет, а в отношении воспитания сыновей - что это за­нятие мое и занятие моих отцов -ты не принимаешь моего совета?!.. И подобно этому в нашем вопросе: поскольку Ребе возложил на него определенный шлихус, ясно, что этот шлихус это самое лучшее для него, и не так, как ему кажется, -по совету дурного начала - что лучше ему заменить на другую работу. Это и еще:

Даже если действительно так, как он говорит, что лучше, чтобы он заменил на другую работу, худшее на лучшее, - тем не менее, "не раз­личит между хорошим и между плохим и не заменит его".

Йуд

И причина этого - поскольку "опустилась Тора к конечной мыс­ли человека, и край его дурного начала"... и если дашь ему право заменить плохое на хорошее, за­менит хорошее на плохое, и ска­жет, хорошее оно":

Сказали Хазал: "таково умение дурного начала, сегодня говорит ему делай так, и назавтра говорит ему делай так, пока не говорит ему иди служи..."

И объяснил Ребе: дурное начало не приходит к человеку сказать: "иди соверши грех", не дай Б-г, ибо то­гда несомненно, не послушает его, но, в то время, как он учит Тору и исполняет заповеди, говорит ему "делай так", т.е., "также я - дурное начало - соглашаюсь с тем, чтобы ты учил Тору и исполнял заповеди, ибо твое учение имеет очень важ­ное значение, до такой степени, что Сам Вс-вышний и Его "небес­ная свита" получают удовольствие от твоей учебы...

"Согласие" дурного начала выра­жается в том, что человек привно­сит свое "я" в работу изучения То­ры и исполнения заповедей, хотя и облачается в одежды святости, утверждая, что его намерение - во имя Небес. - Необходимость в тво­ем изучении Торы, объясняет ему дурное начало, это не для тебя, чтобы ты сидел в раю, ибо даже если ты будешь находиться с аду, придет туда Вс-вышний и Его Не­бесная свита для того, чтобы слу­шать твои открытия в Торе... Но, для того, чтобы было совершенст­во в раю, ибо, когда праотцы и все таноим и амойроим будут в раю, а тебя не будет там, то будет недос­таток совершенства в Ган Эйден...

И после того, как говорит ему "де­лай так", что "соглашается" на ис­полнение Торы и заповедей со сто­роны его собственного "я", может прийти и сказать "делай так", пока не скажет ему "иди служи...", т.е., что примешивание эгоизма в слу­жении - это корень, из которого может произойти положение и состояние, что "говорит ему идее служи...".

И совет на это - исполнять шлихус, возложенный на него, без то­го, чтобы делать какие-либо расче­ты, "не различит между хорошим и плохим и не заменит его", с битуль[3] и каболас ол[4]. И это - основа для всего служения - как он продолжает и заканчива­ет: "эти заповеди, которые прика­зал Вс-вышний Мойше для сынов Израиля на горе Синай".


[1] Бехукойсай 27, 33

[2] Рабби Йосефу Ицхаку Шнеесону

[3] самоаннулирование

[4] Принятие Ига Небесного царства

Запись опубликована в рубрике: .