(Тойрас Менахем, т. 1, стр. 14)
Алеф
По поводу веселья жениха и невесты приводит Ребе в маамаре йуд шват слова Геморо: сказали про рабби Йегуда бар Илои, что он брал миртовую палку и танцевал перед невестой… рав Шмуэль бар рав Ицхак танцевал с тремя… сказал раби Зейро – аганей лэй штусэй лэсабо".
И объясняет в маамаре, что "этот штус – это выше чем даас, что это есть уровень высокий и удивительный очень и очень, ибо мужчина и женщина, если удостоились – Шхина с ними, ибо иш – это эйш[1] йуд, и ишо – эйш гей, и когда удостоились – то это йуд-гей[2]… (и приходит в раскрытии биньян адей ад…[3]), и следовательно, это есть высокий уровень, и поэтому ради этого удостоился самых возвышенных гилуим[4]…"
Эта идея имеет отношение у каждого жениха и невесты, - что когда они строят свой дом на основах Торы, обещает Ребе, что это будет "биньян адей ад", вечный дом, , и, говоря языком Хазал, нецах сэла воэд[5], ибо "всюду, где сказано нэцах сэла воэд, не имеет перерыва вовеки."
Бейс
Ребе просит и требует, чтобы строительство дома на основаниях Торы было бы таким образом, что все аспекты дома – не только аспекты святости в нем, но также будничные аспекты в нем – были пронизаны Торой.
В связи с этим есть история, которую Ребе рассказал по поводу различия между миснагидом и хасидом:
Были двое братьев, один хасид, который был бедняком, как понятно, и были у него дочери, а второй – миснагид, который был богатым, и у него были сыновья. Когда дочери хасида подросли, решил обратиться к своему брату – миснагиду, попросить его помощи выдать замуж своих дочерей. Когда братья встретились, миснагид повел хасида, и показал ему свой просторный большой дом, со многими комнатами, говоря – эта комната – это особая комната, в этой комнате я сплю, в этой комнате я кушаю, а в этой комнате я принимаю гостей, и так далее. И после этого миснагид спросил своего брата-хасида: ну, что ты думаешь о моем доме? Сказал ему хасид: удивляюсь я от того, что ты можешь находиться в таком "пизур нефеш[6]", отдельная комната для каждого дела, в этой комнате ты спишь, в этой комнате ты кушаешь, а в этой комнате ты учишь Тору и исполняешь мицвойс. У меня – говорит хасид – есть только две комнаты, и я не способен выделять специальные места для сна, для еды, и для исполнения Торы и заповедей…
Еврейский дом не разделяется на различные части. Отдельная часть для святых дел, и остальное – для будничных; Тора должна проникнуть и проникает во весь дом целиком.
Гимел
И подобие этого в служении каждого каждый день – что работы молитвы должна проникнуть и воздействовать на весь день.
Иногда еврей благословляется в своем сердце, что во время молитвы – по крайней мере – у него будут только святые мысли, но, после молитвы, во время занятий бизнесом, это его не особенно волнует. Но, на самом деле, - как этого требует учение хасидизма – что работа молитвы должна проникать и воздействовать на весь день целиком.
Рассказывают про сына Цемах Цедека, что на его имя назвали Ребе, что он имел обыкновение идти в синагогу, чтобы услышать борху и кдушо и повторение молитвы, и после этого молился в одиночестве. И когда его спросили в отношении молитвы в обществе, он ответил, что старается собрать все десять сил своей души и молиться в "цибуре".
Далет
И силы на это – чтобы Тора пронизывала весь его дом полностью, и молитва проникала во все аспекты его дня – притягивает Ребе посредством учения хасидизма, которое сравнивается с водой (кроме общей идеи Торы, которая сравнивается с пищей), что посредством воды питание распространяется по всему телу и достигает всех его частей.
- рассказывают про хасида р. Элхонон Дов Морозова, что его как-то спросили по поводу Ребе и Мойше Рабейну, "фун вемен галт эр мерер[7]"? И сказал – Ребе, ибо если бы не Ребе, как бы выглядела его вера в Мойше рабейну…
И в этом вопросе есть различие между Ребе и между предыдущими Рабеим – что у предыдущих Рабеим были зикней хасидим[8], которые воспитывали молодежь, а молодежь выходила в мир, чтобы распространить хасидизм среди простых евреев, но Ребе должны был делать все сам!
Гей
Сила, которую притянул Ребе посредством учения хасидизма – притягивается и дается нам также сейчас, без каких-либо изменений с его стороны, и также у нас не делается изменения, чтобы подумать, что Ребе не находится с нами, хас вешолом[9].
Те, кто были знакомы с Ребе в течение тридцати лет его руководства, знают, что Ребе не оставит своих хасидов, чтобы они остались одни в субботу гл. Зохойр, например, когда нужно воевать с Амолеком…
Единственное изменение, которое произошло у нас, это, что в прошлом кто-то мог подумать, что когда он входит к Ребе на йехидус[10], он может рассказывать то, что он хочет рассказывать, и скрыть то, что он хочет скрыть от Ребе, но сейчас, понятно всем, что Ребе знает также то, что находится у нас в сокрытии, ибо в прошлом, Ребе был одет в материальную оболочку, а сейчас, он находится выше ограничений материального тела, и весь он в духовности[11].
И с другой стороны, поскольку "праведник, который умер, находится во всех мирах больше, чем при его жизни[12]", "что также в этом мире действия находится больше" – безусловно, что Ребе управляет всем миром, и Ана"ш[13] в особенности, и пробуждает рахамим рабим[14] и т.д., как это было до сих пор, и наоборот, в большей степени и с большей силой.
И также как до сих пор было ясно для каждого и каждого из нас, что Ребе поведет нас навстречу нашему праведному Мошиаху – это должно быть ясно также сейчас.
И то, что случилось и т.д., - это только видимость для наших материальных глаз, и это только испытание (одно из испытаний родовых мук Мошиаха, которые должны быть перед приходом праведного Избавителя), что вся его суть – это что оно скрывает и утаивает истину,
- но только, что все еще требуется объяснение на то, что по Торе нужно говорить сейчас кадиш и т.д. –
И цель испытания – это ради того, чтобы преодолеть и выдержать испытание, что посредством этого отталкивают и уничтожают сокрытие, и раскрывается истина (как объясняется в друшей хасидус)
И поэтому, посредством укрепления гискашрус с помощью изучения его Торы и исполнения его указаний (как указаний для многих, и также и в особенности указания, которые были сказаны лицом к лицу на йехидус) в практическом действии, мы удостоимся немедленно (поскольку мы находимся во время пяток Мошиаха) "зээн зих мит'н Ребе" так, чтобы это было видно нашими материальными глазами, и Ребе поведет нас к Избавлению.
[1] огонь
[2] Имя Вс-вышнего
[3] Строение во веки веков
[4] раскрытие (Б-жественности)
[5] вовеки
[6] рассеяние души
[7] Кого он больше ценит?
[8] Старые хасиды
[9] не дай Б-г
[10] аудиенция у Ребе
[11] См. Тания Игерес аКойдеш, объяснение к симан 27
[12] Зогар ч. 3 71, 2. приводится и объясняется в Тании там.
[13] "Аншей шломейну"
[14] великое милосердие (Вс-вышнего)