Песах Шейни 5710

בס"ד

Тойрас Менахем т. 1 стр. 47

Неотредактированная запись слушателей

Алеф

Этот hисваадус, который происходит после вечерней молитвы ночи 15 числа, все еще имеет отношение к Пейсах Шейни (14 число), ибо принесение и поедание второго пейсаха подобны принесению и поеданию первого пейсаха, и принесение происходило днем 14 числа, а съедение – ночью 15 числа.

И следует добавить в объяснении отношения второго Пейсах к 15 ияра, ибо "в этот день закончились припасы, которые принесли с собой из Египта" ("и пекли тесто, которое вынесли из Египта, пресные лепешки…[1]"), и им потребовался ман.

[Относительно ман мы находим обсуждение, начал ли он падать практически днем 15 ияра, или начал падать практически 16 ияра (15 ияра им было только обещано, "вот я даю вам хлеб с небес…[2]"), но в отношении запасов, которые вынесли с собой из Египта – по всем мнениям их хватило до 15 ияра].

*

Бейс

Идея Пейсах Шейни в счете Омера – это "хесед шебеhойд".

В сидуре, по которому молился Ребе, мой тесть и учитель[3] в последние годы, по ошибке было напечатано "hойд шебехесед", и Ребе исправил и написал "хесед шебеhойд".

[Ребе также имел обыкновение отмечать и делать знак в сидуре после счета каждой ночи – хотя, несомненно, он не нуждался в "советах", для того, чтобы не забыть, какой сегодня день – это относится к простым людям, но не к Ребе].

И в соответствии с учением Баал Шем Това, что все происходит по воле Провидения, и есть в этом урок и указание в служении Вс-вышнему [как говорилось выше, что каждая вещь должна иметь отношение к служению Вс-вышнему, ибо, Ребе не ответил на вопрос в отношении служения ангелов, поскольку это не имеет отношения к служению] – следует объяснить смысл того, что по воле Провидения было напечатано в сидуре "hойд шебехесед", и Ребе исправил на "хесед шебеhойд".

Гимел

И сначала следует объяснить различие между "хесед шебеhойд" и "hойд шебехесед" в дни счета омера, ибо хесед шебеhойд приходится на второй Пейсах – который называется "праздником" (мишна называет его "малый Пейсах"), а hойд шебехесед приходится (не на праздник, а на) праздничные будни – ибо на первый взгляд непонятно:

hойд шебехесед – основное в нем – хесед, правая линия, и в самой правой линии – в начале ее (в отношении мидойс, или в середине, в отношении этой линии в целом, как она начинается от мойхин), смысл которой – благо и раскрытие, вплоть до блага и раскрытия в действии (нги), что это есть идея hойд шебехесед.

А хесед шебеhойд – основное в нем – hойд, левая линия, и в самой левой линии – в ее конце, идея которой – гвуро и сокрытие.

И непонятно почему хесед шебеhойд, который находится в конце левой линии – это праздник, а hойд шебехесед, который в основе своей хесед, и находится в начале правой линии – это только праздничные будни?

И объяснение в этом:

Когда находятся рядом с праздником исхода из Мицраим, когда светит раскрытие хесед, раскрытое благо – тогда достаточно также hойд шебехесед, нижняя ступень в хесед (то, что относится к практическому действию), и поэтому это не праздник, а хол а-моэд;

Но чем дальше удаляются от раскрытия праздника, и приходят к положению и состоянию сокрытия, что это есть идея гвуро[4], включая также hойд[5], который есть ветвь гвуро – становится недостаточно hойд шебехесед (поскольку хесед[6] не виден), но необходимо раскрыть хесед шебеhойд, т.е., что внутреннее намерение сокрытия (hойд – который является ветвью гвуро) – это раскрытие (хесед), и наоборот – самое высокое раскрытие, и со стороны своего высокого уровня – это праздник (выше, чем hойд шебехесед, который только хол а-моэд).

Далет

В соответствии с этим следует объяснить смысл исправления Ребе с "hойд шебехесед" на "хесед шебеhойд":

Тот факт, что было при печати сидура было пропущено по воле Провидения хесед шебеhойд – указывает, что было какое-то обвинение Свыше – из-за усиления тьмы изгнания – против раскрытия хесед в идее гвуро.

И Ребе, глава Израиля в конце времени изгнания, исправляет это, написав в сидуре "хесед шебеhойд", он добился, чтобы было раскрытие хесед в аспекте гвуройс, чтобы раскрылось внутреннее намерение сокрытия, что посредством этого приходят к более высокому раскрытию.

*
hей

Это также учит нас и дает силы в отношении положения и состояния, в котором мы сейчас находимся:

Несмотря на сокрытие, которое есть в hисталкус[7] и подъеме вверх, мы должны знать, что hискашрус[8] и двейкус[9], которые были до сих пор – у тех, у кого был зхус[10] видеть Ребе, как те, кто видели Ребе много раз, также и те, кто видели Ребе всего несколько раз, или даже один раз, и даже те, кто удостоился получить только письмо от Ребе, или слышали про Ребе через то, что учили его сихойс[11] или мааморим – их hискашрус сохраняет свою силу полностью, и невозможно в ней ослабление…

(Ребе плакал, и потом продолжил:)

Учение хасидизма добилось, что Ребе не одинок, и хасидим не одиноки, т.е., что Ребе наблюдает и ему важна каждая деталь в жизни хасидов, и также сейчас, когда он находится на более высокой ступени, он наблюдает и ему важна каждая деталь в жизни хасидов (как говорилось выше[12]), и само собой, даются силы, чтобы продолжить во всех делах, которые Ребе требует от нас.

И обратно: поскольку намерение в сокрытии – это ради раскрытия, поэтому нужно заниматься всеми вещами, которые Ребе требует от нас, с еще большей силой.

Вов

Во время войны к Ребе приходили многие евреи из различных кругов ("фремде идн") в отношении положения в Европе, и Ребе обращал их внимание на то, что евреи Америки должны – одновременно с благодарением Вс-вышнему за то, что они не находятся в кипящем котле – делать все от них зависящее, чтобы помочь евреям Европы. Однажды пришел к Ребе еврей, который был известным ученым, и спросил: если цель творения – это ради Израиля, почему же тогда Вс-вышний позволяет этому нечестивцу, да сотрется имя его, уничтожать стольких евреев, и именно лучших из них?! Ребе ответил ему: когда хотят ударить человека так, чтобы все тело почувствовало не только боль, но также позор – бьют его по лицу…

- Рассказывают про самого Ребе, что когда он учился в хедере у меламеда р. Шимшона, он должен был страдать за остальных учеников. Когда один из учеников вел себя неподобающим образом, то меламед звал Ребе, и угрожал ему наказанием, говоря при этом, что хотя он (Ребе) не сделал ничего дурного, но, когда увидят остальные ученики, как обходятся с ним, это наведет на них страх и дрожь, и они изменят свое поведение к лучшему.

(И закончил Адмур Шлита:) "Удар по 'лицу' мы должны почувствовать всем телом, и, как следствие этого, мсы должен добавить силы и твердости во всем, что требует Ребе.

*

Заин

Известны слова моего тестя и учителя, что Пейсах Шейни[13] означает, что "никогда не говори пропало" ("нито кейн фарфалн[14]"), всегда можно исправить, даже тот, кто был нечист, или был в "далеком пути", и даже "для вас", что это было по его собственной воле, несмотря на это – можно исправить.

Это выражение является уроком и указанием в отношении hискашрус[15] к Ребе:

Есть такие, кто никогда не были у Ребе. Есть также такие, кто практически видели Ребе, и не только один раз, а много раз, но это не подействовало на них, так, что в действительности, они не были у Ребе никогда, "это не дошло до них", и им только кажется, что они видели Ребе.

И поэтому, они могут думать, что сейчас уже поздно.

На это приходит указание от Пейсах Шейни – что также те, кто не принесли пасхальную жертву во время первого Пейсаха, и даже если это было по их вине ("лохем"), они могут исправить прошлое посредством принесения Пейсах шейни, и подобно этому в нашем вопросе, что также те, у кого до сих пор не было сознания и чувства и т.д., могут начиная с сегодняшнего дня и дальше почувствовать, и тем самым исправить прошлое.

И причина этого – поскольку Ребе не одинок и хасидим не одиноки, и со стороны силы Ребе, которая находится в хсидим, они могут также сейчас узнать и почувствовать, даже если до сих пор они не знали и не чувствовали.

Хес

И из советов на это – представить себе образ Ребе:

Каждый, кто был у Ребе на йехидус[16] – пусть представит себе лицо Ребе, когда он входил к нему на йехидус. А те, кто не видели Ребе, пусть представят себе лицо Ребе посредством фотографии.

Фотография Ребе – подобна видению его лица, и в этом есть достоинство относительно изучения его Торы, подобно превосходству видения над слышанием.

И когда они глубоко задумаются, вглядываясь в черты лица Ребе, это пробудит их прийти к сознанию и ощущению ("дерhерн"), даже если до сих пор не было у них сознания и чувства.

Тес

На первый взгляд, это странно: возможно ли, что в прошлом, когда он был на йехидус и т.д., у него не было сознания и чувства, и именно сейчас, будет сознание и чувство?!

И ответ на это: мы находим подобно этому в словах Хазал: "ло кои инеш адаатэй дэ-рабэй ад арбоин шнин[17]", что из этого понятно, что после сорока лет "кои адаатэй дэ рабэй:

Не имеется в виду, что сейчас, сорок лет спустя, он должен видеть своего учителя и слышать от него слова Торы, и тогда он постигнет глубину мысли своего учителя, но, что после сорока лет "постигает глубину мысли своего учителя" в отношении тех вещей, которые он учил у него сорок лет назад, хотя в свое время, когда он видел своего учителя и учился у него, он не постигал глубину его мысли, тем не менее, через сорок лет он удостаивается постигнуть глубину его мысли.

И подобно этому в нашем вопросе: даже если в свое время у него не было сознания и чувства, тем не менее, может быть сейчас – посредством того, что он представляет себе лицо Ребе – сознание и чувство.

И так или иначе, есть у него сознание и чувство или нет, это не наше дело, и мы должны исполнить то, что возложено на нас.

Ясно, что намерение Ребе будет исполнено в любом случае, но, для того, чтобы это было в милости и милосердии, мы должны стараться сделать то, что Ребе требует от нас, углубить свою мысль об этом снова и снова, и "союз заключен, что агитация - также в отношении себя самого – не проходит бесследно", и в конце концов углубленное размышление принесет свои плоды таким образом, что он будет сознавать и чувствовать ("дерhерн").

*
Йуд

Кроме общего указания из идеи Пейсах шейни, что никогда нельзя сказать "все пропало", есть также урок и указание из причины нечистоты, почему они не могли принести первый Пейсах ("вайиhйу аношим ашер hойу тмеим ленефеш одом, велой йохлу лаасойс эс hапосах байойм hаhу[18]…") – мы находим в этом несколько мнений, как далее будет объясняться.

И следует объяснить урок и указание из мнения "те люди… занимались тем, что хоронили "мейс-мицво[19]":

"Мейс-мицво" – "один из Израиля, лежащий на дороге (труп), и некому его хоронить" – "коhен, который встретил его по дороге, оскверняется ради него[20], даже первосвященник обязан оскверниться ради него и похоронить его", даже когда первосвященник идет, чтобы зарезать и принести пасхальную жертву, и из-за того, что он осквернится ради него, он не сможет принести пасхальную жертву, как в нашем вопросе, что "те люди (которые осквернились, коснувшись мертвого)… занимались похоронами мейс-мицво".

И подобно этому в духовности, что когда встречают на улице еврея, который "труп" в духовности, не дай Б-г – нужно заниматься им (и оскверниться ради него), чтобы вывести его из этого положения и состояния, подействовать на него в простых делах, как одевание тфилин и соблюдение субботы, несмотря на то, что из-за этого убавится в его собственном служении, что он не сможет учить хсидус так глубоко, как нужно, и не сможет молиться так долго, как он хочет, и т.п., подобно тому, как те, кто хоронили мертвого, которого некому хоронить – не могли принести пасхальную жертву.

[И следует добавить урок и указание в отношении того, как нужно заниматься с "трупом" в духовности – из закона "эгло аруфо[21]" (про которую сказано, "ки йимоцей холол[22]…"), что в ней идут за близким (как сказано "вайhи hо-ир hакройво…") – что не надо пугаться того, что он духовно "труп", что большая часть его – зло, но нужно смотреть на него как он со стороны его души, которая близка к Б-жественности, "хавуко удвуко бох[23]", и поэтому можно и нужно приблизить его к Б-жественности].

И в действительности, в конечном счете, не убавится ничего в его служении из-за того, что он занимается "мертвым, которого некому хоронить" – ибо это есть общая идея Пейсах шейни, что даже те, кто стали нечисты из-за того, что они занимались мейс-мицво, смогут принести пасхальную жертву.

Рассказывают про одного еврея из семьи дома Ребе, который не отличался большим умом, и кроме этого еще был "шлемазл[24]", все, чем он занимался, не имело успеха. Однажды собрали для него сумму денег, чтобы он мог заняться хоть какой-то торговлей, и в это время он встретил еврея из соседнего городка, который ему рассказал, что он срочно нуждается в деньгах, чтобы заплатить за недуния, чтобы он смог выдать замуж свою дочь, и пошел и отдал всю сумму на hахносас кало[25]... В конечном счете, Вс-вышний ему заплатил за это, и он стал большим богачом, из самых больших богачей во всей России.

Йуд алеф

И следует объяснить также урок из мнения "те люди… несли арон Йосефа":

И сначала нужно объяснить точный смысл слов "аройной шел Йосеф[26]" – ибо "не хоронят в гробу", и более подходит сказать "кости Йосефа" (и так говорится в посуке) – в соответствии с тем, что сказано в Зогар: "не должен войти в арон[27], но только праведник, который знает в душе своей… что не согрешил в святом знаке завета никогда, и хранил его как нужно, и если нет – не должен войти в арон и повредить арон", "сторона святости называется "арон а-брис[28]", "про Йосефа сказано "вайисем бооройн[29]", поскольку хранил святой союз… удостоился войти в арон".

И в отношении нашего вопроса:

Когда речь идет о "аройной шел Йосеф" – указания и приказания Ребе, моего тестя, Йосефа нашего поколения – нужно нести ковчег Йосефа со всей силой ("не останавливаясь ни перед чем"), и также когда иногда кажется, что со стороны аспектов Святости, исполнения Шулхан Орух и т.п., нужно вести себя по-другому, это не касается нас, и мы должны заниматься тем, чтобы нести ковчег Йосефа.

[И следует отметить, что возможно, что его расчет, что нужно вести себя по-другому, это самообман, и это есть идея "ойноо" в служении Вс-вышнему – это одно из объяснений в "йойноси тамоси", от языка "ойноо", что ему кажется, что какое-то дело – со стороны Святости, но это не так в действительности].

Для того, чтобы нести ковчег Йосефа, нужно иногда прийти позже на "маамар хсидус" или "парад", и тем не менее, не нужно падать духом от этого, поскольку занимаются исполнением его святого шлихус и приказания.

Но в действительности, когда исполняют волю и шлихус Ребе – не теряют ничего – подобно тому, как "несшим ковчег Йосефа" было дано особое приказание о Пейсах шейни.

- Когда Ребе сказал маамар "тааму уръу" 13 тишрей 5693, при этом не присутствовали несколько шлухим, которых Ребе послал в определенное место, и когда они вернулись из шлихус, Ребе повторил перед ними маамар еще раз. И отсюда мы видим, что когда идут, чтобы исполнить шлихус Ребе – не теряют ничего.

*

Указания Ребе, моего тестя, подобны установлениям, которые установил Мойше Израилю, как "Мойше установил Израилю, чтобы спрашивали и толковали законы праздника в день этого праздника, законы Пейсах в Пейсах…"

И сначала нужно объяснить, почему говорится "Мойше установил ("тикен") для Израиля", а не "приказал" и т.п. – ибо, обязанность исполнения заповедей – из Торы, и они приходят свыше, но "установления" – обязанность их исполнения – из слов мудрецов, и приходят снизу, для того, чтобы исправить нижний мир, исправить его душу, и поэтому называются "таконос" (букв. "исправления"), от языка "тикун".

[И следует отметить, что также в заповедях подчеркивается идея очищения нижнего мира именно, и поэтому, их исполнение должно происходить естественным путем именно.

И в соответствии с этим становится понятным известная история про Алтер Ребе, когда он находился под арестом, и хотели перевезти его из одного места в другое на лодке, и он хотел освятить луну, и когда он попросил офицера – который был большим нечестивцем – чтобы он остановил лодку, и не согласился, лодка остановилась сама по себе, и после того, как она продолжила свой путь, Алтер Ребе попросил снова, чтобы остановили лодку, и после того, как попросил несколько раз, офицер согласился остановить лодку, и тогда Алтер Ребе освятил луну – ведь на первый взгляд: если Алтер Ребе мог остановить лодку сам, для чего он должен был просить одолжения от офицера, чтобы он согласился остановить лодку? И объяснение на это – как мы понимаем, когда изучаем учение хасидизма – что это целая концепция в служении Вс-вышнему, что исполнение заповедей должно быть таким образом, чтобы оно было облачено в оболочки природы именно, ради очищения нижнего мира.

И это подчеркивается в большей степени в отношении таконос, ибо вся их идея – это очищение нижнего мира, как объяснялось выше.

Однажды к Ребе пришел один хосид просить совета – тикун в определенном вопросе, и после того, как Ребе дал ему свой совет, хасид сказал, что ему трудно будет это исполнить, и он хочет легкий способ, подобно истории, как Алтер Ребе излечил целую общину куском маца-шмуро и стаканом воды… Ответил ему Ребе: для чего делать "фокусы", когда можно обойтись без "фокусов"?! И наоборот: по учению хасидизма, должно быть служение по законам природы именно].

И также как "Мойше установил Израилю", есть также установления глав колен Израиля в каждом поколении, "распространение Мойше в каждом и каждом поколении", смысл которых – исправить его душу и т.д. И подобно этому – в отношении установлений Ребе, моего тестя, распространение Мойше в нашем поколении, как установление изучать уроки ХиТаС (хумаш, Теhилим, Тания) и т.п.


[1] Бо 12, 39

[2] Бешалах 16, 4

[3] Ребе Райац

[4] Строгость. Сила. Сфира "гвура"

[5] Слава; Сияние; Пятая сфира из семи мидойс

[6] Милосердие. Сфира "хесед"

[7] Гисталкус - Уход, подъем. Смерть праведника

[8] Гискашрус - Связь (с праведником)

[9] Двейкус - Прилепленность (к Вс-вышнему).

[10] Заслуга

[11] Беседы

[12] Беседа Ахаройн шел Пейсах п. 1 и далее (Тойрас Менахем т. 1 Ахаройн шел Песах п. 1 и далее)

[13] Пейсах шейни - Второй Пейсах

[14] Нито кейн фарфалн - Никогда не говори "все пропало"

[15] Гискашрус - Связь (с праведником)

[16] Йехидус - Аудиенция (у Ребе)

[17] "Не постигает человек глубину мысли своего учителя до сорока лет" (Авода Зара 5, 2)

[18] "Но были люди, которые были нечисты от умершего и не могли совершить Песах в тот день;" (Бегаалойсхо 9, 6)

[19] мертвый, которого некому хоронить

[20] Коснувшись мертвого, он сам становится нечист (прим. переводчика)

[21] "Телица с прорубленной шеей" (Шойфтим 21, 6)

[22] "Если будет найден убитый на земле" (Шойфтим 21, 1)

[23] Прилепленная к Тебе

[24] Неудачник (идиш)

[25] помощь бедным невестам в устройстве свадьбы

[26] ковчег Йосефа

[27] "Арон" означает "ящик" (также: гроб), и также – ковчег (завета). Зогар объясняет здесь "арон" как "ковчег завета" (прим. переводчика)

[28] ковчег завета

[29] "И положили его в саркофаг в Мицранме." (Вайехи 50, 26)

Запись опубликована в рубрике: .