19 тишрей 5713

בס"ד

Тойрас Менахем т. 7 стр. 76

Йуд заин

Есть такие, которые боятся заниматься воздействием на другого – что это есть идея "hакhель", что должно быть также в отношении тех, кто в аспекте "таф" – поскольку они опасаются, что не хватит времени и сил для того, чтобы работать над самим собой.

И в особенности, когда они знают собственное положение и состояние, насколько не хватает у них в совершенстве служения, и само собой – утверждают они – нужно сначала заниматься работой над собой, поскольку "анией ирхо койдмин[1]", и "сомух лефалтерия шелхо лой hуршейсо".

И ответ на это – что это ответственность Вс-вышнего, который, поскольку Он требует от еврея две эти вещи, как работа над собой, чтобы подниматься со ступени на ступень, и также работа с другим, то несомненно, он дает ему время и силы, чтобы они мог заниматься обоими вещами, как сказали РаЗаЛ, что Вс-вышний не просит, но только по их силам.

Йуд хес

И в это включается также то, что даются силы чтобы заниматься обоими аспектами (работа над собой и работа с другим) одновременно – хотя это два противоположных движения, как далее будет объясняться.

И сначала следует привести то, что говорится в Сифри по поводу аhаво[2] и йиро[3] – что "нет любви там, где есть страх, и нет страха там где есть любовь, но в мере Вс-вышнего только", т.е., что человек не способен любить и бояться одновременно, поскольку это противоположные движения, и только в служении Вс-вышнему может быть любовь и страх одновременно.

И подобно этому в нашем вопросе: что в служении Вс-вышнему может быть как работа над собой, так и работа с другим, хотя это два противоположных движения:

Работе над собой предшествует хешбон цедек[4] в его душе, по поводу его положения и состояния, что не хватает у него несколько и несколько аспектов, также общих аспектов, и чем больше он знает, что требуют от него, тем более ощущается у него недостаток в собственном положении и состоянии, и само собой, он находится в движении кивуц[5] и мрирус[6], и как следствие этого, у него появляется сильное стремление добавить в учебе и работе над собой.

А для работы с другим требуется движение hиспаштус[7] и hиснасус[8] именно – верить, что он способен подействовать на другого, и стоять твердо на своем когда он разговаривает с другим, не боясь того, что другой может сказать ему: "кто ты такой, чтобы говорить", "вытащи бревно из своих глаз", и т.п. – поскольку он знает, что есть приказание в Торе "hойхейах тойхиах эс амисехо[9]" [и добавляет в Писании: "велой сисо олов хэйт[10]", и как объясняют комментаторы, "что когда он может протестовать и не протестует, то тогда по закону он должен быть наказан за него" (хотя простой смысл писания не таков)], и вплоть до того, что обязанность тойхехо – "ад нзифо" или даже "ад hакоо" (несмотря на то, что упрек должен быть бедархей ноам именно).

И следовательно, для работы с другим человеком есть необходимость в движении hисрахавус[11] ("брэйткайт") и твердости именно – противоположность движению кивуц и мрирус в работе над собой.

Однако, хотя в делах этого мира невозможно быть два противоположных движения, тем не менее, в служении Вс-вышнему возможны два противоположных движения – силой Вс-вышнего, который, поскольку Он кол йохойл[12] и нимна hанимноойс[13], требует от еврея и дает еврею силу, чтобы он мог служить Вс-вышнему в двух противоположных направлениях: одно направление – в отношении работы с собой, и противоположное направление – в отношении работы с другим.

И подобно двум движениям, которые мы находим у Йегошафата – который был великим царем, и вместе с тем, "когда он встречал талмид хахама – вставал со своего трона, и обнимал его и целовал его и называл его раби, раби, мори мори".

Йуд тес

И не только, что эти два аспекта работы с собой и работы с другим не противоречат друг другу, но наоборот – посредством работы с другим добавляется помощь также в работе с собой:


[1] бедняки твоего города раньше

[2] Аhаво - Любовь

[3] Йиро - Страх

[4] Справедливый счет; "счет души"

[5] сжатие

[6] Горечь

[7] Распространение

[8] Самовозвышение

[9] "Увещевай, увещевай ближнего твоего," (Кдойшим 19, 17)

[10] "И не понеси за него греха." (Кдойшим 19, 17)

[11] Расширение

[12] всемогущий

[13] "Невозможность невозможного" - Вс-вышний может делать также то, что невозможно "по природе вещей"

Запись опубликована в рубрике: .