Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Болок, 12 тамуза 5713 г.

Тойрас Менахем т. 9 стр. 38

 [Ребе приказал петь нигун перед маамаром, и перед тем, как сказать маамар, начал с предисловия, что то, что маамар будет говориться перед гисваадус, это для того, чтобы мысль том, что нужно говорить маамар, не мешала гисваадус, ибо, мысль о маамаре в середине гисваадус — это в аспекте «махшово зоро[1]«, как далее будет объясняться:]

Известно всем, насколько недопустим аспект махшово зоро, — зоро[2] именно, т.к., не имеется в виду, что эта мысль сама по себе не желательна, но, что это мысль она «зоро» в отношении того дела, которым занимаются сейчас, что она не имеет отношения к нему, и это не ее место, и поэтому, даже если мысль сама по себе хороша и возвышенна, но, поскольку она не на своем месте, то она не только не помогает, но наоборот — она может повредить.

И сначала: что основное отрицание билбуль[3] от махшовос зоройс, это, на первый взгляд, в отношении молитвы именно, которая должна быть в аспекте «да’ лифней ми ато оймед[4]«,

но в отношении гмилус хасодим[5], например, то, кроме общей обязанности на каждом из Израиля, чтобы не отвлекаться от мысли о Вс-вышнем (что это одна из шести заповедей, обязанность исполнения которых в каждом месте и в каждое время без перерыва), не добавляется особой обязанности «да’ лифней ми ато оймед», со стороны собственно идеи гма»х[6],

И наоборот, в то время, когда он помогает бедняку, то его мысль она о том, какой большой рахмонус[7] на него, и подобно этому в остальных идеях гисбойненус[8], которые приводят человека к тому, чтобы давать цдоко[9], — мысли, большая часть которых связаны с существованием мира сотворенного, имеющего границы, что поэтому есть в нем нехватка (как в нашем вопросе — бедняк, нуждающийся в гма»х), — противоположность идеи существования Творца, который есть само совершенство, и следовательно, в этот момент он не думает о единстве Вс-вышнего.

И даже в отношении Торы, изучение которой должно быть связано с Дарующим Тору, и с сознанием, что это мудрость и воля Вс-вышнего, но даже в Тании объясняется, что «основная подготовка лишмо[10] леакев[11], это в начале учебы», или «в каждый час и час по крайней мере», со стороны изменения цируфим[12] и т.д., но во время самой учебы, которая должна быть таким образом, чтобы он понимал и постигал своим разумом в хохмо и бино[13] идею и объяснения и т.д. в сугии[14], которую он изучает, необходимо углубиться в идеи этого предмета, и само собой, он не думает – временно — о единстве Вс-вышнего.

И только в отношении молитвы — во всяком вопросе, о котором он молится в просит, должно быть намерение «лифней ми ато оймед», в каждое и каждое мгновение [не только в начале молитвы, как объясняет Алтер Ребе в отношении изучения Торы, что достаточно подготовки лишмо в начале учебы], и несмотря на то, что всякая просьба в молитве — это чтобы восполнить недостаток, который связан с существованием нивро (как говорилось выше в отношении гма»х) — то в тот же момент действительно он должен быть связан с Творцом, в силах которого восполнить недостаток в его корне.

И поскольку молитва она таким образом, что в каждый момент его мысль связана с Творцом, «да’ лифней ми ато оймед», — поэт тому имеет особое значение отсутствие помех со стороны махшовос зорос, т.е., даже мысль святая и возвышенная, если она не о самом Творце, то это «махшово зоро», которая мешает молитве.

Гимел

Однако, если исследовать этот вопрос, то идея махшово зоро (мысль, которая не имеет отношения к делу, которым занимаются в данный момент), во всех аспектах служения Вс-вышнему:

 



[1] «посторонняя мысль»

[2] «зоро» – букв. «чужая», «посторонняя»

[3] помехи

[4] «Знай, перед кем ты стоишь»

[5] помощь бедным

[6] сокращение от «гмилус хасодим»

[7] жалость

[8] углубленное размышление

[9] пожертвование

[10] «Во имя Торы»

[11] букв. «задерживает», т.е., без такой подготовки действие недействительно.

[12] Сочетания букв имени Вс-вышнего

[13] различные ступени разума

[14] раздел (как правило, Талмуда)