בס"ד
Тойрас Менахем т. 9 стр. 41 и далее
…И ответ – мы учим из того, что также аспекты, связанные с Мирьям и Аароном (колодец и облака славы) вернулись в заслугу Мойше:
Мирьям и Аарон и Мойше были тремя лидерами еврейского народа, обладавшими особенными достоинствами, при этом отличными друг от друга.
Мирьям – была пророчицей еще перед рождением Моше. Аарон – был священником. Моше – был левитом, и есть мнение, что Моше был когеном, а Аарон – первосвященником.
Хотя главой поколения был только Моше, "один руководитель у поколения", тем не менее, в отношении порядка воспитания и наставления сынов Израиля – Аарон вел себя по принципу "люби мир и гонись за миром, люби творения и приближай их к Торе" (поэтому, когда он умер, то сказано, что "оплакивал его весь Израиль"), а у Моше рабейну был другой порядок служения. И подобно этому, в других различиях, о которых шла речь выше.
Однако, все эти различия продолжают существовать лишь тогда, когда видят – по воле Провидения – что колодец – в заслугу Мирьям, облака Славы – в заслугу Аарона, а ман – в заслугу Мойше, и само собой возможно сказать – в том, что касается нашего вопроса – что одному больше подходит такой путь, а другому больше подходит другой путь. Кто-то относится к этому Ребе, а кто-то другой – к другому Ребе. Однако после того, как умер Аарон а-коен – даже тот, кто привык идти по пути Аарона – должен принять от Моше.
Йуд
И он не может сказать, что поскольку он привык идти по пути Аарона а-коэна, то также после смерти Аарона у него будут "облака славы" как прежде. Но что же? Раньше он должен был слушать и повиноваться словам Аарона, а сейчас ему некого слушать, и само собой он будет "сам сапожник"!
… и подобно этому в нашем вопросе – когда еврей сам устанавливает себе порядок в жизни, без того, чтобы у него был хозяин ("баал а-баит"). И как выражался мой тесть и учитель, Ребе в таких случаях: "бесхозная скотина" ("а навотне бhеймо"), и когда я спросил у него, что означает "навотне бhеймо", он ответил, что это животное, у которой нет хозяина, и само собой, она пасется где хочет, спит когда она хочет, доится там где ей хочется, а не там где надо, и брыкается не там где нужно, хотя не исключено, что иногда она делает это намеренно, "как слепой в форточку", но в большинстве случаев она это делает ненамеренно. И общий смысл – что когда нет хозяина – то ведет себя как животное…
Йуд алеф
И поэтому: пока что у каждого есть кто-то, за кого можно держаться – и он за него держится, т.е., что есть над ним "хозяин", поскольку он понимает, что он сам не находится на ступени "носи", "над котором только сам Вс-вышний"… но он привязан к "Ребе", едет и нему, и спрашивает у него советы, и самое главное – он исполняет его приказы, без различия, это понятно ему или нет – тогда может быть различие в поведении со стороны того, что он относится к этому Ребе или к другому Ребе, к Мойше или к Аарону.
Но когда умер "Аарон" – то он не может сказать, что также сейчас он может продолжать тот стиль поведения, как это было раньше, и например: когда его учитель был жив – он не изучал хасидут Хабад. Достаточно того – говорит он – что раньше он ездил к своему учителю, и слышал от него какой то "ворт", и это уже его освобождает от самостоятельного изучения хасидизма, поскольку за счет того, что его учитель вложил в него, это само собой прорастет, без того, чтобы трудиться, пахать и сеять, и без того, чтобы была необходимость в "хозяине" – потому что если он будет вести себя таким образом – он станет "бесхозной скотиной"!
И это есть смысл того, что после смерти Мирьяма и Аарона – вернулись также колодец и облака славы - в заслугу Мойше.