Тойрас Менахем Т. 7
Стр. 254
Суббота Микец-Ханука 5713
Йуд алеф
И об этом – что должно быть притяжение и раскрытие Б-жественности именно внизу – продолжает в маамаре:
И это то, что сказано, "стала слеза моя хлебом мне днем и ночью, когда говорят мне весь день: где же Б-г твой?[1]", ибо нет никакого раскрытия света Сущности внизу.
Ибо, хотя есть иногда какое-то пробуждение в раскрытии Б-жественности, и как во время молитвы и изучения Торы, но это только временно, а не на весь день. И это то, что говорится "когда говорят мне весь день: где же Б-г твой", т.е., почему же Б-жественность не раскрывается внизу…
Но этот плач, ибо горько ему из-за великого сокрытия света Сущности, то, что она не может прийти и не может раскрыться внизу, и это все его желание и стремление, именно через это приходит и раскрывается свет Сущности сверху вниз.
И это только посредством Торы, что это то, что сказано "стала мне слеза хлебом днем и ночью", аспект "хлеба" Торы (и на это сказано "идите кушайте хлеба моего"), чтобы соединить день и ночь, меру дня и меру ночи, меру дня, как это в Ацилус, и меру ночи как это приходит в БИА, как известно, и достаточно постигающему.
Йуд бейс
Более подробно:
"Стала мне слеза хлебом днем и ночью": еврею настолько горько, что слезы заменяют ему хлеб, как известно, что когда человеку горько - он не чувствует голода. И из чего проистекает эта горечь? – На это продолжает в Писании, "когда говорят мне" – настаивают и требуют Свыше: "весь день – где Б-г твой?".
"Б-г твой" – означает – "твоя сила и твоя жизнь". И кто же – "Б-г твой"? – Гавайе – Элойкехо. "Гавайе" – выше времени и пространства, и выше, чем вся система мироздания, и этот аспект – Элойкехо – твоя сила и твоя жизнь. И более того – "Я – Вс-вышний Б-г твой", что "онойхи" – "онойхи ми ше онойхи", о котором невозможно указать никакой буквой и даже верхушкой буквы", он – Элойкехо, твоя сила и твоя жизнь.
И это требуют от него – "весь день – где Б-г твой"?! Это чувство – "Я Вс-вышний Б-г твой" – где оно у тебя в течение всего дня?!
То, что он чувствует "Элойкехо" – Б-жественный свет - во время молитвы и учебы, или во время hисваадус – хасидского застолья – этого не достаточно. Не в этом – цель. Этого можно было бы достичь также с помощью ангелов, или с помощью душ Свыше, когда они находятся под Престолом Славы. Намерение опускания души внутрь тела, это для того, чтобы очистить тело и животную душу (ибо сама по себе душа не нуждается в исправлении совершенно), и поэтому, от него требуют, чтобы в течение "всего дня" – когда он кушает, когда он пьет, когда он занимается бизнесом, и когда он разговаривает с людьми – у него было бы чувство "Элойкехо", как он сам постигал и чувствовал во время молитвы и во время учебы.
Йуд гимел
Однако, практически он ведет себя, что после молитвы он говорит (zogt op – букв. "проговаривает") ежедневный раздел теhилим, ежедневный раздел хумаш, и несколько строчек Тании, и более того – не заметно на нем ничего.
Во время еды – он выбирает себе кусок получше, и если в еде не хватает соли – он добавляет соли, без того, чтобы было заметно на нем след молитвы.
Он, правда, "делает одолжение", благословляет перед едой и после еды, но кроме этого – не видно различия между ним и между тем, кто не хасид, и более того – между ним и между не евреем, леhавдил, "и превосходства человека перед животным нет[2]", ибо он ведет себя таким образом, что он делает все, что пожелает, как дикое животное, у которого нет хозяина.
И после всего этого – у него есть еще претензии, почему же он не чувствует вкус молитвы, почему его изучение Торы таким образом, что он не постигает истинной истинный смысл hалахи - закона, почему у него есть множество вопросов, на которые нет ответа, и если у него есть ученики – почему у него не получается воздействовать на них.
На это сказано – "глупость человека искривит путь его, и на Вс-вышнего гневается сердце его[3]": "глупость человека" – что он ведет себя таким образом, что говорят ему "весь день – где Б-г твой?" – "искривит путь его", и после этого есть у него претензии – "на Вс-вышнего гневается сердце его".
Он сам виноват в этом. Это "глупость человеческая" – что он ведет себя в течение всего дня таким образом, что он отсылает Вс-вышнего на самый верх, а он сам остается в самом низу, говоря Вс-вышнему: подожди меня, пока я помолюсь, и тогда… подобное поведение – "глупость человеческая" – "искривит путь его", и потом есть у него еще претензии – "на Вс-вышнего гневается сердце его" – почему у него нет вкуса в молитве и т.д.
И в действительности, также претензии, которые он предъявляет – тоже не настоящие. Он не требует этого по-настоящему. Это не важно ему. Его претензии – только для красного словца.
[Ребе очень много плакал, когда говорил об этом, и вдруг он прервался и сказал:]
Говорится в Гемара по поводу двух людей, которые были "иншей бдухей" – веселые ребята – "веселые сами, и веселили людей", и сказали про них, что "они – сыновья будущего мира", и т.е., что в награду за то, что они веселились и веселили других, дали им этот мир, будущий мир, сущность и суть Эйн Соф барух hу – все хорошее, что только есть.
И Ребе сказал: "зачем же мне тогда пробуждать у вас чувство горечи?! Пойте веселый нигун и будьте веселы".
[После нигун – Ребе продолжил:]
Йуд далет
Эта идея – "весь день где Б-г твой" – относится еще более к тем, кто имеет отношение к Ребе.
И сначала нужно сказать, что среди самих сынов Израиля есть различные ступени, как говорит Писание в гл. Ницовим, "Ваши главы, ваши колена… от вашего дровосека до вашего водочерпия", и, выражаясь языком Хазал: "десять йухсин".
И в отношении нашего вопроса:
Эти евреи, которые удостоились видеть Ребе, учить его маамарим хасидус, или исполнять его установления – у них должно быть в еще большей степени "весь день – где Б-г твой", ибо идея Ребе – что он соединяющий посредник между сынов Израиля и Вс-вышнего, т.е., соединение без всякого перерыва совершенно, и само собой, должно быть их поведение таким образом, что нет перерыва и различия между часом молитвы и изучения Торы и остальными делами дня, ибо в течение всего дня должно ощущаться у них "Элойкехо".
Об этом говорится в словах Рамбама: "подобно тому, как мудрец отличается своей мудростью и своими взглядами… подобно этому должно быть, чтобы он отличался своими делами, своей едой и своим питьем…" Только Рамбам пишет это буквами и стилем открытой Торы, а в стиле хасидизма – это смысл идеи "весь день – где Б-г твой", что чувство "Вс-вышний Б-г твой" должно быть весь день, во всех его делах и во всех его действиях.
Старые хсидим как то раз сидели на фарбренгене, и разговаривали по поводу идеи устранения йеш перед аин. После гисваадус жандарм встретил одного из хсидим, когда он шел по улице, возвращаясь с фарбренгена, и позвал его: "кто идет?" И ответил хасид: "битуль идет". Т.е.: этот хасид был настолько проникнут содержанием гисваадус по поводу подчинения йеш перед аин, что не нашел в себе ничего кроме битуль!
Однако, когда этот аспект не так как нужно, и в течение всего дня отсутствует у него чувство "Элойкехо" – со стороны этого есть горечь и слезы и т.д.
[По этому поводу Ребе упомянул то, что приводится в одном из писем предыдущего Ребе, что когда то было принято собирать слезы и омывать ими лицо, для того, чтобы начал светить "целем Элойким"].
И это есть также то, что сказано "(стала слеза) хлебом мне днем и ночью": "хлеб" – указывает на Тору, как сказано "идите, вкушайте хлеба моего", и чувство, которое есть во время изучения Торы – должно быть во всех вещах, даже в таких, которые в аспекте "ночи", посредством того, что соединяют их с "днем", что это то, что говорится "днем и ночью", с соединительным вав.
Тес вов
И вот, в объяснении связи и соотношения между "вайдабер… леймойр", которое говорится во время Дарования Торы, и "дабер… веомарто", которое говорится о зажигании Меноры, что в обоих их подчеркивается идея притяжения вниз именно, как говорилось выше, приводится в маамаре:
[1] Тегилим 42, 4
[2] Когелет 3, 19
[3] Мишлей 19, 3