Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Пятый день гл. Балак, 12 тамуза 5713

בס»ד

Тойрас Менахем т. 9

Стр. 45 и далее

Йуд алеф

…И тогда становится понятно, почему ман имеет отношение именно к Мойше, облака Б-жественной Славы – к Аарону, а колодец – к Мирьям:

Моше – был пастырем Израиля, он кормил и обеспечивал каждого в соответствии с его уровнем. Рассказывается в Мидраше, как, будучи пастухом овец своего тестя Итро – он давал младшим мягкую и тонкую траву, а старшим – жесткую и грубую. Поскольку пастбище указывает на пнимиют (внутреннее содержание) — это должно соответствовать уровню каждого и каждого[1]. И поэтому, ман, который указывает на пнимиюс и разделение уровней[2], был в заслугу Мойше.

Аарон был «любящим творения»[3], т.е., любил даже тех, которые просто «бриет[4]«, и поэтому сказано про Аарона «и оплакивали Аарона тридцать дней весь дом Израиля», и это не говорится про других[5]. И этой своей любовью ко всем творениям он пробуждал у людей стремление исполнять заповеди, даже если сами по себе они не имели к этому отношения. И поэтому облака славы были в заслугу Аарона, ибо все Б-жественное управление действует по принципу «мера за меру». Поскольку он любил всех людей без различия — он привел в мир облака Б-жественной славы, окружавшие всех сынов Израиля одинаково.

Мирьям – она же Пуа, помогала растить маленьких детей именно в Египте. И почему названо ее имя Мирьям[6]? – Ибо она жила во время самого тяжелого рабства, и тем не менее, она пророчествовала, что вот-вот родится спаситель Израиля. И тем самым она смогла отменить не только декрет фараона[7], но даже декрет своего отца[8] — Амрама, хотя у Амрама было объяснение на это. Мирьям действовала со всей самоотверженностью, подготовить детей, которые смогут сказать «Вот Б-г мой, и я украшу Его», поколение, готовое принять Тору. И в ее заслугу был колодец – вода – ибо идея воды – опустить и привести Тору вниз, даже к тем, кто находится на краю лагеря.

Йуд бейс

Когда умерли Аарон и Мирьям, прекратились также облака славы и колодец, и они вернулись в заслугу Мойше. И из этого следует, что Мойше начал заниматься новой работой. Хотя его собственной задачей была работа пастыря Израиля («ман»), но его новое служение вернуло также облака и также колодец.

Признак истинного лидера еврейского народа – что он не занимается лишь работой, соответствующей его личному духовному уровню. Когда это необходимо – он отказывается от собственной пользы, оставляет себя в сторону и отдает себя целиком ради блага сынов Израиля.

Когда нужно приблизить сердца Израиля – даже самого низкого из народа – к Б-жественности – то пастырь Израиля отставляет все свои дела, и учит сынов Израиля еврейскому алфавиту, азам Торы и заповедей, или даже буквально учит читать по-еврейски.

Хотя он коhен, и «что делать коhену на кладбище» – «грешники, которые при жизни называются мертвыми»?

И ведь он же старейшина, «приобрел мудрость», и для чего ему «возвращать пропажу»? Это же не почетно для него[9], и это – не его дело; его дело – учить руководителей Израиля, как управлять еврейским народом, и не иметь дела с некошерными людьми.

И, тем не менее, когда умерли Аарон и Мирьям, и нет никого, кто мог бы этим заняться, глава Израиля обращается, чтобы самому заниматься всеми этими делами, хотя это не соответствует его уровню.

Йуд гимел

Сказано в Тании, что в каждом еврее есть искра Моше рабейну. И поскольку это так – в этом есть урок для каждого и каждого из народа Израиля. Хотя у каждого есть свои дела, тем не менее, когда нет колодца, в заслугу Мирьям, и облаков, в заслугу Аарона, и есть опасность от змей и скорпионов – требуется от каждого, чтобы он вернул колодец и облака, не задаваясь вопросом, его ли это дело или нет.

И даже если сам он находится на такой духовной ступени, что ему совершенно нечего опасаться змей и скорпионов, ибо он сумел сохранить свой Б-жественный лик («целем Элоким»), и поэтому нет ни у кого власти над ним, как говорится в Геморо, «злые звери не властвуют над человеком, иначе как представляется им животным» – тем не менее, поскольку в отношении других такая опасность существует, и, возможно, что нет «Аарона» и «Мирьям», которые позаботятся устранить опасность, это – пикуах нефеш[10], из-за которого оскверняют субботу, и это отталкивает всю Тору целиком, даже когда есть несколько сомнений, и даже если это только на один момент, и само собой, он должен сам заниматься тем, чтобы были и ман, и облака, и колодец.

И когда он оставит себя в сторону, и не будет думать, его ли это дело или нет, или ему следует заниматься более возвышенными делами, и будет приближать Израиль к Вс-вышнему, тогда Вс-вышний приблизит его самого и его семью, и даст им все, в чем они нуждаются, и в самом основном вопросе – исполнить приказание «и сделают мне Микдаш», ибо это заповедь, возложенная на общество в целом, на мужчин и женщин, и тогда исполнится «и Я буду находиться среди них», внутри каждого и каждого из Израиля.

[Ребе указал петь «Мимицраим геалтону»]

Йуд далет

Как правило, обычно не повторяют то, что говорилось в прошлом году.

— Не потому, что уверены, что все помнят, о чем шла речь, но потому что на это есть другой способ: вместо того, чтобы я должен был повторять это снова, можно найти кого-нибудь, кто помнит, и спросить у него –

Но тем не менее, я хочу повторить, о чем шла речь, поскольку это затрагивает идею этого дня:

Говорилось в прошлом году, что 12 тамуза – это день рождения моего тестя и учителя, Ребе, чье освобождение мы сегодня празднуем. И поскольку он – нешама клалит, и глава поколения, и в день его рождения «звезда его светит ярче», поэтому радость, которую доставляют ему в этот день – действует больше, чем радость в другие дни года, и посредством этого будет притяжение всех благословений.

И тем более и тем более, когда эта радость связана с Торой – поскольку это само по себе уже притягивает все благословения, как сказано: «если по законам Моим идти будете (что будете трудиться в изучении Торы), и дам Я дожди Ваши вовремя», и все остальные благословения, о которых говорится в главе, которые включают в себя все возможные материальные и духовные блага, которые могут потребоваться каждому человеку и каждому еврею – что все это зависит от изучения Торы.

И особое достоинство – когда речь идет об обучении Торы другим

Йуд заин

Выше говорилось о том, что можно выучить из истории, рассказываемой в Торе о колодце и облаках Б-жественной славы, что все время, пока Мирьям была жива в этом мире, был колодец в ее заслугу, и все время пока Аарон был жив в этом мире – были облака славы в его заслугу, и когда они умерли и ушли из этого мира – прекратились колодец и облака славы, и потом они вернулись в заслугу Мойше.

— Само то, что они вернулись в заслугу Мойше, доказывает, что было нечто дополнительное в служении самого Мойше, что смогло вернуть назад колодец и облака славы, ибо:

Известно, что все аспекты в Святости не приходят сами по себе, «даром», но даются лишь тяжелым трудом. Посредством «пробуждения снизу» происходит «пробуждение Свыше». Однако, труд человека снизу притягивает «пробуждение Свыше» несоизмеримо большее, чем его «пробуждение снизу». И это есть смысл того, что говорится, что Б-жественный свет покоится на «цельном месте».

Однако, когда прекратились колодец и облака славы, что означало нехватку также духовную, и поэтому за это мог «зацепиться» «ханаани царь Арада», решивший, «что дано право воевать с Израилем» – ибо это уже не «цельное место».

И поскольку, тем не менее, вернулись колодец и облака славы, необходимо сказать, что добавилось еще нечто в служении Мойше –

Ибо, хотя собственная работа Мойше – именно «ман» (изначально падавший в заслугу его), но когда это так? – все время, пока не было необходимости, чтобы благодаря ему были также колодец и облака славы (поскольку они были в заслугу Мирьям и Аарона). Но, когда возникла необходимость, чтобы также колодец и облака славы были благодаря ему (когда умерли Мирьям и Аарон) – тогда Мойше начинает заниматься также этим, хотя до сих пор он этим не занимался, и из этого ясно, что это не имело отношения к его личному совершенству.

Йуд хес

И кроме того урока, который мы учим от Мойше, что, когда есть необходимость в каком-то деле, он занимается им, хотя это «не его» дело (как говорилось выше подробно) – есть в этом еще один урок в отношении сынов Израиля, что после того, как умерли Мирьям и Аарон, они должны были получить все (включая также те аспекты, которые они изначально получали от Мирьям и Аарона) от Моше рабейну:

Есть люди, которые спрашивают, почему требуют от всех сынов Израиля изучать учение хасидизма Хабад – как это требовал мой тесть и учитель, Ребе – в то время как есть много путей в служении Вс-вышнему, как это передано тем или другим Ребе.

И например – в отношении учеников Магида:

У Магида были 120 учеников. Я не слышал этого от моего тестя и учителя, Ребе, но так я слышал от хасидов, что у Баал Шем Това было шестьдесят учеников, а у Магида было «вдвойне дух твой» – сто двадцать учеников.

Большинство из них – каждый на своем месте — был Ребе. Понятно, что это не только географическое различие, ибо быть Ребе – это духовный аспект, и само собой, различие между ними было в духовных вещах, в способах служения Вс-вышнему. Подобно тому, как мы находим в отношении ангелов – которые они не имеют отношения к географическому понятию «места» – различия между которыми (чем один ангел отличается от другого) — в уровне и ступени постижения Творца. И подобно этому в отношении учеников Магида, каждый из которых был Ребе в своем месте. Они отличались друг от друга в способах служения Вс-вышнему, и как следствие этого – происходило также различие в их нахождении в различных географически местах.

И это есть одно из объяснений, как хсидим объясняют, почему Алтер Ребе поселился именно в России – ибо там нужно было исправить аспект служения разума, привлечь людей разума, поэтому там поселился Алтер Ребе, основатель учения хасидизма Хабад; но в Волыни и Польше, где по разным причинам служение было по пути «хагас» – там поселились те, чье служение было соответствующим образом.

И само собой спрашивают: поскольку по разным причинам – от рождения или по природе – есть такие, которые какое-то время относились к тому или иному пути, почему сейчас требуют от них, чтобы они учили хасидут Хабада?

Йуд тес

И ответ – мы учим из того, что даже те вещи, которые делались посредством Мирьям и Аарона (колодец и облака славы), вернулись в заслугу Мойше.

Мирьям и Аарон и Мойше – три пастыря, каждый из которых обладал своими особыми достоинствами. Мирьям – пророчествовала еще перед рождением Мойше, Аарон – был первосвященником, а Мойше – был левитом, и есть мнение, что Мойше был коhеном, а Аарон – коhэн гадоль. Однако, главой поколения был только Мойше, «один глава у поколения». В отношении порядка воспитания и наставления сынов Израиля – поведение Аарона было по пути «любит мир и ищет мира, любит творения и приближает их к Торе» [и потому, когда он умер, сказано «и оплакивали его весь дом Израиля], а у Мойше был другой порядок. И подобно этому в остальных различиях, о которых шла речь выше (п.8).

Однако, все эти различия существуют только тогда, когда видят – беhашгаха пратит – что колодец существует в заслугу Мирьям, облака славы – в заслугу Аарона, и ман в заслугу Мойше. И само собой можно сказать – в нашем вопросе – что один имеет больше отношения сюда, а другой больше относится туда, к этому Ребе или к другому Ребе, но после того, как умер Аарон – даже тот, кто привык идти по пути Аарона, должен принять от Моше.

Коф

И он не может сказать, что поскольку он привык к пути Аарона, то даже после смерти Аарона у него будут «облака славы» как раньше, но что же? Раньше он должен был слушать и подчиняться словам Аарона, а сейчас ему некого слушать, и само собой он будет «сам сапожник»!..

Мой тесть и учитель, Ребе, рассказывал однажды (от имени хасида р. Бере Вольфа), что однажды кто-то сказал собственное объяснение в хсидус, и когда его спросили – откуда ты это взял? – Ответил: «в чем вопрос? – У меня есть голова, и я учил и думал пока не дошел до такого объяснения». – Ответил ему хасид и рассказал:

— Во время погромов упаси Б-г, был такой порядок, что после погромов евреи ходили среди гоим и выкупали у них награбленное. Однажды один еврей пришел в дом одного гоя в деревне, и увидел у него сидур, и купил у него. После этого он увидел, что у этого гоя есть пара тфилин, и когда гой запросил за них большую сумму, еврей начал кричать на него, как ты можешь просить такую сумму за вещь, которую ты украл, и обязан вернуть! – Гой, который перед погромом никогда не общался с евреями, не имел представления, что за вещь (тфилин) в его руках; и поскольку он знал, что это сделано из шкур животных, и от него тянутся длинные нити, как – леhавдиль – от ботинок [(Ребе усмехнулся:) – гой, конечно, не знал, но мы находим в Гемаре уподобление шнурка ботинок ремням тфилин: «В заслугу того, что сказал Авраам авину – от нитки и до шнурка ботинок», удостоились его сыновья двух заповедей, нить тхелет, и ремень тфилин] сказал – это же из шкуры, и я сам это сделал – «я сам сапожник»!

И подобно этому в нашем вопросе – когда еврей сам себе устанавливает порядок в жизни, без того, что над ним будет «баал а-баит». И как мой тесть и учитель, Ребе, выражался в подобных случаях, «навотная скотина»[11]. И когда я спросил у него, что означает «навотная скотина», он ответил, что это корова, у которого нет хозяина, и само собой, она пасется, где она хочет, и спит когда она хочет, дает молоко, там где ей хочется, а не там, где нужно, и брыкается не там, где нужно, хотя иногда бывает, что она иногда намеревается «как слепой в форточку», но в большинстве случаев она не намеревается. И в общем – когда нет хозяина, то его поведение подобно животному…

Коф алеф

И поэтому: все время, пока у каждого есть за кого держаться, и он держится за него, т.е., что есть над ним «баал а-баит», поскольку он сознает, что он не находится на ступени «главы Израиля, над которым нет никого выше, кроме Вс-вышнего»… но он мекушар к своему Ребе, едет к нему и спрашивает у него совета, и самое главное – исполняет его приказания, независимо от того, понимает ли он это или нет – тогда возможно различие в способах служения в зависимости от того, относится ли он к тому или иному Ребе, к Моше или к Аарону;

Но когда умер «Аарон» – он не может сказать, что также сейчас он может вести себя как и прежде. И например, также как при жизни своего учителя он не изучал хасидизм Хабад, так он может продолжать до ста двадцати лет, не изучая хасидут Хабад; ему достаточно – утверждает он – то, что раньше он ездил к Ребе, слышал от него какой-нибудь «ворт», и это уже освобождает его от необходимости самому учить хсидус, поскольку со стороны «посева», который посеял в нем учитель, будет «урожай» само собой, без необходимости самому трудиться, пахать и сеять, и без необходимости иметь над собой баал-а-баит – ибо посредством такого поведения он становится «бездомной скотиной»!



[1] В хасидут объясняется, что ор пними («внутренний свет») – всегда соответствует уровню воспринимающего, и этим отличается от ор макиф («внешний свет»). Пастбище указывает на еду, еда указывает на пнимиют, ибо еда, которую человек кушает, становится его плотью и кровью. Ребе фактически утверждает здесь, что основной аспект деятельности Моше – это «hашпаа пнимит» – внутреннее воздействие, на уровне воспринимающего. Прим. переводчика.

[2] Снова проводится та же мысль – там где есть пнимиют – не может быть единого уровня, одинакового для всех, но обязано быть множество уровней, соотвествующих уровню воспринимающего.

[3] «Любил творения и приближал их к Торе» (Авот гл. 1, мишна 12)

[4] Букв. «творения». Т.е., нет у них никаких других достоинств, кроме того, что они «творения», что Вс-вышний их сотворил.

[5] Про Моше рабейну это не сказано (прим. переводчика).

[6] От корня «мар» – «горький» (прим. переводчика).

[7] Бросать всех новорожденных детей в реку (прим. переводчика)

[8] Отделившегося от своей жены вследствие декрета фараона.

[9] См. Гемара Брахот 19, 2

[10] Опасность для жизни

[11] Старики говорят, что по польски и по белоруски это означает «бесхозная, беспризорная скотина» (прим. переводчика)