Странная ассоциация
Что такое тшува?
Тшува, как известно, означает раскаяние.
Алтер Ребе в Тании говорит, что раскаяние - и "решение не грешить более" - это только первая (и основная) часть тшувы, и, в известном смысле, самая проставят.
Вторая часть - это - каппара. Очищение. Очищение означает вернуться к чистоте перед Богом как до греха. Этот аспект кажется немного не понятным.
Грех это не только "преступление перед Царем мира". Царь мира - милосерден. И он прощает - как только ты просишь прощения - он прощает немедленно. И даже если ты снова и снова возвращаешься к прежнему греху - он снова и снова прощает тебе. И поэтому мы три раза в день говорим "слах лану", прости нас - в Шмоне Эсре.
Но: у Бога есть несколько систем управления. в известном смысле, прощение - это только перед Гашем. Перед аспектом Милосердия Бога.
Но есть другой аспект. Элоким. А Элоким это "тэва", природа.
И грех перед "Элоким" - это грех против природа человека и мира (рав Кук очень много говорит об этом).
И вот этот грех перед природой это куда труднее исправить.
Результат греха перед природой - как говорит рав Кука - это болезнь.
Даже если тебя простил Гашем, но "природа" не изменяется просто так. "По природе" грех приводит к болезни.
Любой грех приводит к болезни разума, сердца и всего тела.
И есть разные грехи и разные болезни.
И именно поэтому так трудно сделать тшуву, вериться к вере.
Человек, в результате греха, разрушает свой разум и свою сердце. И даже не подозревает об этом.
Он замечает, что он не способен радоваться, или он не находит в себе способность плакать о боле других, или о боле своем народа – он не понимает, что это болезнь.
И как обычно, чем быстрее обнаружится эта болезнь – тем больше шансов на излечение.
Ребе где-то говорит, что очень часто больной начинает кричать, что он самый здоровый. И он не идет к врачу. И его грех-болезнь только прогрессирует.
Рав Кук говорит, что эта логика греха и болезни – это не только отдельные люди, но также и целие коллективы и народы.
Рав Кук говорит о том, что весь народ Израиля был «болен» от изгнания.
И как часто бывает, «лечение» тоже свожено не очевидно.
Рав Кук говорит о том, что лечение от «боязни изгнания» - это вернуться в Эрец Исраэль. Это начать действовать физически, работать на земле. Защищать свою землю – это основное излечение против болезни изгнания.
Также рав Гинзбург говорит о «болезни» современного Израиля. И да, война это лекарство.
И требуется только одну – нельзя отставать процесс излечения. Нельзя выбросить лекарства в процессе выздоровления. Нужно долечить болезнь до конца.
*
Часто спрашивают – а где милость Бога?
Я бы сказал, что именно в этом. В том, что грех приводит к болезни, и в том, что болезнь можно вылечить.
Почему я так думаю? Потому что болезнь это сигнал. Что что-то не так. Если не было бы таких сигналов – мы бы не знал, что во мне правильно, а что нет. Мои грехи (и как следствие – болезни) показывают, в чем я не прав. Что я должен исправить в себе.