Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа 20 менахем ов 5724

Йуд

В продолжение того, что говорилось выше по поводу идеи тшуво[1],

— как рассказывается в Зогар в отношении Кфар[2] Таршо, что посредством того, что жители этого места приняли на себя исполнять указания рав Аха, исправилось у них не-желательное положение и состояние, которое у них было перед этим (ибо ведь не рассказывается, что добавились новые жители, но исправилось положение и состояние самих жителей этого места), и вплоть до того, что изменилось название этого места от «кфар Таршо» в «город Махасьо», что это подобно тому, что говорит Рамбам по поводу баал тшуво[3], что «изменяет свое имя, т.е., я другой, а не тот человек, который совершил эти действия», и поэтому «совершенный грех сказать баал тшуво, помни свои прежние дела» –

Мы находим в этой Мишне удивительную вещь:

В последней Мишне главы Йом Кипурим, что это последняя глава, которой заканчивается трактат Йома, приводится посук «микве Исроэл Гашем[4]«, «как миква[5] – очищает нечистых, также Вс-вышний очищает Израиль».

И на первый взгляд это совершенно непонятно:

Почему необходимо приводить доказательство того, что Вс-вышний может очистить сынов Израиля из того, что «миква очищает нечистых», — и разве можно сравнить силу Вс-вышнего с «миквой», что без этого бы мы не знали бы, что Вс-вышний очищает Израиль, и только, когда мы видим, что «миква очищает нечистых», тогда из этого становится понятно, что «Вс-вышний очищает Израиль»?! – На первый взгляд, должно быть наоборот!

Йуд алеф

И объяснение в этом:

Есть евреи, которые задают вопрос: почему сам Вс-вышний должен заниматься очищением нечистых?

Вс-вышний, царь над царями царей, приказывает еврею идти по определенному пути, и вести себя определенным образом, но, по какой бы то ни бы ни было причине, он согрешил и повредил и перешел путь по ошибке, и не исполнил волю Вс-вышнего, и тем более, что есть также такой, который сделал это сознательно, рахамоно лицлан[6], что он знал, что нельзя делать это, и не посчитался с волей Вс-вышнего.

И тем не менее, хотя Вс-вышний – Царь над царями царей, Он не только принимает раскаяние, и, как говорит Рамбам, что «он любим и желанен перед Вс-вышним, как будто бы никогда не грешил», и вплоть до того, что «их достоинство выше, чем достоинство тех, кто никогда не грешил», но еще, что сам Вс-вышний занимается тем, что помогает вернуться в тшуво.

И представь себе:

Речь идет о таком, который ведет себя противоположно воле Вс-вышнего; он знает что запрещено делать нечто, и тем не менее, делает это, вопреки воле Вс-вышнего. И, тем не менее, Вс-вышний опускается от своего величия, и это величие, которое эйн орох, и опускает себя, чтобы быть «эс дако ушфал руах[7]«, не дако ушфал руах в материальности, для Вс-вышнего простые камни и сапфиры равны, но «дако ушфал руах» в духовности, т.е., что в своей духовной жизни он опустился так низко, что невозможно упасть ниже.

И на первый взгляд: для чего должен Вс-вышний сам заниматься тем, что отмывать «цойас бнойс Цион[8]«, и самому очищать нечистых?! – Для этого Вс-вышний мог бы ограничиться «ангелом», «высшим ангелом», «посланником», «пророком», «учителем», или даже «синагогальным служкой»!…

Следует позвать «синагогального служку», и сказать ему: вот, есть человек, который ведет себя не так, как следует, и поскольку у тебя есть должность, за которую ты получаешь зарплату, ты должен опуститься к нему, поскольку он находится в низком положении, и говорить с ним такие слова, чтобы также он смог их понять, несмотря на его грубость, пока не добьешься, что он немного очистится («эр зол верн а биселе эйделер»), и после того, как «служка» очистит его немного – тогда пойдет заместитель раввина, чтобы разговаривать с ним, и после этого пойдет сам раввин, и после этого пойдет учитель раввина, и после этого пойдут «ангелы», и только после этого будет разговаривать с ним Вс-вышний!

Мишна отрицает это и говорит: «Вс-вышний очищает Израиль», и он не передает это кому бы то ни было.

Когда речь идет о еврее, который сын Авраама, Ицхака и Яакова – тогда «рохац Гашем эс цойас бнойс Цион», в то время, когда цоа[9] находится еще на их теле, и они в таком положении и состоянии, что они не стыдятся этого – Вс-вышний не полагается ни на кого, но он сам идет и отмывает цойас бнойс Цион. И как говорит Писание, «hашойхен итом бесойх тумосом[10]«, и Он сам хочет отмыть их.

Но есть такой, который не верит этому:

Он сам знает, насколько он низок, и для него достаточно, чтобы с ним говорил еврей, который несколько выше него, или намного выше него, и вплоть до того, чтобы пришел к нему «ангел»; но разве возможно, чтобы сам Вс-вышний унизил себя, чтобы опуститься к нему?!

И, как говорит Алтер Ребе в Тания: «великий и могущественный царь», который опускается к «простому и презренному человеку, мерзкому, валяющемуся в отбросах», он валяется в отбросах, и еще получает удовольствие от этого…

И тем не менее: когда есть такой, который не верит этому, и думает, что, наверное, Вс-вышний пошлет шлухим, но не так, что он сам будет заниматься этим, — на это приводят доказательство: «микве Исроэл Гашем», «как миква – очищает нечистых, так Вс-вышний очищает Израиль», ибо поскольку Вс-вышний установил заповедь очищения в микве, поэтому он сам должен также исполнять эту заповедь.


[1] Тшуво — Раскаяние; возвращение

[2] поселок, селение

[3] Букв. «обладатель тшувы». Раскаивающийся грешних

[4] «Вс-вышний надежда Израиля» (Йирмийа 17, 13)

[5] бассейн для ритуального омовения

[6] не дай Б-г

[7] «С тем, кто сокрушен и смирен духом,» (Йешайа 57, 15)

[8] «Скверна дочерей Цийона» (Йешайа 4, 4)

[9] испражнения

[10] «Пребывающий с ними (даже) среди их нечистоты.» (Ахарей 16, 16)