Беседа 20 менахем ов 5724

Йуд

В продолжение того, что говорилось выше по поводу идеи тшуво[1],

- как рассказывается в Зогар в отношении Кфар[2] Таршо, что посредством того, что жители этого места приняли на себя исполнять указания рав Аха, исправилось у них не-желательное положение и состояние, которое у них было перед этим (ибо ведь не рассказывается, что добавились новые жители, но исправилось положение и состояние самих жителей этого места), и вплоть до того, что изменилось название этого места от "кфар Таршо" в "город Махасьо", что это подобно тому, что говорит Рамбам по поводу баал тшуво[3], что "изменяет свое имя, т.е., я другой, а не тот человек, который совершил эти действия", и поэтому "совершенный грех сказать баал тшуво, помни свои прежние дела" –

Мы находим в этой Мишне удивительную вещь:

В последней Мишне главы Йом Кипурим, что это последняя глава, которой заканчивается трактат Йома, приводится посук "микве Исроэл Гашем[4]", "как миква[5] – очищает нечистых, также Вс-вышний очищает Израиль".

И на первый взгляд это совершенно непонятно:

Почему необходимо приводить доказательство того, что Вс-вышний может очистить сынов Израиля из того, что "миква очищает нечистых", - и разве можно сравнить силу Вс-вышнего с "миквой", что без этого бы мы не знали бы, что Вс-вышний очищает Израиль, и только, когда мы видим, что "миква очищает нечистых", тогда из этого становится понятно, что "Вс-вышний очищает Израиль"?! – На первый взгляд, должно быть наоборот!

Йуд алеф

И объяснение в этом:

Есть евреи, которые задают вопрос: почему сам Вс-вышний должен заниматься очищением нечистых?

Вс-вышний, царь над царями царей, приказывает еврею идти по определенному пути, и вести себя определенным образом, но, по какой бы то ни бы ни было причине, он согрешил и повредил и перешел путь по ошибке, и не исполнил волю Вс-вышнего, и тем более, что есть также такой, который сделал это сознательно, рахамоно лицлан[6], что он знал, что нельзя делать это, и не посчитался с волей Вс-вышнего.

И тем не менее, хотя Вс-вышний – Царь над царями царей, Он не только принимает раскаяние, и, как говорит Рамбам, что "он любим и желанен перед Вс-вышним, как будто бы никогда не грешил", и вплоть до того, что "их достоинство выше, чем достоинство тех, кто никогда не грешил", но еще, что сам Вс-вышний занимается тем, что помогает вернуться в тшуво.

И представь себе:

Речь идет о таком, который ведет себя противоположно воле Вс-вышнего; он знает что запрещено делать нечто, и тем не менее, делает это, вопреки воле Вс-вышнего. И, тем не менее, Вс-вышний опускается от своего величия, и это величие, которое эйн орох, и опускает себя, чтобы быть "эс дако ушфал руах[7]", не дако ушфал руах в материальности, для Вс-вышнего простые камни и сапфиры равны, но "дако ушфал руах" в духовности, т.е., что в своей духовной жизни он опустился так низко, что невозможно упасть ниже.

И на первый взгляд: для чего должен Вс-вышний сам заниматься тем, что отмывать "цойас бнойс Цион[8]", и самому очищать нечистых?! – Для этого Вс-вышний мог бы ограничиться "ангелом", "высшим ангелом", "посланником", "пророком", "учителем", или даже "синагогальным служкой"!...

Следует позвать "синагогального служку", и сказать ему: вот, есть человек, который ведет себя не так, как следует, и поскольку у тебя есть должность, за которую ты получаешь зарплату, ты должен опуститься к нему, поскольку он находится в низком положении, и говорить с ним такие слова, чтобы также он смог их понять, несмотря на его грубость, пока не добьешься, что он немного очистится ("эр зол верн а биселе эйделер"), и после того, как "служка" очистит его немного – тогда пойдет заместитель раввина, чтобы разговаривать с ним, и после этого пойдет сам раввин, и после этого пойдет учитель раввина, и после этого пойдут "ангелы", и только после этого будет разговаривать с ним Вс-вышний!

Мишна отрицает это и говорит: "Вс-вышний очищает Израиль", и он не передает это кому бы то ни было.

Когда речь идет о еврее, который сын Авраама, Ицхака и Яакова – тогда "рохац Гашем эс цойас бнойс Цион", в то время, когда цоа[9] находится еще на их теле, и они в таком положении и состоянии, что они не стыдятся этого – Вс-вышний не полагается ни на кого, но он сам идет и отмывает цойас бнойс Цион. И как говорит Писание, "hашойхен итом бесойх тумосом[10]", и Он сам хочет отмыть их.

Но есть такой, который не верит этому:

Он сам знает, насколько он низок, и для него достаточно, чтобы с ним говорил еврей, который несколько выше него, или намного выше него, и вплоть до того, чтобы пришел к нему "ангел"; но разве возможно, чтобы сам Вс-вышний унизил себя, чтобы опуститься к нему?!

И, как говорит Алтер Ребе в Тания: "великий и могущественный царь", который опускается к "простому и презренному человеку, мерзкому, валяющемуся в отбросах", он валяется в отбросах, и еще получает удовольствие от этого…

И тем не менее: когда есть такой, который не верит этому, и думает, что, наверное, Вс-вышний пошлет шлухим, но не так, что он сам будет заниматься этим, - на это приводят доказательство: "микве Исроэл Гашем", "как миква – очищает нечистых, так Вс-вышний очищает Израиль", ибо поскольку Вс-вышний установил заповедь очищения в микве, поэтому он сам должен также исполнять эту заповедь.


[1] Тшуво - Раскаяние; возвращение

[2] поселок, селение

[3] Букв. "обладатель тшувы". Раскаивающийся грешних

[4] "Вс-вышний надежда Израиля" (Йирмийа 17, 13)

[5] бассейн для ритуального омовения

[6] не дай Б-г

[7] "С тем, кто сокрушен и смирен духом," (Йешайа 57, 15)

[8] "Скверна дочерей Цийона" (Йешайа 4, 4)

[9] испражнения

[10] "Пребывающий с ними (даже) среди их нечистоты." (Ахарей 16, 16)

Запись опубликована в рубрике: .