Глава "Бегар"
Наши учителя, благословенна память их, рассказывают[1], что во время Дарования Торы собрались все горы, и каждая гора утверждала, что нужно дать Тору на ней. Гора Тавор говорила, что она имеет преимущество в том, что она – самая высокая гора. Гора Кармель говорила, что она помогла при рассечении Красного моря. Вс-вышний ответил им[2]: "почему вы хотите судиться, горбатые горы", тем, что вы высоко себя ставите – это делает вас ущербными – "горбатыми", - "Гора, на которой Всесильный пожелает обитать[3]" - это гора Синай, которая ниже всех гор.
На первый взгляд, непонятно, если достоинство – это униженность, то нужно было бы дать Тору в долине, или, по крайней мере, на равнине, а не на горе; если достоинство – это возвышение – то нужно было бы дать на горах, которые выше, чем Синай?
Объяснение состоит в том, что намерение Дарования Торы – это соединение противоположностей: должна существовать материальность, но саму эту материальность нужно превратить в Б-жественность. И это символизирует гора Синай, которая "ниже всех гор", униженность и возвышение одновременно.
И "гора Синай" дает евреям силу превратить материальность в Б-жественность, и исполнить намерение и цель Творения – сделать этот мир "жилищем Ему, благословенному, в нижних".
2
После этого станет также понятно, почему всюду говорится "с Синая": "Мойше получил Тору с Синая[4]", "закон, полученный Мойше с Синая", "все, что откроет прилежный ученик, сказано Мойше с Синая[5]", и т.д. На первый взгляд, почему так важна идея "с Синая", ведь, по идее, главное – что это говорил Вс-вышний, и ведь Он находится везде, "нет места, свободного от Него". Почему так важно добавлять "с Синая"?
Но в соответствии с вышесказанным можно это понять: цель Торы – соединить противоположности, гору и "ниже всех", сделать из "нижних" жилище для Вс-вышнего.
И это есть основное новшество Дарования Торы – не только относительно того, что "отцы соблюдали всю Тору прежде, чем она была дана", поскольку это было "тот, кому не приказано, а он исполняет[6]", но также относительно семи заповедей сынов Ноя, и даже относительно заповедей, которые были приказаны в Моро. Как говорится в Мидраш Раба, что перед Дарованием Торы существовало разделение: небеса и земля не имели никакого контакта, "небеса – небеса принадлежат Вс-вышнему, а землю отдал сынам человеческим[7]". Во время дарования Торы Вс-вышний устранил это разделение. И поскольку вся идея Дарования Торы – это соединение небес и земли, поэтому Тора была дана на горе Синай – олицетворяющей соединение двух противоположностей.
Поэтому всегда подчеркивается, что Тора была дана "с Синая". Если кто-либо спросит, каким образом можно соединить две противоположности, ему ответят: "С Синая ты имеешь на это силу". Если даже неживой природе, наиболее низкой из всех видов творения ступени, Вс-вышний дал способность соединять противоположности, - тем более человек, "обладающий способностью речи", наивысший из всех видов творения, несомненно, имеет силу соединять две противоположности, и исполнить намерение "жилища Ему, благословенному, среди нижних[8]", когда сами "нижние" станут жилищем для Вс-вышнего.
3
Соединение противоположностей в "горе Синай" по простому смыслу означает соединение аспектов возвышения и самоустранения. Поскольку в Торе каждая вещь точна, то кроме общего указания на объединение верхних и нижних миров, в этом указывается также идея соединения противоположных движений возвышения и самоустранения, как это должно быть у человека, который изучает Тору и исполняет заповеди.
И в этом есть несколько уроков:
4
Первое:
Для получения Торы необходимы два условия:
(1) Твердость и возвышение, не стыдиться насмехающихся. "Не стыдиться насмехающихся" - это начало всего Шулхан Оруха, не бояться никого в мире, и обладать истинной твердостью, чтобы изучать Тору и исполнять заповеди.
(2) Самоустранение и скромность, ибо про гордеца сказано[9]: "Я и он не могут пребывать вместе". Сосуд для Торы и заповедей – это только самоустранение. "И душа моя пусть будет как прах перед всеми[10]" - (тогда приходит) "раскрой мое сердце в Торе Твоей, и в заповедях Твоих…[11]".
И эти две идеи – твердость и возвышение с одной стороны, и самоустранение и скромность - с другой, не противоречат друг другу. Ибо твердость, которая в нем – это не со стороны его собственного высокомерия, не со стороны его сущеествования. Он хорошо представляет, где он "держит", что каждый – лучше его – "ниже всех гор". Тем не менее, он тверд в вопросах Торы и заповедей, поскольку тем самым он исполняет Б-жественную волю, и он настолько предан и погружен в исполнение Б-жественной воли, что он приобретает в этом самую большую твердость, и тогда падают все преграды и препятствия.
Он полностью самоустранен, и, тем не менее, у него есть возвышение и твердость, чтобы получить Тору и исполнять ее самоотверженно.
5
Более глубоко – из того, что другие горы пришли к Вс-вышнему, и сказали, что нужно дать Тору на них, поскольку они – "высокие горы", понятно, что идея "горы" - это достоинство.
Если бы "гора" символизировала бы просто высокомерие, то горы изначально не могли бы предположить, что это может стать причиной для того, чтобы дать Тору с них, наоборот, "Тора не находится среди высокомерных[12]", необходимо сказать, что это такое возвышение, которое представляет собой достоинство.
Так говорится в учении хасидизма, что "гора" символизирует очищение и возвышение неживой природы, "растительное в неживом[13]". И тем не менее, именно тогда нужно находится в полном самоустранении и униженности.
То же самое в духовности. Известно, что "бедняк – это нищий знанием[14]", и "богатый – тот, кто богат знанием[15]", и самоустранение, о котором говорится "пусть моя душа будет как прах перед всеми", которое требуется в качестве подготовки к "раскрой сердце мое в Торе Твоей, и в заповедях Твоих…" - требуется даже от "богатого знанием", и зная, что он по-настоящему "богат" - он одновременно с этим должен быть "как прах перед всеми".
И как известно объяснение в "И этот человек, Мойше, очень скромен, скромнее любого человека на земле[16]", что, хотя Мойше, учитель наш, сознавал собственные достоинства, что Тора была дана через него, тем не менее, он считал себя меньше любого человека на земле, даже поколения "пяток Мошиаха", поскольку он считал, что его достоинства начались с того, что Вс-вышний дал ему, и если бы другому еврею дали подобные достоинства, тот бы смог достичь большего.
Благодаря самоустранению Мойше, тому, что он для себя самого не был возвышен, даже из-за достоинств, которыми он обладал, он смог стать сосудом для Торы, и Тора была дана через него.
6
В соответствии с этим можно будет также понять, почему говорится "Мойше получил Тору с Синая". Ведь на первый взгляд, какое имеет значение, кто получил Тору, главное – что Тора дана Вс-вышним?
Но после того, что говорилось ранее, это становится понятным. Указание в том, что Мойше получил, подобно подчеркиванию того, что Тора приходит с Синая. Каждый еврей, который идет к Торе, должен раскрыть в себе качества Мойше, в обоих аспектах:
1) Твердость и самоустранение одновременно, как говорится про Мойше, "И будет в Израиле царь", и одновременно с этим – "очень скромен, скромнее любого человека".
2) Скромность – даже осознавая собственные достоинства.
7
В этом заключается также идея недель между Песах и Шавуот, после "когда ты выведешь народ из Египта" и перед "будете служить Вс-вышнему на этой горе" изучают Пиркей Авот, в качестве подготовки к Дарованию Торы. (Поскольку в трактате Авот говорится о моральных качествах и умении вести себя, и "умение себя вести предшествует Торе[17]". И трактат Авот начинается с "Мойше получил Тору с Синая", поскольку начало подготовки к получению Торы – это качества Мойше и Синая, ибо это есть первая подготовка для получения Торы с радостью, и так, чтобы это достигло глубины души.
(Ликутей сихойс т. 1 стр. 276 (гл. Бегар), Собрано из бесед субботы гл. Бегар 5718, субботы благословения месяца ияр 5716)
[1] Мидраш Теhилим 68, 17 (Издание Бубера), и см. также Мегила 29, 1
[2] Теhилим 68, 17
[3] Там же
[4] Пиркей Авот в начале
[5] Мидраш Раба Вайикра 22, 1
[6] "Тот, кому приказано, и он исполняет – стоит выше, чем тот, кому не приказано, а он исполняет" (Ялкут Шимони Вайикро 18, ремез 587)
[7] Теhилим 115, 16
[8] Танхума Насо, 16.
[9] Сота 5, 1
[10] Из молитвы (Сидур издания "Шамир" стр. 61
[11] Там же
[12] Эйрувин 55, 1
[13] См. также Сефер мааморим 5704, стр. 214
[14] Недарим 41, 1
[15] Там же
[16] Бемидбар 12, 3
[17] Вайикра Раба гл. 9, 3. Там же гл. 38, 6