Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Беседа 20 менахем ов 5724 (2)

Ч. 2

Тес Вов

В недельной главе, как во всей книге Дворим, Мойше рабейну повторяет и рассказывает сынам Израиля все, что произошло с ними в течение сорока лет, пока они были в пустыне. И поскольку эти истории были поставлены в Торе, то понятно, что каждый из нас может выучить из них то, что имеет отношение также к нему, и то, что имеет отношение к нему в наше время и в нашем месте.

И в отношении нашего вопроса – недельной главы и главы, которую читают сегодня, как упоминалось выше по поводу установления изучать каждый день часть главы, которая имеет отношение к этому дню:

В начале дневного раздела рассказывается, что «в то время сказал Вс-вышний ко мне, вырежь себе две скрижали каменные как первые…» (как говорилось выше п. 2), что это было в первый год их исхода из Египта.

И в продолжение дневного раздела рассказывается по поводу события, которое произошло в конце сорокового года, тридцать девять лет спустя – «увней Исроэл носъу мибейройс бней Яакон Мойсейро, шом мейс Аhаройн[1]…»

И после этого сказано: «боэйс hаhи hивдил Гашем эс шейвет лейви лосейс эс аройн брис Гашем[2]…», и объясняет Раши: «связано с первым вопросом… в первый год вашего исхода из Мицраим, и вы сделали эгель[3], и сыновья Леви не пошли за ним, отделил их Вс-вышний от вас».

И продолжает Раши объяснять: «И поставил этот посук рядом с историей о возвращении в бней Яакон, сказать тебе, также в этом не ошиблись сыновья Леви, но стояли в своей вере» – как он объяснил выше на посук «увней Исроэл носъу мибейройс бней Яакон Мойсейро шом мейс аhаройн», «И разве из бейройс бней Яакон поехали в мосейро, и ведь из мойсройс пришли в бней Яакон, как сказано «вайисъу мимойсеройс…», и еще «шом мейс аhаройн» – и ведь в hор hа-hар он умер, выйди и посчитай и найдешь восемь переходов от мойсейро к hор hо-hор, но также это из упреков: «И еще вы сделали это, когда умер Аарон в конце сорокового года, и поднялись облака славы, вы испугались войны с царем Арада, и поставили во главе себя людей, чтобы вернуться в Египет, и вы вернулись назад на восемь переходов, до бней Яакон и оттуда в Мойсейро, там воевали с вами сыновья Леви… пока не вернули вас…»

Тес заин

И в этом вопросе есть указание и поучение также в отношении нашего времени:

Сыны Израиля, где бы они ни находились, находятся сейчас в изгнании. Наш праведный Мошиах все еще не пришел, и мы находимся в положении, что нужно бояться других народов, и считаться с ними – не в отношении еврейства, хас ве-шолом, но в отношении материальных аспектов, которые связаны с природой этого мира, как торговля, должности и т.п., и к сожалению, положение таково, что другие народы они сильны в материальности, а сыны Израиля – слабы в материальности; но несмотря на то, что находятся в изгнании, сыны Израиля все более приближаются к истинному и полному избавлению, что тогда будет у них «эрец тойво урхово[4]«, вся земля Израиля полностью.

И об этом рассказывает нам Тора, чтобы мы знали, что уже было в прошлом такое положение и состояние, и из этого мы знаем, кто те евреи, которые идут в землю Израиля и остаются там, а не убегают хас ве-шолом, и становятся «йордим» (как называют их сегодня) – те, кто относятся к колену Леви, которые не позволили, чтобы их заставили ошибиться в грехе тельца.

В то время были «эрев рав[5]«, которые утверждали, что должны быть «кехол hагоим бейс Йеhудо[6]«, и поскольку в Эрец Мицраим – которая была тогда самым сильным царством и самым культурным царством во всем мире – есть «эгель» которому поклоняются, должны также сыны Израиля поступать так: «эйле Элойкехо Исроэл[7]«.

Сыны Израиля – утверждают эрев рав – это малый народ, который нуждается в народах мира, которые вокруг него; есть народы, от которых требуется получить помощь и поддержку, и есть народы, которых нужно бояться. И для того, чтобы сыны Израиля могли состязаться с остальными народами, и получать от них помощь и поддержку – это только посредством того, что уподобятся им. И поскольку у народов мира есть идол – эгель, то, «эйле Элойкехо Исроэл»… Это единственный путь, чтобы народ Израиля мог быть среди народов, и состязаться со всеми трудностями, которые есть в мире; но полагаться на «чудо», что «все народы будут идти каждый с именем своего бога», и тем не менее, «анахну нейлех бешейм Гашем Элойкейну[8]«, — на это нет у нас сил, хас ве-шолом, поскольку они – многочисленны, а мы – малочисленны.

И про это рассказывается в главе, которую мы читаем сегодня – что это не таким образом, что делают «тельца» а потом идут в Эрец Исроэл, но – те самые евреи, которые делают «тельца», рахамоно лицлан, в конечном счете, они убегают из Эрец Исроэл, и тянут за собой еще евреев, говоря, что Эрец Исроэл – это маленькая страна, и есть в ней много трудностей, и напротив этого – земля Мицраим – это большая страна, много больше и много шире чем Эрец Исроэл, и есть в ней все материальные блага, культура, и все маръин бишин[9], которые есть в Эрец Мицраим.

И подобно этому в наши дни:

Есть такие, которые утверждают, что для того, чтобы быть «культурным человеком» (одом мин hайишув), одеваться красиво, водить современный автомобиль, построить «карьеру», достичь высокого социального статуса в обществе – невозможно одевать тфилин, молиться три раза в день, соблюдать кашрус, не нарушать hасогас гвул[10], и закрывать свой бизнес в субботу и в праздники, и не брать «должность», в которой он вынужден будет нарушать Шулхан Орух, и если он коhен – не идти работать в больницу, для того, чтобы не оскверниться – поскольку посредством такого поведения он будет не в состоянии состязаться с гоим, которые вокруг него, и само собой, он не сможет обеспечить свое существование (лой йиhйе лой киюм).

И в результате, те, кто говорят так – от них приходят все те тысячи евреев, которых называют «йордим»!

Можно подумать, что они {просто} переезжают из одной страны в другую, но в действительности, это – по имени, данному им евреями, это аспект истинного опускания:

Это переезд из «земли, что глаза Вс-вышнего Б-га твоего над ней от начала года и до конца года», т.е., переезд от положения и состояния, когда ощущают в течение всего года, что Вс-вышний смотрит на каждого еврея в отдельности, не только «от начала года» – в Рош аШоно и Йом Кипур, но «до конца когда»; каждый день в году находятся вместе с Вс-вышним, в тех же далет амойс, и Вс-вышний смотрит на него, соблюдает ли он кашрус, одевает ли он тфилин, соблюдает ли он субботу и праздники, и воспитывает своих детей, сыновей и дочерей, к изучению Торы, Торы истины, и исполнению ее заповедей в ежедневной жизни.

Для того, чтобы Эрец Исроэл была достойна своего имени, не только земля, имеющая отношение к евреям, но земля, проникнутая еврейством («а йидише ланд»), нет другого пути, кроме отрицания тельца: телец, которому поклоняются все народы мира – не только не поклоняются ему, но наоборот, сжигают его, и не делают это скрытно, поскольку стесняются этого, но сообщают всем народам во всем мире, что «не будет у тебя других Б-гов», и «шакейц тешакцейну весаэйв тесаавейну[11]«. И это есть достоинство колена Леви, что не только, что не поклонились тельцу, и поэтому они стали руководителями всем сынам Израиля, которые хотят идти по пути, который указывает им колено Леви, идти в Эрец Исроэл, и сделать из нее «Эрец тойво урхово», как в духовности, так и в материальности.

Йуд заин

И как говорилось, это не аспект, который произошел только во времена Мойше рабейну, но – «Тора вечна» (как говорит Алтер Ребе в Тании), указание и урок также в наши дни:

Те, кто в действительности предан Эрец Исроэл, и хотят, чтобы земля Израиля была заселена евреями – они, прежде всего, должны сжечь эгель, и знать, что не как все народы дом Израиля, но «hейн ам леводод ийшкойн, увагоим лой йисхашов[12]«, они не считаются с другими народами, и гоим не пускают их среди себя, зная, что еврей и гой не могут объединиться между собой.

Различие – что гоим это помнят, рахамоно лицлан, при каждой возможности видят и чувствуют это; но у евреев – есть такие, которые хотят обмануть самих себя, и утверждают, что нужно пойти на компромисс с Шулхан Орухом, и внести немного чужих вещей из «красоты Йофеса», не отказываясь от Вс-вышнего, хас ве-шолом, но сказать «эйле элойкехо Исроэл[13]«… Есть Вс-вышний, и есть «золотой телец», и в чем проблема?!… Пусть будет «раввин», и также, леhавдил[14], противоположность этому, и пусть каждый идет туда, куда он хочет, и в сущности, почему тот еврей не сможет сделать обе эти вещи: когда он находится у себя дома – он будет относиться к Гавайе Эход, а когда он придет к народам мира – что там есть «эгель» – тогда он будет как все, и также поклонится…

И в действительности, это невозможно: или эгель[15], или Вс-вышний! На это говорят «ад мосай атем пойсхим ал штей hа-сеипим[16]«, «Если Вс-вышний – Б-г – идите за ним», и те, кто говорят обратное – они не должны обманывать себя, но должны сознавать, что таким образом они не могут идти за Вс-вышним.

И это относится не только к тфилин, кашрус, субботе и праздникам, но, как рассказывается в Торе, что это нашло свое выражение также в отношении к Эрец Исроэл в материальности – что те, кто считали, что также «эгель» – это реальность, поскольку народы мира поклоняются ему, они при первой же возможности вернулись от того, чтобы идти в Эрец Исроэл.

Йуд хес

И следует выучить еще одно указание из того, что колено Леви воевали с ними и вернули их – что не следует отчаиваться от еврея:

Даже те, кто не только не хотели продолжать идти в Эрец Исроэл, но вернулись назад, и не только один переход, но еще переход и еще переход, до восьми переходов, не позволили им, хас ве-шолом, вернуться в Мицраим.

В соответствии с принципами «демократии» – не следует принуждать взрослого человека против его воли: ты хочешь идти в Эрец Исрэол – иди в Эрец Исроэл, но если кто-то хочет идти в Египет – почему ты мешаешь ему?!..

Но – не таким путем получают Эрец Исроэл, и не таким путем придет истинное избавление. Мошиах – заставит весь Израиль идти по ней! Если только он сын Авраама, Ицхака и Яакова – нельзя отчаиваться от него, и нужно забыть о «демократии».

«Демократия» – имеет отношение к вопросам торговли, и т.п., или даже в отношении закона Торы – «ахарей рабим леhатойс[17]«; но когда идет речь о соблюдении субботы, одевании тфилин, кашрус, цниюс[18] (что мальчики и девочки не должны быть и запрещено им быть вместе) – не имеет значение, что думает большинство, или даже что думают все; даже если «весь мир с одной стороны», но со второй стороны стоит наш отец Авраам, «эход hойо Авроhом[19]«, и посредством того, что он не боится всего мира, тогда «вайираш эс hоорец[20]» – таким образом получают Эрец Исроэл.

И это то, что показало колено Леви – что не только, что они сами пошли в Эрец Исроэл, но еще, что они погнались за теми, кто вернулся назад, и воевали с ними, вплоть до того, что заставили их вести себя как положено еврею и идти в Эрец Исроэл.

Таким образом сыны Израиля вошли в Эрец Исроэл во время первого избавления посредством «гоэл ришойн[21]«, Мойше рабейну, и это путь чтобы войти в Эрец Исроэл во время истинного и полного избавления посредством «гойэл ахаройн[22]«.

А требование поставить на голосование – должен ли еврей одевать тфилин, и если он не хочет этого – нельзя говорить с ним об этом, поскольку это принуждение – это противоположность Торе, и противоположность пути получить Эрец Исроэл.

Йуд тес

И представь себе:

Когда идет речь о защите границ Эрец Исроэл от других народов, не спрашивают у еврея, хочет ли он идти в армию, или нет, но заставляют его делать это, поскольку знают, что это этого зависит цельность земли Израиля, чтобы не захватили ее народы хас ве-шолом.

Однако, земля Израиля это не только материальность; это земля, что «томид эйней Гашем Элойкехо бо мирейшис hашоно веад ахарис шоно[23]«. Существование Эрец Исроэл таково, что есть в ней раскрытие Б-жественности в течение всего года, от Рош аШоно и до последнего дня года. Но, желание Вс-вышнего, чтобы этот аспект был притянут вниз, ниже десяти ладоней, и поэтому облачилась духовная Эрец Исроэл в материальную Эрец Исроэл.

И поскольку это так, то, если в отношении материальной Эрец Исроэл, не спрашивают у еврея, хочет ли он идти в армию, но, поскольку знают, что это – опасность, то берут его, и он, действительно, подчиняется и защищает Эрец Исроэл, — и тем более и тем более, когда нужно защитить душу Эрец Исроэл, что, несомненно, это не такая вещь, которую нужно ставить на голосование, и спросить сначала, хочет ли он исполнять Тойрас Мойше или нет, хочет ли он признать, что «Гашем эход» в этом материальном мире, или нет, и считаться с его мнением;

Но, следует вести себя в соответствии с указанием из истории, которую мы читаем в сегодняшнем дневном разделе, что сыновья Леви не пошли сами в Эрец Исроэл, оставив в пустыне тех, кто вернулись назад, но погнались за ними, и воевали с ними, и в конечном счете добились, что также они признали истину – забыть про «эгель», и идти по своей доброй воле, чтобы захватить Эрец Исроэл.

Коф

И Тора – вечна.

Нужно знать, что нет другого пути; по-другому нельзя унаследовать Эрец Исроэл. Уже пытались всеми путями, и уже пытались народы, которые материально были сильнее, чем сыны Израиля, и они владели землей Израиля сотни лет, но, в конце концов – «ватоки hоорец эс йойшвеhо[24]«: кнааним, йишмаэлим, и ноцрим – всех их «исторгла» земля Израиля.

Земля Израиля может существовать посредством еврейства, и еврейство означает – не только чувство в сердце, но – одевать тфилин, соблюдать кашрут, субботу, чистоту семьи, и воспитывать мальчиков и девочек, маленьких вместе с взрослыми, не спрашивая, что хотят родители, но воспитывать их в соответствии с благом детей.

Родители, которые бьют своих детей – их помещают в тюрьму, и забирают от них детей, и обеспечивают, чтобы их не били. Так ведут себя, когда речь идет о теле ребенка; но, когда родители хотят убить душу ребенка – вдруг появляется «соображение», что, поскольку это его отец и его мать, то никто не имеет права вмешиваться в сохранении души ребенка!…

Невозможно, чтобы душа была больна, хас ве-шолом, а тело осталось здоровым. Нет таково в реальности. Душа дает жизнь телу, а не наоборот, чтобы тело давало жизнь душе. И поэтому есть необходимость, чтобы душа была в совершенстве жизненности и силы, и это есть путь воздействовать на больное тело – чтобы оно было здоровым телом, а не наоборот, хас ве-шолом.

И поэтому, если не позволяют отцу и матери калечить тело ребенка – тем более и тем более, что не следует позволять им привести к тому, чтобы ребенок был увечным в своей душе.

И в этом не имеет отношение «ахарей рабим леhатойс[25]«.

Колено Леви было одним из двенадцати колен. И кроме того, в счете всего колена – о котором Тора рассказывает в главах перед этим – мы находим, что число сыновей Леви было меньше, чем число сыновей самого маленького колена. Т.е.: не только, что колено Леви было маленьким меньшинством относительно всего числа сынов Израиля, но также в качестве колена число людей в нем было мало количественно; самое малое колено.

Но, у колена Леви было поведение со стороны души, и когда управление идет со стороны души, то, в конечном счете, душа дает жизнь всему телу, даже если изначально была часть тела, которая не хотела, чтобы в него проникла жизненность души.

И понятно, что невозможно сказать: понятно, тело – его можно пощупать, измерить и взвесить, и видеть его материальными глазами; но в отношении души – нужно верить в ее существование, поскольку так написано в Торе, так указывает разум и т.д. И если так, почему нужно полагаться на душу; лучше щупать тело и подчиняться ему… — ибо все знают, что здоровье и счастье тела зависит от того, что душа управляет телом, а не тогда, когда тело управляет душой.

Коф алеф

И так, как это говорится в отношении каждого отдельного человека, так это и в отношении общности еврейского народа, ибо он «единый цельный рост», единое тело:

Есть душа всего еврейского народа, что это – Тора, и как объясняет рав Саадия гаон: «наш народ является народом только посредством своей Торы», т.е., что существование еврейского народа в качестве нации это только и исключительно посредством Торы, которая есть душа и глубина (как говорит Зогар) народа Израиля, который подобен «телу» в отношении к Торе.

И когда обеспечивают, чтобы душа была здоровой и сильной – тогда народ здоров, и живет здоровой жизнью.

И в здоровой жизни включается также обещание Вс-вышнего «везоракти алейхем маим тhойрим утhартем, микол тумойсейхем умикол гилулейхем[26]…», как говорилось выше п. 14, и тогда – «И я приведу вас на вашу землю», таким образом, что сыны Израиля и земля Израиля становятся единым целым.

И в отношении всех остальных народов – как это у них будет воспринято, и что они скажут на то, что сыновья Израиля ведут себя таким образом – даже в самые лучшие времена отношение народов мира к Израилю таким образом, как сказано «хесед леумим хатос[27]«, и всегда знали народы мира – как сообщил им их пророк, мудрейший и возвышенный среди них – что сыны Израиля это «народ, который живет отдельно», таким образом, что чтобы им ни говорили, и что бы с ними не делали, они всегда останутся сами по себе, «леводод йишкойн».

— Еврей может обманывать самого себя, но он не может обмануть народы мира; они знают истину –

И поэтому, именно поведение сынов Израиля таким образом, что «народ, который живет отдельно» – это путь, чтобы получить признание и помощь народов мира.

И посредством этого приходят в конце концов к исполнению обещания «оз эhпойх эл амим софо бруро, ликрой кулом бешейм Гашем, леовдой шехем эход[28]«,

Т.е., не только, что «бейс Яаков леху венейлхо беойр Гашем[29]«, но также «веhолху гоим леойрех[30]«, ибо, народ Израиля будет признан в глазах всех народов, что это народ, который привел истинный свет в мире – «в то время (когда) сказал Вс-вышний мне – вырежи себе две скрижали каменные как первые», во время Дарования Торы в праздник Шавуот, и после этого – во время дарования вторых скрижалей в Йом Кипурим.

И этот свет пробьет, в конце концов, тьму изгнания, и приведет истинное и полное избавление посредством Мошиаха цидкейну, в скором времени действительно.

***


[1] «А сыны Исраэля отправились в путь от источников сынов Йаакана в Мосеру, там умер Аарон» (Экев 10, 6)

[2] «В ту пору отделил Господь колено Леви, чтобы носить ковчег завета Вс-вышнего» (Экев 10, 8)

[3] телец

[4] «земля добрая и просторная» (Шмойс 3, 8)

[5] «Великая смесь» (гоим, вышедшие вместе с евреями из Египта)

[6] «как все народы дом Иегуды» (Йехезкель 25, 8)

[7] «Вот твои божества, Исраэль» (Тисо 32, 4)

[8] «А мы пойдем во имя Г-спода Б-га нашего» (Миха 4, 5)

[9] дурные болезни

[10] Букв. «передвижение границы». Нарушение чьих-либо прав на что-либо

[11] «Отвращайся от этого и гнушайся его» (Экев 7, 26)

[12] «Вот народ, отдельно обитать будет и меж народов не будет числиться.» (Болок 23, 9)

[13] «Вот твои божества, Исраэль» (Тисо 32, 4)

[14] Разделить (между святым и будничным)

[15] телец

[16] «Долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями?» (Млахим Алеф 18, 21)

[17] «За большинством склоняйся» (Мишпотим 23, 2)

[18] скромность

[19] «Авраам был один» (Йехезкель 33, 24)

[20] «И унаследовал эту землю» (Йехезкель 33, 24)

[21] Гоэл ришойн — первый избавитель

[22] Последний избавитель

[23] «Непрестанно глаза Вс-вышнего, Б-га твоего, на ней от начала года и до конца года.» (Экев 11, 12)

[24] «И исторгла земля обитателей своих.» (Ахарей 18, 25)

[25] «За большинством склоняйся» (Мишпотим 23, 2)

[26] «И окроплю вас водою чистою, и очиститесь вы от всей скверны вашей; и от всех идолов ваших очищу вас.» (Йехезкель 36, 25)

[27] «Позор племен – порочность.» (Мишлей 14, 34)

[28] «Ибо тогда изменю Я язык народов (и сделаю его) чистым, чтобы все призывали имя Г-спода, чтобы служили Ему единодушно.» (Цфанья 3, 9)

[29] «Дом Йаакова, давайте пойдем во свете Вс-вышнего» (Йешайа 2, 5)

[30] «И будут ходить народы при свете твоем» (Йешайа 60, 3)