«Пусть цветут сто цветов» Мао Цзедун
Мао, скажем прямо, не изобрел ни плюрализм, ни свободу слова. Поэтому в поисках истоков идеи, выраженной в эпиграфе, обратимся к нашей классике: «Кинат софрим тарбэ хохма» («Бава батра», 22а). Буквально: «зависть мудрецов (а еще: переписчиков, писателей), увеличивает мудрость». А не буквально: в духовной сфере (хотя и не только в ней) конкуренция – дело полезное.
Вот мы и решили, вопреки всем правилам коммерции, посвятить этот номер новому изданию, которое уже знакомо читателям в России (а также интернетящим израильтянам), а теперь, в добрый час, начинает выходить и в Израиле.
Все тот же Эзра Ховкин (уже устал хвалить) после ряда талантливых книг радует нас хасидской газетой (формат – как у нас).
Издание инициировано и поддерживается сайтом http://chassidus.ru (И. Ройтман).
Трудно сказать, будет ли издание иметь строго фиксированный вид, скорее, рубрики и их объем еще не раз изменятся. Пока это выглядит так: колонка редактора стыдливо вынесена на вторую страницу и посвящена (в этом, первом номере) теме, которую незаслуженно считают политической: о том, что делают среди нас (в магазинах, на стройках, в ресторанах) арабы и почему они все еще там. На самом деле, тема вполне религиозная, галахическая. А Ховкин ее препарирует и с психологической точки зрения. Получилось остро, но не острее арабского ножа.
Итак, наша «колонка редактора» представляет новое издание.
«В нелегкое время мы в Израиле сейчас живем. Враг стреляет и взрывает (хорошо бы у себя на дому), а пресса с детской серьезностью обсуждает, когда же Арафат его приструнит. Кого – своих зятьев и дядьев, соседей и прочих племянников? Да его тогда назовут и редиской по-арабски...
В таких случаях (например, во время поездки в такси) принято ругать левых и, соответственно, нерелигиозных. Но разве правые не преподнесли арабским убийцам на блюдечке Хеврон?
И разве религиозные (например, ШАС) не дали свое святое благословение на раздачу тысяч единиц стрелкового оружия вышеуказанным гражданам?
В некоторых случаях выгодно быть простоватым. А также наивным, легковерным, с дырявой крышей и даже откровенно тупым.
Таких из правительства не выгоняют, таким зарплата течет. Стреляют? Но ведь не в нас! А дойдет дело до нас – охрана закроет грудями.
Это верхушка пирамиды. Она опирается на сотни тысяч кабланов и кабланчиков, которым приятно нанимать на работу арабов, платя им половину из того, что следует. Все по Карлу Марксу, включая евонный идиотизм.
И есть миллионы, которым просто не хочется ничего менять. Или нету времени и сил.
И если все так мрачно и закатно, то вдвойне необходим прорыв солнца через тучи. Веселье! Истина! Мудрость! Сброс с души каменных проблем.
Поэтому – «Фарбренген». Успех этого скромного листка зависит от вашего участия, от того, насколько осуществится «прочел и передал».
В нынешних обстоятельствах слово – это тоже дело, а добрую мысль, рожденную им, Всевышний кладет на счет в Своем банке.
Поехали. Давайте поменяем закат на рассвет».
Так сказал Эзра Ховкин и взмахнул рукой. Ну что же, поехали - так поехали. Пусть цветут сто цветов, пусть на русской улице шелестят сто религиозных еженедельников.
Может быть, из ста сказанных слов одно прорастет, одно заколосится на еврейской ниве добрыми делами, здравыми мыслями, судьбоносными решениями.
И главное – понять, что не с арабами воюем. То есть с ними-то воевать надо, и всерьез, но это – эпизод. А воюем со своей глупостью, с леностью ума, с усталостью. А с этими монстрами автоматом не повоюешь, тьму, как известно, не разгоняют палкой. Тут иное оружие нужно: мысли, да чувства, да советы мудрецов, да слово Торы.