Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Бремя ответственности

Удивительную двойственность находим мы в нынешней недельной главе. На первый взгляд, Иегуда говорит с Йосефом по всем правилам придворного этикета, почти лебезит перед ним: «Позволь, господин мой, рабу твоему сказать слово господину моему, и да не возгорится гнев твой на раба твоего; ведь ты как фараон».

Но устная традиция, сопровождающая текст Торы, рассказывает совершенно иную историю.

Иегуда ревет в гневе, сотрясая землю и небеса, Йосеф опасается за свою жизнь. Мидраш уподобляет их льву и быку, сошедшимся в бою.

Самое начало главы так и истолковано: «И подошел к нему Иегуда», — подходя к Йосефу, Иегуда готов был ко всему, даже к бою» («Брейшит раба», 93:6)

Иегуда, как рассказывает мидраш, был необычайно силен, но Йосеф и его сыновья были еще сильнее: «когда Иегуда и его братья топнули ногами и весь Египет затрясся, Йосеф со своими сыновьями сделал то же, и Иегуда сказал: «Он сильнее меня»».

Но и оставив соотношение физических сил в стороне, трудно не заметить, что поведение Йегуды, мягко говоря, безрассудно: как может горстка людей объявить войну правителю Египта?!

Ответ неожиданно прост: Иегуда вообще не думал о шансах на успех. Он взял на себя ответственность перед отцом за жизнь Биньямина («раб же твой поручился за отрока»). Теперь на нем лежала не только великая ответственность, но и долг самопожертвования.

Тот, на кого ложится бремя ответственности за жизни братьев его, евреев, не вправе хладнокровно взвешивать за и против. Он должен уподобиться «быку и льву в ярости» и защищать братьев, как это делает разъяренное животное.

А как же разум, здравый смысл? Где, наконец, еврейская хитрость, где правило: «голос — голос Яакова, руки — руки Эйсава»?

На этот вопрос проще всего ответить анекдотом с длинной белой бородой.

Стояли два еврея на горной дороге и смотрели на огромный камень, перегородивший ее.

Строили догадки о причине неурядицы и планы по ее преодолению, рядили, судили.

Проходил той дорогой гой, примерился к камню и с немалым усилием сдвинул его с пути. Переглянулись евреи и сказали с пренебрежением: «Что с гоя возьмешь! Нет чтобы с умом подойти, они все норовят решить силой».

Глядя на все, что происходит в Израиле вот уже десять лет, невольно думаешь о том, чему учит хасидизм: порой Яакову следует прикинуться Эйсавом. Иногда еврею можно и нужно притвориться гоем.

Чем больше мы пытаемся решить проблемы безопасности болтовней и бумаготворчеством, тем больше крови льется на Святой земле.

Довольно, потешились, «дали шанс» всем видам политического безумия, поумничали вволю, поиграли в политические игры, прозаседались, перецеловали всех врагов (одно утешение: они тоже намучились, лобызаемые нашими нобелевскими лауреатами).

А что если попробовать по-гойски? Поговорить с арабами по-арабски, ответить на огонь огнем, на один взрыв — десятью?

Трудно предсказать исход любой войны, но совершенно очевидно, что в войне без правил всегда проигрывают джентльмены и рыцари.

Кстати, нам будет совсем нетрудно на время отбросить интеллигентские комплексы и великосветские манеры: ведь и сейчас, когда мы воюем вполсилы, мир считает нас кровожадными варварами.

Может быть, наши лидеры просто не могут себя так вести, может быть их охватила бледная немочь, может быть, они просто-напросто боятся? Что ж, они всего лишь люди и ничто человеческое им не чуждо. Но в таком случае (об этом много раз говорил Ребе) они должны найти в себе мужество для иного — сказать народу: мы боимся, мы не можем устоять перед давлением. А затем откланяться и уйти со сцены.

Тот, кто не умеет воевать, как Иегуда, не вправе принимать на себя ответственность за Биньямина, за жизнь наших детей.