Суббота Сукот
18 тишрей 5762 года
4/10/2001
ДВА ПРАЗДНИКА
Было бы естественно ожидать, что имя «Симхат Тора» (радость, праздник Торы) получит Шавуот – день дарования Торы.
Слова: потому что в Симхат Тора начинается новый цикл чтения Торы, – тоже не будут ответом. Ведь за ними немедленно последует вопрос: а почему не приурочить начало и конец цикла чтения к дню дарования Торы (Шавуот)?!
Есть старинная притча, которая поможет нам приблизиться к пониманию этой двойственности (дарование Торы празднуется летом бессонной ночью за раскрытой книгой, а осенью – танцем с закрытым свитком).
Вот она: король, как водится в сказках для маленьких и в притчах для больших, провозгласил «конкурс на замещение вакантной должности» жениха для принцессы.
К «конкурсу» допускался любой при одном условии: жениху запрещено видеть невесту, он до самой свадьбы не будет иметь представления, как выглядит его будущая жена.
Столичные гостиницы в миг наполнились соискателями, но тут пошли слухи: говорят, она настоящее чудовище. Нет, она глухонемая. О чем вы говорите? Она – умственно отсталая!
Не прошло и двух дней, и гостиницы снова опустели. Только один деревенский парень остался: во-первых, он не верил слухам, во-вторых, он изначально хотел жениться на принцессе не потому, что она красавица, а потому, что она -царская дочь.
Нет, он не искал богатства и власти, просто он любил царя, а стало быть, любил и все, что дорого царю.
Поскольку остался один соискатель, принцесса досталась ему без боя.
После свадьбы молодые вошли в свои покои и жених, не без опасений, приподнял фату. Он был потрясен неземной красотой молодой жены, не вдаваясь в подробности, скажем, что все в ней было совершенно, да и характер у нее оказался золотой.
И тогда молодой муж объявил: он устраивает во дворце бал, который по роскоши и веселью семикратно превзойдет свадьбу.
Притчи, как и анекдоты, не стоит портить пост-коментариями, но если они все же нужны, скажем так: король в нашей притче – Вс-вышний, претенденты на руку принцессы – народы мира, сама невеста – Тора. А кто же жених? Народ Израиля, мы с вами. Осталось истолковать два празднества, но вы уже и сами знаете: свадьба (лицо невесты скрыто фатой) – Симхат Тора, а бал, на котором красоту принцессы видят все гости — Шавуот (книги раскрыты).
И еще одна притча о царе (и, разумеется, о Симхат Тора): пригласил царь как-то гостей к себе на праздник. Погуляли, все разъезжаются и царь говорит: «Тяжело мне расстаться с вами, останьтесь со мной еще немного». Ребе пишет: «Сущность Шмини Ацерет и Симхат Тора – «Каша алай придатхэм» – «Тяжело мне расставание с вами (а точнее – ваше)».
Взаимоотношения между евреями и Б-гом, если посмотреть на них «со стороны Вс-вышнего», не знают расставания. Его связь с евреями вечна и непрерывна. «Расстаются», убегают от Б-га, только евреи. Секрет этого отчуждения весьма глубок: разлука евреев со Вс-вышним проистекает из разрозненности между самими евреями – «придат-хэм», «расставание ваше», – раз-деленность между вами.
Пока мы, евреи «кулану кээхад» -едины, нет у нас разлада и со Вс-вышним. «Бархэйну Авину кулану кээхад...» – «Благослови нас, Отец наш, всех вместе, как одного».
В дни праздника Сукот весь еврейский народ на время превращается в «агуда эхат» – «одну связку». Кончается праздник, развязан лулав, нарушено единство, начинается отчуждение.
И говорит Вс-вышний: «Тяжело Мне видеть разделение между вами». Смысл Симхат Тора состоит не только в том, чтобы отдалить расставание еще на один день, но и в том, чтобы создать новое единство – на весь год.
Сказано об этих днях:
«И пошел Яков в своей дорогой...» – кончились праздники и еврей уходит в будни. Важно, чтобы дорога, по которой он идет, была его дорогой, дорогой Яакова, дорогой Торы и заповедей.