Предыдущие годы

Как вы сказали?! У вас нету времени, молодой человек? У еврея может не быть денег, может не быть здоровья, но время у него всегда есть. У нас столько прошлого и так много будущего, что грех жаловаться. А. И. Иоффе
Аппологетика выдумана не нами и не сегодня. Во все времена люди пытались найти доказательства истинности своей веры за ее пределами: через науку, историю, эстетику.
Эренбург подметил интересную деталь: люди, которые готовы идти против всего мира, плюют на всех и вся, в то же время очень гордятся тем, что проезжий купец из Америки высоко оценил российский балет.
Каждый год, в течение нескольких недель до и после Хануки мы читаем снова и снова главы Торы, посвященные истории Йосефа и его братьев. Десятки писателей, художников и композиторов обыгрывали эту тему в своих произведениях. Нет, кажется, в мире культуры, в которую не вошел бы рассказ о братьях, продавших младшего в рабство, о том, как из раба он превратился в правителя, о том, как, вместо того, чтобы отомстить, спас своих мучителей от смерти.
Вторая книга Торы, которую мы начинаем читать на этой неделе, называется по-еврейски Шемот -«Имена». На других языках ее называют «Исход».
Недельная глава называется «Бэшалах» («когда отпустил фараон...») и речь в ней идет о первых мгновениях свободы: миллионы рабов обретают свободу и пускаются в долгий путь. Они еще не знают, куда ведет их Моше и сколько времени и сил возьмет дорога. Мы, читатели, знаем -ведь к этому тексту мы возвращаемся из года в год.
Принято жаловаться на строгости Торы: она велит соблюдать субботу, кашрут, повелевает..., запрещает... У каждого готов пример «трудного» закона. Но, странное дело, никто не жалуется на общее требование иудаизма, парадоксальное на первый взгляд.
В недельной главе «Трума» мы сталкиваемся с заповедью, которая привела в недоумение самого Моше, нашего учителя.
Демонстрация «демократических сил» под лозунгом «Мы вас заставим свободу любить!» оставила в нервном воздухе Иерусалима несколько вопросов без ответа
А тут, во время дружественного неофициального визита к родителям, увидел я прелюбопытнейшую статью. Не утомляя читателей излишним цитированием, приведу только представительную выборку: «Пора проснуться!... Какой моралью руководствуются наши ортодоксы?! Это не еврейская мораль! Они стремятся занять в государственных структурах оптимальные позиции для выкачивания денег. Израильтяне... против того, чтобы эти люди шантажировали правительство и тащили народ Книги в средневековье».
Психологи говорят, и нет оснований сомневаться в их словах, что нет худшей ловушки для человека, чем отсутствие самоидентификации, самосознания. То есть, живет себе человек и не знает, кто он. У некоторых это незнание частично (человек без национальности, без вероисповедания или без имени).
Читая недельную главу, трудно отделаться от ощущения, что переводить слово «цараат» как «проказа» – вряд ли верно. Мы сохранили принятую терминологию в переводе (на обороте этой страницы), но о какой «проказе» идет речь? И судя по описанным симптомам, и судя по методам лечения – это отнюдь не lepra. Намек на особую природу этой таинственной болезни можно найти в ее еврейском названии которое можно перевести и как «злословие».
В Израиле конца XX века, кажется, нету согласия ни в чем. Каждый тянет в свою сторону, консенсус скончался. Особенно ярко это видно во всем, что касается, религии или, как модно сейчас это формулировать, «войны культур». И только в одном нерелигиозный израильтянин единодушен со своим религиозным соотечественником. Обрезание своим мальчикам делают все.
Время между Песах и Шавуот, семь недель отсчета Омера,– особое время. Своеобразный коридор, инкубационный период, в который толпа рабов становится свободным народом. И сама жизнь в эти дни (в пустыне, в том самом поколении) словно была между небом и землей
Путь из рабства к Синаю почти завершен. Еще немного, одна неделя, и небо пронзят молнии, гора задрожит от звуков шофара. Звуки обретут форму и цвет, а видения станут слышимыми. Человечество встретится с Творцом и услышит (и увидит) Его голос. Один раз, всего один раз в истории человечества приоткрылась завеса между человеком, ограниченным и смертным, и Вс-вышним, Безграничным и Вневременным.
В праздник Шавуот по традиции во всех синагогах мира прочтут текст «десяти заповедей»,– может быть, самого знаменитого текста в истории человечества. Впрочем, только ничтожная часть тех кто слышал о десяти заповедях (или даже присягает на верность им) может припомнить больше пяти из них, да и то в общих чертах.
По-русски говорят (грубо, но так выразительно!): «Отделить мух от котлет». Принцип разделения так важен в иудаизме, что мне кажется порой, что и русское высказывание о мухах и котлетах родилось в еврейской голове.
«Сказал раби Ицхак: «Надо бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас – глава месяцев» [Шемот], который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с рассказа о сотворения мира?! Потому что «творения Своего явил Он народу Своему, чтобы дать им удел племен» [Теилим]. Когда скажут народы мира Израилю: «Захватчики вы, отнявшие земли семи народов», то сыны Израиля скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Бывают неожиданности и в степенном повествовании Торы. Рассказывая о строительстве мобильного святилища – прообраза будущего Храма – Тора неожиданно «сбивается на постороннюю тему» и устанавливает заповедь о соблюдении субботы.
Недельная глава начинается описанием одежд, которые следует сделать для первосвященника. Золотые и голубые нити, колокольчики, шарики из ниток, передник, надетый «наоборот», золотая пластина, драгоценные камни с выгравированными на них буквами. Все это, наверное, было очень красиво. Но к чему все это? Не все ли равно Вс-вышнему, в чем придет к нему Агарон?!
«И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Агарона, и потребовал: «Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами! потому что этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, пропал и не знаем мы, что с ним».
Мы знаем, что в Торе каждое слово на месте, каждое слово важно. Но иногда кажется, что текст перегружен повторениями: например, в нынешней недельной главе то и дело повторяются слова «как повелел Вс-вышний. Не излишество ли?
«Может быть, можно переменить бред? – трусливо спрашивал Берлага. – Что, если я буду Эмиль Золя или Магомет? - Поздно, – сказал Кай Юлий. – В истории болезни уже записано, что вы вице-король, а сумасшедший не может менять свои мании, как носки.»
Мы склонны думать, что монотеизм был изобретением Авраама, тем новшеством, которое евреи принесли языческому человечеству. Но вот что интересно: история человека начинается Адамом, знавшим Единого Творца, после потопа род человеческий начинается с семьи Ноаха, знавшего единого Б-га. Стало быть, изначально человечество знало Единого Творца и верило только в него. Откуда же пошло дробление вер и вера в множество богов? Вот что пишет Рамбам в кодексе «Мишне Тора»:

Запись опубликована в рубрике: .