Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Последний штрих

Недельная глава « Ахарэй – Кдошим»

7 ияра 5759

24.5.99

ПОСЛЕДНИЙ ШТРИХ

В Израиле конца XX века, кажется, нету согласия ни в чем. Каждый тянет в свою сторону, консенсус скончался. Особенно ярко это видно во всем, что касается, религии или, как модно сейчас это формулировать, «войны культур». И только в одном нерелигиозный израильтянин единодушен со своим религиозным соотечественником. Обрезание своим мальчикам делают все. Разумеется, один делает это из убеждения что такова воля Вс-вышнего, другой хочет, чтобы ребенок был «как все». Но разные побуждения приводят к одному и тому же действию. На фоне этого последнего острова национального согласия особенно заметен нарыв, который, если не рассосется, может отравить _весь организм.

Да будет вам известно, что в Израиле действует организация, название которой стоит дословно перевести для тех читателей, которые не владеют ивритом: «Союз борьбы с надрезами на половых органах».

После того, как нервный смех в рядах читателей утих, поясним, что «союз» борется с обрядом обрезания. Активисты обратились в верховный суд с требованием запретить родителям «физическое насилие над беззащитным младенцем».

Еврейская история простирается в такие глубины прошлого, что нас, народ преклонного возраста, но без признаков склероза, трудно чем нибудь удивить. Две тысячи лет назад все это уже было: та же идея, та же аргументация.

В свое время римляне (им предшествовали греки) пытались искоренить обряд обрезания. Мир сотворен совершенным, – говорили они, – всякое изменение, вносимое в него человеком излишне и разрушительно. Не имеет особого значения и то, что этот аргумент (обрезание уродует челове-Я ка, сотворенного совершенным) не был искренним убеждением римлян, весьма активно изменявших-уродовавших мир, был изобретен специально для «перевоспитания « евреев.

Римский наместник, убеждая раби Акиву в недопустимости и изуверстве обрезния, спросил:

-Что лучше – деяния Вс-вышнего или деяния человека?

-Деяния человека, – ответил мудрец.

-Взгляни на небеса и на землю. Разве в силах человеческих создать подобное? – удивился римлянин «нерелигиозному» ответу учителя религии.

-Подобное – нет, но кое что получше – да.

Рабби Акива принес мешок пшеницы и хлебный каравай, положил то и другое перед наместником и спросил:

-Что, по-твоему, лучше, пшеница или хлеб?

Человек в этом мире – не еще один биологический вид и даже не венец творения. Он – единственный из всего сотворенного соучастник творения. Слова мудреца нужно понять правильно: Вс-вышний, сотворивший зерна пше ницы мог сотворить и каравай. Но Он оставил человеку право «последнего штриха», способность войти в совершенный мир и сделать его еще лучше. Обрезание – только один пример такого «штриха», ограничения животных страстей, обуздания животного начала. В субботнем кидуше есть странные слова: «Ибо в субботу отдыхал Вс-вышний от всего, что сотворил Он, чтобы делать». Вс-вышний оставил в мире опцию совершенства, которую можно достичь только активным действием человека. Человека, сотворенного, чтобы делать.