Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Великое разделение

Недельная глава

Ки-Тэцэ

8 элула 5759

20.8.99

ВЕЛИКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

По-русски говорят (грубо, но так выразительно!): «Отделить мух от котлет». Принцип разделения так важен в иудаизме, что мне кажется порой, что и русское высказывание о мухах и котлетах родилось в еврейской голове.

Трудно не заметить в недельной главе целый «остров» разделительных законов:

«Не засевай виноградник двумя видами семян. Не паши на воле и осле вместе. Не надевай одежды, сделанной из шерсти и льна вместе».

А еще мы знаем о запрете смешивать мясное с молочным, о запрете на смешанные браки, о каббалистическом принципе разделения света и тьмы (об извлечении из тьмы рассеянных в ней искр света.

Идея сепарации слишком глубока и многогранна, чтобы пытаться втиснуть ее в прокрустово ложе листка А4. Но важно, по крайней мере, обратить на нее внимание и понять, почему мы не мичуринцы и скрещивание яблони со смородиной, таракана с овцой и котлеты со сметаной не вписывается в нашу традицию, не только гастрономическую, но и духовную.

В каббале и хасидизме мы находим идею, которую в первом приближении, можно сформулировать так: зла как такового нет. Есть вещи, люди, явления неуместные или несвоевременные. Они-то и оказываются злом.

Некогда, услышав эти слова от покойного моего учителя, я автоматически не согласился: как так, нету зла?! Оно ведь так очевидно, куда заметнее и бесспорнее, чем добро. Ну, например, сказал я, Гитлер – разве его рождение не персонифицировало абсолютное зло?! Гитлер мог бы проработать всю жизнь, скажем, смотрителем в зоопарке Вены,– ответил учитель,– он, может быть, был бы жестковат в отношениях с сослуживцами, но клетки были бы чисты, животные – ухожены. Стало быть, не он – зло, а то, что он оказался главой могущественной европейской державы.

Такая интерпретация нисколько не снимает с проклятого вампира ответственность за уничтожение миллионов, но, что особенно важно, указывает на подлинного виновника трагедии – народ, поставивший вампира во главе своей державы.

Каббала называет миссию человека в этом мире странным словом «берурим» – «сортировка», «сепарация». Мы понимаем это на интуитивном уровне, знаем, что наша задача – вернуть в мир исходный порядок, который был нарушен в самом начале. Мир, говорит термодинамика, стремится превратиться в однородную смесь всего со всем. Человек, с бомбами, ракетами, ядовитыми выбросами промышленности, неконтролируемой жестокостью, вседозволенностью и беспределом конца XX века сварит эту вселенскую кашу,– предрекает история.

Нет, говорит вера, человек должен это предотвратить. Не будет конца света в страшном, апокалиптическом смысле этого слова. Будет конец истории, освобождение человечества, приход Машиаха. Добро и зло будут разделены и в это мгновение зло перестанет быть злом.

Приход Машиаха – так привычно думать – это пахнет бездействием. Сиди себе и жди сына Давида, Избавителя.

На самом же деле вряд ли есть позиция более активная, чем это ожидание – ведь его приход зависит от нас, от того, насколько мы сумеем очистить мир от хаоса, от аморфной диффузии всего во всё. Нет, не нравятся нам мичуринские яблочки.