Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Не все подсудно

Недельная глава

Тецавэ

10 адара 5759 26.2.99

НЕ ВСЕ ПОДСУДНО

Демонстрация «демократических сил» под лозунгом «Мы вас заставим свободу любить!» оставила в нервном воздухе Иерусалима несколько вопросов без ответа.

Напомним, что пока религиозные читали псалмы и молились, всхлипывая и жалуясь на горькую судьбу еврейской религии в еврейском государстве, немногочисленные, но боевые демократы размахивали разными дружелюбными лозунгами: «дрос коль дос» (дави всех религиозных), «гашмед кол харед» (уничтожь каждого ортодокса), «бокер тов, Иран» (с добрым утром, Иран).

Они пришли в иерусалимский парк Сакер с благородной целью: защитить верховный суд. Не то, чтобы ему угрожала опасность погрома. Вы ведь видели религиозную молодежь в очках и с нежными манерами – погромщики из них те еще. Но что правда, то правда, религиозные на судей сердятся. А поскольку демонстрации окончились без жертв и все разошлись по домам, самое время сейчас разобраться в том, на что же сердятся эти неуемные ортодоксы.

Израиль страна удивительная. И ничего неожиданного в этом нет – мы ведь народ нестандартный, неконвенциональный, а по мнению многих и некондиционный. Вот и страну построили – парадокс на парадоксе. Израиль – государство еврейское и демократическое. Аксиома. Вот только трудно из этой аксиомы выводить теоремы. Демократия – это, среди прочего, полное равенство. В том числе и по национальному признаку. Поэтому и не может быть государство одновременно демократическим и национальным. Например Франция – демократическая республика. Но ни в коем случае не французская демократическая республика. И если, по иронии судьбы, курды и турки станут во Франции большинством, не будет у французов никакого пути сохранить французское лицо Франции, кроме военного переворота.

А вот отцы-основатели Израиля решили, что можно объединить несовместимое – так родился гибрид иудаизма с демократией. Вскоре оказалось, что есть в этой системе прорехи: с точки зрения демократии все могут жениться на всех. А с точки зрения иудаизма, смешанный брак – преступление. С точки зрения демократии все дни недели равны, а несознательные религиозные евреи вот уже три тысячелетия не нарушают святость субботы даже под страхом смерти. Словом, точки в которых иудаизм и демократия согласны, можно пересчитать на пальцах.

Все это не ново, Израиль живет с этим уже 50 лет. И жил бы дальше, споря и находя компромиссы, в равной степени тесные для обоих сторон. Но тут в борьбу вступил Верховный суд. Прозвучал но. вый лозунг: «гаколь шафит» – «все подсудно».

Отныне судьи стали рассматривать не только уголовные и гражданские дела, но и выносить решения по религиозным вопросам. Это несколько проблематично, если принять во внимание следующую мелочь: судьи в Израиле не избираются, а назначаются. В Америке элита – WASP – белые, англосаксы, протестанты, а у нас судьи – АНЛ – ашкеназы, нерелигиозные, левые. Понятно, какой приговор вынесут такие судьи по любому еврейскому религиозному вопросу.

Никакая опасность суду не угрожает, никто не пытается его распустить, а судей отправить в колхоз по картошку. Одна у нас к ним скромная просьба: оставьте религиозные вопросы тем, кто в них разбирается, кто верит в их важность. Не все подсудно в этом мире. Не для того строили еврейское государство после 2000 лет галута, чтобы в нем иудаизм был посажен на скамью подсудимых. Не все подсудно, господа судьи.