Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Выбор за тобой

Недельная глава «Мишпатим»

19 швата 5759

5.2.99

ВЫБОР ЗА ТОБОЙ

Принято жаловаться на строгости Торы: она велит соблюдать субботу, кашрут, повелевает…, запрещает… У каждого готов пример «трудного» закона. Но, странное дело, никто не жалуется на общее требование иудаизма, парадоксальное на первый взгляд.

Тора требует добровольного подчинения. На доисторической родине бытовал такой термин: добровольно-принудительно. У евреев это наоборот: строгие законы, от которых нельзя отступить ни на миллиметр, принимаются каждым из нас добровольно. То есть, принимаются или отвергаются.

Свобода выбора так велика (точ нее: неограничена), что известный афоризм гласит: все зависит от Вс-вышнего, кроме страха перед Вс-вышним. Однозначно постулируется независимость человека в вопросах веры и в подчинении/неподчинении Вс-вышнему.

Со свойственной хасидизму прсстотой и красочностью, первые учителя формулировали это так «У Вс-вышнего нет полиции». То есть, если человек выбирает не верить, то Вс-вышний не пошлет к нему жандармов.

Может сложиться впечатление, что картина с простотой раскладывается на черно-белой шкале есть верующие и неверующие. А. верит в Б-га и потому исполняет его повеления, Б. не верит в существование Б-га и, естественно, игнорирует странные обычаи, которые верующие считают исполне нием воли Б-га.

На деле же все куда сложнее. А. верит в Б-га и старается исполнять Его волю. Б. – не верит и не исполняет. Но между этими двумя полюсами (праведник и злодей из пасхальной Агады) мы находим тысячу оттенков: В. верит в Б-га но не уверен, что знает, что именно Вс-вышний требует от него, Г. соблюдает еврейские обычаи, потому что так делали его отец и мать, но не знает, существует ли Б-г. Д. верит, но ему трудно отказаться от некашерной еды. Е. не верит в законы Торы, но никогда не женится на нееврейке.

В этой невероятной путанице, кажется, не найти ни закономерности, ни определенности. И все же есть островок стабильности в море хаоса. Всегда, каковы бы ни были убеждения человека и его образ жизни, мы можем с уверенностью сказать: он сам сделал свой выбор. Есть внешние влияния, есть дух времени, есть наклонности, есть порой принуждение, но выбор человек делает сам. И если сказанное кажется вам неочевидным, вспомним о стариках, прошедших десятилетия сталинских лагерей, не нарушив святости субботы, не прикоснувшись к некашерной пище. С другой стороны, в самых религиозных семьях Меа-Шеарим в Иерусалиме случается, что подросток оставляет религиозный образ жизни.

Можно понять каждого: и тех, кто колеблется, и тех, кто ведет себя непоследовательно. Можно понять поиски оправдания, «козла отпущения» («я веду себя так, потому что внешние условия таковы…, потому что я так воспитан…, потому что друзья влияют на меня…»), но нельзя согласиться с этими аргументами.

Тора и в особенности учения о душе человека (каббала, хасидизм, мусар) говорят об абсолютной ответственности человека за его выбор. Это может показаться тяжелым грузом, беспощадным подходом (так хочется порой перенести ответственность на других). Но именно это и делает человека человеком: право решать и ответственность за принятые решения. У Вс-вышнего нет полиции. Тот, кто заводит машину в субботу и пускается в путь не будет остановлен «небесным ГАИ». Но он должен знать: решение принимает он сам, только в его силах изменить ход жизни, попробовать жить иначе. Как подсказывает еврейская душа.