Девятый месяц еврейского календаря, начинающийся в эти дни, носит название кислев, происходящее, очевидно, от слова кисло («вера», «упование») в книге Ийова (8:14). Учителя кабалы говорят о двух формах веры и упования: пассивной и активной.
Месяц кислев, время празднования Хануки, они связывают как с активной, деятельной верой, с упованием, выраженным в действии, так и с пассивной, умиротворенной верой, уподобленной предрассветному сну.
Хануку называют хаг гаурим - «праздник света». Что же такое свет? Нет, не в физическом, научном смысле слова, хотя и эта тема интересна и вполне уместна в контексте духовного исследования.
...«Когда был сотворен мир, свет был таков, что мир можно было видеть от одного края вселенной до другого. Увидел Всевышний, благословен Он, что свет слишком ярок, и сокрыл его».
Последний день праздника обычно называют зот - Ханука («это -Ханука»). Тому есть причина: фрагмент из Торы, который читают в этот день, начинается словами «это - освящение жертвенника...»
Но не может быть, чтобы у этого необычного названия дня не было и символического объяснения. Видимо, в последнем дне праздника заключена в особой полноте вся его суть. Именно на этот день наша традиция (а «традиция Израиля - тоже Тора») указывает и говорит: «Это - Ханука!»