Вернуть Иосефа Яакову

Недельная глава

«Ваигаш»

6 тевета 5759

25.12.98

ВЕРНУТЬ ИОСЕФА ЯАКОВУ

Каждый год, в течение нескольких недель до и после Хануки мы читаем снова и снова главы Торы, посвященные истории Йосефа и его братьев. Десятки писателей, художников и композиторов обыгрывали эту тему в своих произведениях. Нет, кажется, в мире культуры, в которую не вошел бы рассказ о братьях, продавших младшего в рабство, о том, как из раба он превратился в правителя, о том, как, вместо того, чтобы отомстить, спас своих мучителей от смерти.

Рассказ Торы, первоисточник В этих произведений, разворачивающийся перед нашими глазами из года в год, не может оставить читателя равнодушным. Без «архитектурных излишеств», лаконично и даже, может показаться, сухо, Тора рассказывает о караване исмаэльтян, о яме, на дне которой – змеи и скорпионы, о тюрьме, о голоде. И, самое страшное,-об отчуждении, о жестокости к родному человеку, о страшной разрушительной силе зависти, о глубине падения и силе раскаяния, о страхе, о радости прощения и о том, что никогда не поздно. Никогда не поздно вернуться в семью и снова стать братьями.

Ребе не раз связывал рассказ о продаже младшего брата в рабство с одной из трагедий недавнего прошлого: с тайной похищения детей из семей восточных евреев в 50-е годы. Мы мало что знаем об этой истории: три серьезные комиссии и несчетное количество менее серьезных не сумели добраться до фактов. Известно, что множеству супружеских пар (от нескольких сотен до нескольких тысяч) было сообщено, что их дети (от младенческого возраста до 3 лет от роду) умерли в больнице. Труп им не показали, место захоронения не известно, справки о смерти подозрительно похожи друг на друга и оформлены небрежно и с ошибками. И еще одна деталь: как правило, дети были в хорошем физическом состоянии, родители видели их здоровыми и веселыми за несколько дней или часов до «смерти».

На другом конце загадки: слухи о богатых бездетных семьях в Америке и Израиле, усыновивших в те годы «темнокожих» детишек. Все остальное – непроверенные домыслы.

Прошли десятилетия, но родители, как праотец наш Яаков «отказываются утешиться», не заживают раны, кровоточат сердца. Они уже старики, тогдашние молодые наивные пары, потерявшие детей. Сколько им осталось жить? Они хотят, как Яаков, чтобы ребенок нашелся и «закрыл им глаза».

Вокруг этой истории бушуют страсти, один из инициаторов поисков пропавших детей сидит в тюрьме. А ведь еще десятки лет назад Ребе предлагал решить эту проблему по-человечески: поднять архивы усыновления, вернуть детям родителей, родителям – детей. «Всё педантично записано и зарегистрировано»,– утверждал Ребе.

Мы слишком мало знаем, чтобы с уверенностью сказать, что произошло тогда в Эрэц Исраэль, какая злодейская сделка была провернута и кто за ней стоял. Ясно одно: государство могло бы если не исправить случившееся, то, по крайней мере, дать жизненно важную информацию. Это не происходит, Йосеф все еще в Египте, Яаков плачет в Кнаане. Может быть, Египет и Кнаан в данном случае – на одной улице, в соседних домах. Может быть, Яаков, выплакавший глаза, и Йосеф встречаются каждый день в маколете.

Важно, разумеется важно, найти и наказать виновных. Но куда важнее уже сейчас, не завтра, не через три года, вернуть детей родителям, помочь им найти друг друга. Не очередная склока здесь нужна, а капля человечности и милосердия со стороны тех, кто «сидит на информации».

 

Запись опубликована в рубрике: .