Недельная глава
Тецаве
12 адара (а) 5760 18.2.2000
ОДЕЖДЫ ПЕРВОСВЯЩЕННИКА
Недельная глава начинается описанием одежд, которые следует сделать для первосвященника. Золотые и голубые нити, колокольчики, шарики из ниток, передник, надетый «наоборот», золотая пластина, драгоценные камни с выгравированными на них буквами. Все это, наверное, было очень красиво. Но к чему все это? Не все ли равно Вс-вышнему, в чем придет к нему Агарон?!
Этот вопрос мы часто слышим от других да и самим себе нередко задаем его в разнообразных вариациях. Почему харедим ходят в черном? Не все ли равно, что человек ест? Как может смешение льна и шерсти повлиять на дух человека? И вообще, к чему заниматься формой, не важнее ли содержание?
Классический ответ на этот, несколько демагогический,– вопрос таков: содержание, может быть, и важнее формы. Но без формы содержания не будет вовсе. Вино важнее бокала, но его не нальешь в протянутую руку. Почтение к родителям важнее, чем его внешние проявления, но если внешних проявлений нет, узнают ли родители, что чувствует по отношению к ним сын?
Но за пределами этого ответа остается очень важный аспект дилеммы «форма-содержание».
Служение Вс-вышнему тоже должно быть облечено в форму. Не ради Вс-вышнего, которому, по словам Талмуда, все равно, режут ли жертвенное животное с затылка или со стороны горла. В определенной форме нуждаемся мы, а не Он.
Каждая мелочь в нашей кашерной «диете», каждый закон в «Шулхан Арухе», каждая складка на одежде первосвященника создает тот контур жизни и служения, который превращает Израиль из просто народа в «народ священников».
Но, если форма существует для нас, а Творец в ней не нуждается, то, может быть, каждый придумает себе пути служения, в точности соответствующие его неповторимой индивидуальности?
Многое в отношениях человека с Творцом проще понять через древние притчи. Известно, что Вс-вышний подобен отцу, а мы его детям. Это не значит, что аллегорию можно воспринять буквально – тут недалеко и до христианской ереси. Но оставаясь в рамках аллегории, можно во многом разобраться. Например в выборе путей служения.
Итак, мы разобрались: форма необходима. Как ее выбрать. Отец говорит сыну: знаешь, если ты захочешь оказать мне уважение, не кушай в моем доме свинину. Нет, папа, – говорит дитя,– я проявлю свое уважение к тебе так, как мне нравится: заварю тебе стаканчик чая. Спасибо, сынок,– вздыхает папа,– теперь я понимаю, как ты меня уважаешь.
Вс-вышний говорит: если захотите показать мне уважение (если не захотите – от Меня не убудет), то молитесь трижды в день по установленной форме и правилам.
Да нет,– отвечают детки,– молиться будем, когда захочется, текст придумаем сами, равноправия ради кантором поставим женщину.
Ну и ладно,– отвечает Отец,– Мне уже все ясно.
Странная вещь: одежды священников и первосвященника в Храме, вне всякого сомнения, были великолепны. Но, скажем, если бы первосвященник добавил к установленным элементам еще один бриллиант или золотую пряжку (чтобы красивше было!), одеяния его стали бы «некошерными» и все его служение в Храме было бы неугодным и бессмысленным. Не добавляй и не убавляй, говорит Тора.
Служение человека Вс-вышнему должно быть облачено в ту форму, которую сам Вс-вышний избрал.