Золотой теленок не по Ильфу и Петрову

Недельная глава

«Ки тиса»

19 адара (а) 5760

25.2.2000

ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕНОК НЕ ПО ИЛЬФУ И ПЕТРОВУ

Евреи..., их Б-г – деньги.

К. Маркс

Ну, это мы слышали и от других, Маркс здесь не оригинален. Кроме эмпирических аргументов («посмотрите, в чьих руках все деньги»), приводят и более глубокие, «духовные». Среди прочего, говорят: Вс-вышний говорит с Моисеем на горе Синай, а евреи пляшут вокруг золотого тельца. Здесь люди, которым лень читать толстые книжки, делают простенькое логическое заключение (типа «2+2=4») «евреи» + «поклонение» + «золотой телец» = «евреи поклоняются золоту».

Поскольку это прискорбное событие описано в нынешней недельной главе («Ки тиса»), попробуем разобраться в нем всерьез.

Итак, что же случилось в стане сынов Израиля в отсутствие Моше?

Сыны Израиля приходят к Агарону с ужасной просьбой: сделай нам идола.

«И увидел народ, что все еще нет Моше, которому пора спуститься с горы, и окружил народ Агарона, и потребовал: «Встань, сделай нам божество, которое пойдет перед нами! потому что этот человек, Моше, который вывел нас из Египта, пропал и не знаем мы, что с ним».

Можно себе представить чувства, охватившие Агарона. Как противостоять толпе, требующей идола. Сказать: нет? Они сделают идола сами. Убеждать? Не услышат, как не слышали Моше в Египте. Агарон избирает единственную тактику, которая может, по его мнению, привести к успеху: он соглашается исполнить волю толпы при условии... Условие, он надеется, погубит всю затею.

«И сказал им Агарон: «снимите золотые кольца с ушей ваших жен, сыновей и дочерей и принесите мне».

Ну да, так и согласятся женщины вынуть золотые серьги из ушей, чтобы удовлетворить духовные прихоти мужчин! К тому же, К. Маркс утверждает, что евреи с золотом так легко не расстанутся. Но, неожиданно, сценарий дает сбой:

«И снял весь народ золотые кольца со своих ушей, и отдали их Агарону».

Оказывается, история о золотом тельце получила в универсальной мировой культуре ложное толкование: речь тут не о поклонении золоту, а о готовности расстаться с золотом ради неосязаемых ценностей.

Этот вывод мог бы показаться оптимистическим, представляющим наших предков эдакими бессеребрениками (точнее «беззолотниками»), но не все так просто. Отказаться-то от золота они отказались, да вот пожертвовали его не для похвального дела! К тому же идолослужение – великий грех (один из трех «смертных» грехов), а вот корыстолюбие – не более чем осуждаемый Торой, но не запрещенный ею порок.

Как же вышло, что наши великие предки, поколение Исхода, видевшие великие чудеса в Египте и на Красном море, соблазнились служить идолищу поганому? (Кстати, это не случайная оговорка: корень «pagan» на европейских языках означает «языческий идолопоклоннический», отсюда и поганый) Откуда вообще взялась эта странная идея, поклоняться предмету, сотворенному человеком? Человеку свойственно искать и в абстрактных, духовных областях зримые и ощутимые формы, за которые можно «уцепиться». Заметим, что и в случае с золотым тельцом не шла речь о замене Б-га идолом. Идол должен был замерить пропавшего Моше. Веру в единого Творца, стало быть, евреи не потеряли, искали всего лишь посредника, «выведшего из Египта». Это, кстати, вполне современный сюжет: и в наши дни многие, веря в Единого, служат идолам нового времени: карьере, политике, «духовным» модам.

 

Запись опубликована в рубрике: .