Берешит
28 тишрей 5760
8.10.99
ИЗ ГОДА В ГОД
Да, из года в год мы начинаем чтение Торы с величайших тайн творения: небо, земля и все, что на них и в них рождается на наших глазах. И кажется, сейчас прозвучат слова Раши о сотворении всего из «ничто», о десяти творящих глаголах. Но Раши, словно живя с нами сегодня, словно вступая в сегодняшнюю политическую борьбу в Израиле, говорит об актуалии:
«Сказал раби Ицхак: «Надо бы начать Тору со (стиха) «Этот месяц для вас – глава месяцев» [Шемот], который является первой заповедью, данной Израилю. Почему же Тора начинается с рассказа о сотворения мира?! Потому что «творения Своего явил Он народу Своему, чтобы дать им удел племен» [Теилим]. Когда скажут народы мира Израилю: «Захватчики вы, отнявшие земли семи народов», то сыны Израиля скажут им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Наша связь с этой землей - Эрец-Исраэль - Страной Израиля, начинается во времена праотца нашего, богоискателя и первооткрывателя монотеизма, Авраама, 3800 лет с лишним назад. «И установлю союз между Мною и тобою и потомством твоим после тебя, союз вечный, чтобы быть Б-гом тебе и потомству твоему после тебя. И дам тебе и потомству твоему после тебя землю твоего пребывания, всю землю Ханаанскую во владение вечное...» (Берешит, 17:7,8).
Это обещание, повторенное каждому из патриархов, звучит снова накануне прощания народа с его первым пророком и учителем – Моше: «Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Ицхаку и Яакову, сказав: потомству твоему отдам Я ее» (Дварим, 34:4).
Отсюда и название «Земля обетованная», то есть многократно обещанная еврейскому народу Творцом.
Евреи были избранны «народом святым и царством священников», а земля, обетованная им -Святой землей, единственным местом, способным «нести на себе Храм».
«И овладейте землею и поселитесь в ней, ибо вам даю Я землю, чтобы владели ею» (Бемидбар, 33:53).
Два тысячелетия мы смотрели на эту землю издалека, она снилась нам и наполняла наши молитвы, «стояла во главе радости нашей», поминаемая на каждом празднике и свадьбе.
Евреи были гонимы везде и всегда, лишены не только прав, но и права на уважение. И только одного народы мира не оспаривали: пустыня на побережие Средиземного моря была некогда нашим домом, а захолустный городок в Иудейских горах с серой стеной в районе Муграбим – наша древняя столица, Иерусалим.
Но случилось чудо и народ не только выжил в беспрецедентной бойне, но и вернулся: сначала на родную землю, потом и к своим истокам. Важнейшее, второе возвращение еще не завершилось, оно – в самом разгаре. Но и возвращение на физическую, осязаемую Родину не прошло гладко. Слова, предсказанные раби Ицхаком «»Вы захватчики») прозвучали. А мы, такой бойкий и щедрый на словеса народ, онемели, не зная, что ответить на абсурдное обвинение: что только не пробовали, от исторических прав до отрицания существования палестинцев. Мир глух, мы напрасно мечем бисер. Ответ есть и он должен прозвучать: «Вся земля принадлежит Вс-вышнему и Он отдал ее тем, кто Ему угоден».
СТРАХ ЯАКОВА И ОБЕТОВАНИЕ
И сказал Вс-вышний Исраэлю в видениях ночных в пути: «...Я спущусь с тобой в Египет и Я подниму тебя и выведу оттуда».
Жизнь Яакова, кажется, давным-давно остановилась. Он заботится о семье, посылает раз за разом сыновей в Египет за хлебом, судорожно цепляется за младшенького, Биньямина, потом и его отпускает. Он жив, но с того далекого дня, когда принесли ему окровавленные одежды Йосефа, словно похоронил он душу под скорбью, с которой думал «сойти в преисподнюю».
И вдруг все перевернулось: Вс-вышний, лучший из сценаристов и режиссеров, вернул старику сына, вернул ему жизнь.
Более того, снова вернулись к Яакову пророческие сны – встречи с Творцом. «Не бойся идти в Египет»– говорит Вс-вышний. А чего ему, собственно говоря, бояться? Как его еще жизнь не била, чего он еще не видел? Да и идет он теперь не в неизвестность, а к сыну, свету очей его, правителю сверхдержавы, кормителю мира.
Но пророк есть пророк, его страхи не похожи на наши. Мы видим внешнюю сторону событий, он же знает из самого компетентного источника, что потомки его будут рабами в этой золотой обильной стране, которая пока еще вся зажата в ладони Йосефа. Может быть, Яаков трепетал от одной мысли о рабстве? Нет, он думал тогда о другом. Вдруг случится так, что когда минуют годы голода и рабства, его потомки откажутся идти из сверкающего богатством Египта через пустыню в Кнаан, обетованный их праотцам.
Боялся, что приживутся и растворятся в среде народа иного, что погаснет в Египте «искорка Израиля».
Потому и успокаивает его Вс-вышний: «Не бойся идти в Египет, ибо народом великим сделаю тебя там. Я спущусь с тобой в Египет и Я подниму тебя и выведу оттуда».
Мудрецы толкуют: великий народ – особый, несмешивающийся, народ, который не погибнет в бледной эпидемии ассимиляции. И все же, в этом обещании остается загадка. Вс-вышний говорит: «...Я подниму тебя и выведу оттуда». Но посмотрите в текст: Яаков не вернулся в Кнаан, он умер в Египте. Замечание Раши: «Это обещание, что Яаков будет похоронен в земле Израиля»,– не вполне разрешает загадку.
Ответ мы находим у других комментаторов: когда наши праотцы говорят я – они имеют в виду Израиль, еврейский народ. Когда Вс-вышний говорит им ты -снова идет речь обо всех нас.
Со всей ясностью мы видим это в явлении Вс-вышнего Моше-ра-бэйну в непалимой купине. Он говорит: «Я сказал Яакову, праотцу вашему: «...Я спущусь с тобой в Египет и Я подниму тебя и выведу оттуда», и вот теперь Я пришел сюда, чтобы исполнить обещание и вывести из Египта его потомков, в то самое место, откуда Я привел их, – в страну, которую поклялся дать праотцам».
Уникальность еврейского восприятия Б-га состоит, среди прочего в том, что Он не обитает в Храме или ином определенном месте. Он со своим народом. В Иерусалиме в добрые дни, в изгнании – в дни скорби.
Он предстает в Талмуде бесприютным изгнанником, «которому и ногу-то негде поставить, кроме четырех локтей земли, на которых еврей изучает Тору». Мы были народом Б-га, когда никто из народов земли не знал Его. И Он, «помня нам любовь юности, когда шли мы за Ним по пустыне», всегда будет с нами. Из любого рабства поднимет и выведет, как обещал.