Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Сохранить свое имя – обрести свободу

Недельная глава

«Шмот»

20 тевета 5759

8.1.99

СОХРАНИТЬ СВОЕ ИМЯ – ОБРЕСТИ СВОБОДУ

Вторая книга Торы, которую мы начинаем читать на этой неделе, называется по-еврейски Шемот -«Имена». На других языках ее называют «Исход».

Казалось бы, название, данное этой книге народами мира точнее передает ее содержание: в течение ближайших недель мы, действительно, будем читать главы, повествующие об освобождении евреев из египетского рабства, о великом Исходе. Значение этого события в нашей истории так велико, что, освящая каждый их годовых праздников, мы называем его «памятью Исхода из Египта». Не будет преувеличением сказать, что все последующие события нашей истории воспринимаются как продолжения и следствия Исхода.

Но более пристальное внимание к истории рабства и освобождение приводит к выводу, что еврейское название «Имена» указывает на корень освобождения, на секрет «еврейской вечности», нашей неуничтожимости, нашего вопреки всему выживания.

«Говорил раби Уна от имени Бар-Капары: за три заслуги удостоились евреи освобождения из египетского рабства: они не изменили свои имена, не отказались от своего языка и не говорили плохо друг о друге», – читаем мы в «Мид-раш Раба». Связь очевидна: народ, который не сохраняет в изгнании свою самобытность, не может быть освобожден. Не он находится в рабстве, а рабство сидит в нем.

Отказавшись от национальной индивидуальности (имен, языка и внутриобщинной солидарности), народ теряет не только надежду на освобождение, но и шансы на выживание: прежде, чем его погубят враги, он по собственному почину исчезнет, растворится в окружении.

С «Имен» начинается «Исход».

Остаться самим собой в условиях, когда и выжить-то, кажется, невозможно,– так можно сформулировать один из секретов «еврейской вечности».

На первый взгляд, это под силу только героям. Но XX век с его обширным лагерным опытом обогатил нас удивительным знанием. Опытные лагерники говорят, что в нечеловеческих условиях выживали только те, кто не согнулись, не подстроились, остались верны себе. А прагматичные, практичные, ловкие, гибкие, склонные к компромиссам,– эти, вопреки логике, не уцелели.

Судьбы народов подобны судьбам людей. Нельзя выжить как-нибудь, можно уцелеть, только оставаясь самим собой. И если этот путь кажется слишком трудным, напомним, что легкий путь ведет к самоуничтожению, к растворению среди других народов. Все сказанное – не ново. Но есть и новости. Опыт последних пятидесяти лет (самостоятельное еврейское государство в Эрец Исраэль) показал, что все сказанное справедливо не только для галута, существования на чужой земле, среди других народов. Оказалось, что люди, не дорожащий своей историей, своей национальной самобытностью, национальной памятью, разрушающие духовные границы, не в состоянии защитить и границы физические.

Народ, теряющий внутреннюю связь с землей, на которой он живет, со временем обнаруживает, что и связь физическая, политическая – рассыпаются в прах.

Важно, чтобы броня была крепка, а танки быстры.

Но важно и другое: помнят ли танкисты, почему собственно говоря, они оказались здесь и за что они воюют.

А на эти вопросы ответ можно найти только в ультимативном источнике еврейского самосознания – в Торе.

Положение, в котором оказался «народ, сидящий в Сионе» весьма опасно. В этом согласны все – правые и левые, религиозные и светские. Нужно найти из него выход, «исход».

А «Исход» начинается с «Имен» -прежде всего мы должны вспомнить кто мы и как нас зовут.