Недельная глава
«Ваякгэль»
26 адара (а) 5760
3.3.2000
СТОЯЩИЙ В ТЕНИ ВС-ВЫШНЕГО
Мы знаем, что в Торе каждое слово на месте, каждое слово важно. Но иногда кажется, что текст перегружен повторениями: например, в нынешней недельной главе то и дело повторяются слова «как повелел Вс-вышний. Не излишество ли?
И еще один вопрос: На крышке золотого ковчега Вс-вышний велел поставить два литых крува. Не напоминает ли это идолопоклонство?
Ответ на оба вопроса может показаться грубоватым или даже диктаторским: следует служить Вс-вышнему не так, как подсказывает сердце или разум, а так, как велит Сам Вс-вышний.
Если бы Он велел отлить из золота тельца, в этом не было бы греха. Он велел отлить крылатых керувов и поставить их в самом сердце святилища – и это стало заповедью.
Кстати, возведение и оформление святилища было возложено на Бецалеля. Мы мало что знаем о нем (способности и родословие – вот и все, что упомянуто), но его имя выдает главное качество: Бе Цэль Эль – «в тени Вс-вышнего» -будучи великим художником и обладая удивительной силой воображения, он умел оставаться в тени Вс-вышнего, делать только то и в точности то, что ему велено. Не больше и не меньше, не вдаваясь в рассуждения и эксперименты.
Из Талмуда мы знаем, что и в родословии Бецалеля есть намек на это «семейное качество» доведенное до уровня самопожертвования.
Традиция рассказывает, что дед Бецалеля – Хур – был убит отступниками, поскольку не подчинился требованию восставших идолопоклонников. Хур утверждал, что:
1. Нельзя приписывать сотворенному свойства Творца;
2. Служение Вс-вышнему должно строго соответствовать воле и заповедям Вс-вышнего.
Известно, что в ковчеге хранились скрижали Завета. Слово Вс-вышнего, «конспект» истории, «проект мира»,– ну как им не поклоняться?! Однако даже священные скрижали с начертанными «перстом Вс-вышнего» на них десятью заповедями являются всего лишь физической оболочкой Торы, ее материальным «облачением». А сама сокровенная суть спрятана в буквах Торы, в ее смысловом содержании и множественности ее значений. Этого, как раз, и не смогли понять создавшие золотого тельца и своим воображением придавшие неодушевленному идолу божественные свойства.
Поэтому, чтобы ковчегу не были ошибочно приписаны те же свойства, что и золотому тельцу, соорудить ковчег Вс-вышний повелел именно внуку Хура.
Первым условием его избрания было художественное дарование, залог внешнего совершенства Святилища. Но не менее важным было и его умение сделать все «как повелел Вс-вышний».