Недельная глава
«Ваешев»
22 кислев 5759
11.12.98
ВСЕ ЛИ МОЖНО ЛИ ДОКАЗАТЬ?
Аппологетика выдумана не нами и не сегодня. Во все времена люди пытались найти доказательства истинности своей веры за ее пределами: через науку, историю, эстетику.
Христиане говорят: вера исцеляет, воскрешает – поэтому она истинна. Мусульмане говорят: поэзия Корана так прекрасна, что нет сомнения в том, что ее автор – Вс-вышний.
Евреи же издавна подметили парадокс, скрытый в этом подходе: вера, которую можно доказать – есть не вера, но знание. Если Вс-вышний непостижим, то всякая попытка доказать его существование абсурдна по своей
сути. Ученик Бешта, раби Иосеф-Ицхак из Полонна говорил: «Нет сомнения в том, что Вс-вышний существует и правит миром. Но наш мир назван олам, потому что Вс-вышний спрятан – нээлам. Он мог бы доказать свое существование вне всяких сомнений, но Он желает, чтобы мы сами решили верить в него и потому он Кэль мистатэр – Б-г сокрытый»
Попросту говоря, Он играет с нами в прятки и ожидает от нас не только знания, но и веры в недоказуемое. Этим, среди прочего, и отличается наш мир от грядущих времен, когда «знание Вс-вышнего будет повсеместным, как морские воды».
Но и среди евреев во все времена было немало охотников доказать аргументами на уровне человеческого разума то, что разуму нашему заведомо не под силу.
Из многочисленных примеров несостоятельности таких попыток приведем два относительно недавних. В начале века в России было издано Пятикнижие (Хумаш, Тора) с русским переводом. Переводчик, директор еврейского педагогического училища, взялся не только перевести, но и прокомментировать Тору. Казалось бы – бочка меда. Но и в ней оказалась ложка дегтя: переводчик постарался прокоментировать все места, которые, как ему казалось, противоречили тогдашнему положению науки. Прошло почти 90 лет. Текст Торы звучит и сегодня, как три с лишним тысячелетия назад. А вот «научные комментарии» Иеошуа Штейнберга выглядят смехотворно. Можно ли его в этом обвинять, может ли человеческое знание жить вечно?! Разумеется, нет. Но почему же человек со всеми его органическими ограничениями берется «доказывать истинность Торы». Так аппологетика превращается в профанацию.
Второй пример. С помощью компьютера в Торе выискивают коды и намеки. И, разумеется, находят (в Торе можно найти все: гафох ба вагафох ба дэкулэ ба).
Какова ценность этих поисков? Если мы нашли в Торе «коды» -стало быть, она – от Вс-вышнего. А если бы не нашли? А если найдем «коды» в Коране (этим, кстати, активно занимаются в университете Ан-Наджах)?
Есть в этой неуклюжей попытке «вычислить» Вс-вышнего и множество мелких технических абсурдов: например, несмотря на необычайно высокий уровень кодификации текста, есть и расхождения в написании (кри-ктив, ха-сер-етер). В каком же варианте текста искать коды, «следы» Вс-вышнего?
Компьютер уже сегодня необычайно полезен в изучении Торы (проект «Шут», DBS), но веру мы черпаем не из него.